Беспилотное будущее уже прямо перед капотами наших личных машин

ЭкспертАвто

Киберпанк на дорогах

Беспилотное будущее уже прямо перед капотами наших личных машин. Но там все отчетливее вырисовывается знак «Въезд запрещен», адресованный тем, кто не доверяет внешнему разуму, a хочет и дальше сам управлять автомобилем.

Александр Астапов

Фото: Gene J. Puska/AP/TASS

Законодательство в сфере беспилотного вождения становится все либеральнее. Так, раньше в России требовалось присутствие водителя «на всякий пожарный» в автономной машине и возможность обратной ее конверсии в пилотируемую.

Однако в марте этого года вице-премьер Андрей Белоусов подписал дорожную карту по поэтапному вводу в эксплуатацию «настоящих» беспилотов, предусматривающую полную легализацию таких машин для дорог общего пользования. Ключевой момент — внесение поправок в закон «О безопасности дорожного движения» (приняты в первом чтении 12 мая), позволяющих устанавливать экспериментальный правовой режим на отдельных территориях для полностью автономных транспортных средств.

Мы не одиноки. Такие режимы уже введены на некоторых территориях США и КНР (включая Пекин), уже внесен пакет инициатив подобного рода в немецкий бундестаг. И у нас, и у немцев принятие таких законов следует признать запоздалым — уровень развития беспилотов уже позволяет выгнать водителя из-за баранки и перейти от тестирования к полноценной эксплуатации. Как это делает Waymo, эксплуатируя беспилотные такси в городе Феникс (Аризона). Или Baidu в Пекине (там, правда, оператор находится в салоне, но сугубо формально, в пассажирском кресле).

Появляются и беспилотные автомобили специальной разработки. И это не только тихоходные автобусы и шатлы вроде сберовского «Флипа» (см. «На кобыле — без узды», «Эксперт» № 23 за 2021 год), но и полноценная техника — например, VW готовит к производству электроминивэн ID Buzz, разработанный в сотрудничестве со стартапом Argo Al. Во многом похожая машина ожидается от GM и Honda — точнее, принадлежащей GM компании Cruise. Амбициозен и Zoox, не так давно купленный Amazon. Замечу, речь идет не о не концептах, демокарах и прочих самоходных макетах — здесь и далее мы говорим о реальных беспилотных машинах для реальной жизни.

Езда, узда и борозда

«Когда беспилоты четвертого уровня дойдут до пятого? И как это отразится на практике?» — с таким вопросом я обратился к Юлии Швейко, представителю подразделения беспилотных автомобилей «Яндекса». На что Юлия вежливо, но твердо оборвала меня, полного дилетанта в электронике. По ее словам, в «Яндексе» больше не заявляют о всеобщем и скором наступлении доступного пятого уровня, а предпочитают рассматривать беспилотники в целом как четвертый уровень, то есть пригодные для эксплуатации, но с теми или иными ограничениями. В случае с эволюцией систем «настоящего автопилотирования» (и «Яндекс» тут не исключение) ограничения связаны в первую очередь с привязкой к местности, траектории движения по которой должны быть прописаны в точных картах. Обратимся к главному арбитру в таких случаях — формулировкам стандарта SAE (в данном случае версии J3016), где черным по белому описан четвертый уровень автономности: «Система может автономно контролировать движение автомобиля в некоторых условиях, без расчета на вмешательство водителя»; для пятого же уровня формулировка такова: «Полностью автономное вождение без какого-либо вмешательства водителя во всех условиях».

Такая казуистика. Потому и читается двояко заявление «СберАвтотеха» о пятом уровне автономности их «Флипа», в реальности не превосходящего своими возможностями разработки «Яндекса». Точнее, робоводителя яндексовского — как и конкуренты из Waymo, Argo Al и прочие, здесь сосредоточились на системе, оставляя собственно автомобильную матчасть традиционным производителям.

