В Театре Олега Табакова — премьера спектакля в постановке Владимира Машкова

ЭкспертКультура

«Страсти по Бумбарашу»: театр на пределе возможностей

В Театре Олега Табакова — премьера спектакля в постановке Владимира Машкова.

Вячеслав Суриков

Первая версия спектакля «Страсти по Бумбарашу» не сходила со сцены театра восемнадцать лет. Фото: Ксения Бубенец

«Страсти по Бумбарашу» пленяют накалом эмоций, полыхающих на сцене на протяжении всех двух часов, пока длится спектакль. В нем актеры совершают чудо превращения в единое тело. Оно то трепещет от восторга, то вспыхивает от гнева, и зритель видит каждое его движение. На сцене есть исполнители сольных партий и есть кордебалет, эмоционально усиливающий реплики солистов, укрупняющий их жесты. «Страсти по Бумбарашу» нанизаны на главного героя — он путешествует сквозь сценическое действие и сталкивается то с одним антигероем, то с другим: для него каждый — еще одно лицо войны, от которой он изо всех сил пытается ускользнуть. Он одиночка, мечущийся между двумя противоборствующими сторонами, ни одна из которых ему не близка. Он ставит перед собой невыполнимую задачу, но именно она его в конце концов и спасает: не пристав ни к одному из берегов бушующей реки, он единственный остается в живых. Его выручает не хитрость, а простодушие и последовательность.

Гражданская война — это фон, который фиксирует разделенность человечества на сообщества, всегда противостоящие друг другу. Гайдар — изначальный автор сюжета — воспроизвел на этом фоне персонажа, до сих пор блуждавшего из одного мифологического сюжета в другой. Юлий Ким наделил русского Одиссея поэтической выразительностью, а Владимир Дашкевич — музыкальной. Если фильм начала семидесятых стал воплощением жанра истерн — в нем доминирует сюжет, то в спектакле все подчинено ритму музыки. Действие развивается стремительно: Бумбараш только успел взлететь на воздушном шаре, чтобы осмотреть позиции противника, и вот он уже возвращается из австрийского плена в страну, охваченную новой войной. Он пытается вернуться домой, но дома в его прежнем виде нет и в помине: судьба толкает его в руки то красных, то бандитов и, наконец, белых, которые ему — солдату Первой мировой войны с законсервированным в плену сознанием — оказались если не ближе, то понятнее всех остальных.

Песни и музыка Владимира Дашкевича врезались в общественную музыкальную память сразу после выхода фильма — один только шедевр «Ходят кони» чего стоит. Если не знать наверняка автора песни «Журавль по небу летит», то ее можно легко счесть рожденной в глубинах стихии народного творчества. Эти песни выделяются среди прочих, но вместе со всей остальной музыкой и тем более в исполнении актеров на сцене мы видим их изначальный замысел. Музыка в «Страстях по Бумбарашу» — драматургический камертон. Все, что нужно было от Владимира Машкова как от режиссера, — отдаться этой стихии, погрузиться в нее самому и погрузить в нее актеров, что не упрощало задачу, а скорее усложняло ее: здесь недопустима малейшая фальшь. «Страсти по Бумбарашу» сопоставимы по мелодическому разнообразию и драматургической насыщенности с бродвейской «Вестсайдской историей» Леонарда Бернстайна и Стивена Сондхайма. В отличие от «Вестсайдской истории» «Страсти по Бумбарашу» — мюзикл, совершивший обратное движение: из кино на сцену, где еще не до конца прожил свою историю.

В Театре Олега Табакова он выходит на новый круг своего сценического воплощения. Предшествующий случился двадцать восемь лет назад с Евгением Мироновым в главной роли. В новой версии Бумбараша играет Севастьян Смышников, родившийся на восемь лет позже первой премьеры «Страстей» и совсем не похожий ни на первого исполнителя этой роли, ни тем более на канонический кинообраз, созданный Валерием Золотухиным. Но миссия Севастьяна Смышникова не в том, чтобы повторить подвиг предшественников или даже превзойти их, — ему нужно стать энергетическим центром этого спектакля. Он не покидает сцену на протяжении почти всего сценического действия, и все это время должен находиться в центре эмоциональных потоков, которые закручивают на сцене все остальные актеры, а их больше сорока — в спектакле задействована вся труппа театра. В каждый сцене он погружается в стихию этих эмоций, и все, что ему нужно, — выплыть целым и невредимым.