Сберовцы же решили экспериментировать еще и на машинах, разработанных специально под свою систему автономности. Что резонно. Обычные легковые автомобили слишком универсальны для, в общем-то, ограниченного круга задач беспилотников. И не только потому, что они избыточно быстроходны для сугубо городской техники. Как отмечают в «СберАвтотехе», «Флип» удалось сделать на 40% просторнее, чем стандартную машину тех же габаритов. Не менее важно, что машину специальной постройки несравнимо проще интегрировать в онлайн-инфраструктуру и ИТ-экосистему. Тот же «Флип» «спроектирован для бесшовной интеграции с технологиями V2V и V2X: он может обмениваться информацией как с другими “Флипами”, так и с дорожной инфраструктурой, — разъяснили “Эксперту” в компании. — Нам хотелось бы сфокусировать вопрос не на технологиях автономного вождения — в них будет еще много изменений и новых технических решений. Гораздо важнее, что автономное транспортное средство способно предоставлять пользователю целый ряд опций и сценариев, которые недоступны в обычных автомобилях. Это полностью подключенный автомобиль с широкими опциями инфотеймент, на стадии проектирования интегрированный в экосистему перевозчика, сервисы которой изначально доступны на борту. Например, прототип “Флипа” спроектирован и создан с сервисами Сбера. Мы полностью снимаем с человека заботу об организации поездки именно для того, чтобы сэкономить время, — соответственно, необходимы инструменты, с помощью которых мы превратим это время из ожидания конца поездки в минуты отдыха».

А теперь перейдем к главному вопросу: когда беспилотники выйдут за пределы ИТ-резерваций вроде Сколково и Иннополиса и придут в нашу среду обитания?

«Машины “Яндекса” уже могут двигаться в малонаселенной местности с небольшим трафиком, подобно Waymo в одноэтажном Фениксе», — говорит Юлия Швейко. — Для того же, чтоб они научились проходить условную Таганскую площадь в час пик с ее непредсказуемостью и сложностью, нам еще предстоит постараться. Только тогда мы сможем запускаться, скажем, в центре Москвы». Зная, какими темпами яндексовцы учат ездить своих «роботов-водителей», рискну предположить, что это случится скоро.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как помирить Израиль и Палестину Как помирить Израиль и Палестину

Почему арабы и евреи столько лет не могут ужиться в Палестине

Эксперт
Электроны и котики Электроны и котики

Электроны и котики

Наука и жизнь
Машина номер два Машина номер два

В Елабуге официально открылось серийное производство автомобилей Aurus

Эксперт
Без трусиков и в пикантном бикини: самые откровенные образы Катерины Шпицы Без трусиков и в пикантном бикини: самые откровенные образы Катерины Шпицы

Катерина Шпица легко перевоплощается как на съемочной площадке, так и вне ее

Cosmopolitan
США оставили России пылающий Афганистан США оставили России пылающий Афганистан

Афганистан быстро движется к сценарию Сирии или Ливии

Эксперт
В Китае провели самую масштабную операцию по спасению медведей В Китае провели самую масштабную операцию по спасению медведей

В Китае более сотни животных избавлены от чрезвычайно жестокого обращения

National Geographic
Системный администратор Системный администратор

Почему айтишники считают премьера Михаила Мишустина главным CIO страны

Forbes
Правила жизни Кирилла Серебренникова Правила жизни Кирилла Серебренникова

Правила жизни режиссера Кирилла Серебренникова

Esquire
Несгибаемая боярыня Несгибаемая боярыня

Боярыня Морозова пыталась бороться с церковной реформой

Дилетант
Брак сегодня и 100 лет назад: в чем разница? Брак сегодня и 100 лет назад: в чем разница?

Как за 100 лет изменилось наше отношение к браку?

Psychologies
Угнетенные цифрой Угнетенные цифрой

Происходящие в мире изменения ведут к нарастанию социальной напряженности

Forbes
«Хаббл» обнаружил загадочную галактику без тёмной материи «Хаббл» обнаружил загадочную галактику без тёмной материи

Новое открытие, сделанное с помощью космического телескопа «Хаббл»

National Geographic
20 признаков того, что у вас с ним ничего не получится 20 признаков того, что у вас с ним ничего не получится

Как ведут себя мужчины, не имеющие на девушку серьезных планов.

Cosmopolitan
Одежда из воздуха и цветов: 6 технологий, которые сделали это возможным Одежда из воздуха и цветов: 6 технологий, которые сделали это возможным

Технологии, которые делают моду более этичной и экологичной

РБК
Как русскоязычная поп-музыка стала думать сердцем и обрела тысячу лиц Как русскоязычная поп-музыка стала думать сердцем и обрела тысячу лиц

Почему неопоп — это наиболее искренняя форма поп-музыки и причем здесь соцсети

РБК
«Я не телепат, дорогая!»: почему мужчины не догадываются, чего мы от них ждем «Я не телепат, дорогая!»: почему мужчины не догадываются, чего мы от них ждем

Как мужчины пытаются угадать, что нам нужно, м как у них это не получается

Cosmopolitan
8 камео знаменитых писателей в кино, которые почти никто не заметил 8 камео знаменитых писателей в кино, которые почти никто не заметил

Иногда авторы книг, по которым снимают фильмы, появляются в них

Maxim
Детский сад: 10 невозможно милых детенышей Детский сад: 10 невозможно милых детенышей

Все младенцы милые и забавные. Только некоторые растут очень быстро

Вокруг света
Бизнес до востребования: как польский предприниматель переизобрел почту Бизнес до востребования: как польский предприниматель переизобрел почту

Польский «почтовый король» вывел компанию InPost из кризиса благодаря постаматам

Forbes
10 физических упражнений, которые сделают тебя богом в постели 10 физических упражнений, которые сделают тебя богом в постели

Становая тяга, приседания и другие упражнения, которые улучшат интимную жизнь

Maxim
«Нужно быть сосредоточенным, как лазер»: Джулианна Мур о работе со Стивеном Кингом «Нужно быть сосредоточенным, как лазер»: Джулианна Мур о работе со Стивеном Кингом

Джулиана Мур — о том, чем ей близок взгляд Стивена Кинга на отношения

Forbes
Политтехнологи Пригожина и выходцы из «фабрики троллей»: что известно о фонде, желающем признать «Медиазону» иноагентом Политтехнологи Пригожина и выходцы из «фабрики троллей»: что известно о фонде, желающем признать «Медиазону» иноагентом

ФЗНЦ — влияние на выборы в Африке, призывы к цензуре рунета

TJ
В Приморье плодовитая самка редкого леопарда родила уже 10 котят В Приморье плодовитая самка редкого леопарда родила уже 10 котят

В нацпарке «Земля леопарда» самка леопарда в пятый раз стала мамой

National Geographic
Количество больших динозавров уменьшалось задолго до астероида Количество больших динозавров уменьшалось задолго до астероида

Возможно, динозавры были обречены изначально

National Geographic
Героини Голливуда: кто и зачем атакует гламур в массовой культуре Героини Голливуда: кто и зачем атакует гламур в массовой культуре

Что Голливуд делает для нормализации женского лица и тела и что с этим не так?

РБК
В мире с животным В мире с животным

Вредные мифы о воспитании собак, которым верят многие владельцы

Cosmopolitan
Робохимику поручили проверку гипотез о зарождении жизни Робохимику поручили проверку гипотез о зарождении жизни

Химики создали робота, который может самостоятельно проводить химические реакции

N+1
«Хандра хуже холеры»: 7 советов для самоизоляции от русских классиков «Хандра хуже холеры»: 7 советов для самоизоляции от русских классиков

Поэты и писатели подскажут, как пережить непростые времена

Культура.РФ
3 «рычага» контроля за питанием и 4 столпа физической активности: Питер Аттиа поделился правилами здоровой жизни 3 «рычага» контроля за питанием и 4 столпа физической активности: Питер Аттиа поделился правилами здоровой жизни

Врач и биохакер об управлении телом и интервальном голодании

Reminder
Все краски пляжа Все краски пляжа

Пляжи с разноцветным песком

Лиза
Открыть в приложении