Владимиру Машкову еще раз удалось невозможное: он дважды поставил один и тот же спектакль на сцене одного и того же театра. Ранее он произвел подобный опыт со спектаклем «Матросская тишина», где к тому же еще и сам сыграл ту же роль — в этом случае двадцать девять лет спустя. Оба спектакля вынырнули из глубины прошлых лет и проявили изначальный образ театра — переполненный эмоциями и небывалой, бьющей наотмашь энергией. Владимир Машков, будучи сам невероятным мастером перевоплощения, актером с фантастическим обаянием, каждый раз оказывается способен вывести актеров на ту вершину, которую ему самому уже удалось покорить. Он и сам каждый раз превосходит сам себя, и актеры в его спектаклях совершают нечто подобное: спектакли Владимира Машкова — идеальное пространство для проявления артистических талантов.

Источник эротической энергии спектакля — Анна Чиповская в роли Софьи Николаевны, эффектной бандитской атаманши. Гайдар не смог закончить повесть про Бумбараша, но смог так сплести сюжетные линии, что они, прежде чем пройти кульминацию и свиться в развязку, то и дело озаряются усиливающими напряжение взрывами. Софья Николаевна не только выступает в роли одного из центров притяжения главного героя, у нее своя сюжетная линия, которая еще вспыхнет накануне трагической развязки и усилит ее сияние. Анна Чиповская в этом образе обольщает зрителей — и мужчин, и женщин. В этой пьесе она изысканная черная птица, предвещающая смерть. Она символ феминизма двадцатых годов, амазонка, не останавливающаяся перед насилием, более того, находящая в нем вкус и не страшащаяся смерти — она словно бы ждет сулящего ей гибель сражения. Возможно, она и есть сама смерть, которая обрекает на близкий конец всех, кто попадается ей на глаза. И только Бумбарашу удается выскользнуть живым из закрученной смертью кровавой воронки. Цена его жизни — смерть всех, кто ему был до сих пор хоть сколько-нибудь близок.

В «Страстях по Бумбарашу» Гражданская война — пространство приключений, оно изматывает, оно убивает, но в нем не скучно, здесь люди превосходят сами себя и из обычных крестьян, живших в однообразном ритме, превращаются в героев, сеющих смерть вокруг себя. И все же этот спектакль скорее манифест пацифизма, чем манифест войны. Ее герой — маленький человек, который не умеет воевать, который и не является героем, и не пытается его из себя изображать. Он не соблазняется ни возможностью безнаказанно убивать, ни теми выгодами, которые может сулить ему убийство. Он бежит от насилия со всех ног, пока не попадает в братоубийственную ловушку. В «Страстях по Бумбарашу» Гражданская война поначалу является в романтическом ореоле, но в финале избавляется от него. «Комиссары в пыльных шлемах» всего лишь иллюзия, смерть здесь единственная реальность.

«Страсти по Бумбарашу» — это одна из первых глав в истории русского мюзикла — жанра, бум которого в Советском Союзе пришелся как раз на семидесятые годы. Когда-то «Бумбараш» заставил Юлия Кима примерить амплуа либретто, в котором его и по сей день — полвека спустя — никому не удалось превзойти, и позволил реализоваться творческой энергии Владимира Дашкевича. Тот написал идеальный русский мюзикл — такой, каким он должен быть: ни на что не похожим. Сегодня в «Страстях по Бумбарашу» выплескивается безудержная энергия труппы Театра Олега Табакова. На сцене мы видим все, на что только способен театр, мы видим театр на пределе возможностей.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Авиадвижкам поддали тяги Авиадвижкам поддали тяги

На ПК «Салют» пущен в строй участок по производству деталей авиадвигателей

Эксперт
Можно ли найти жизнь на Венере и как это будет сделано Можно ли найти жизнь на Венере и как это будет сделано

Комплекс исследований, способный раскрыть историю Венеры

Популярная механика
Ozon: прибыль на горизонте? Ozon: прибыль на горизонте?

На российском рынке интернет-торговли начинается жестокая битва между игроками

Эксперт
Что такое «новый мужской костюм» и при чем тут рубашки с алоэ вера Что такое «новый мужской костюм» и при чем тут рубашки с алоэ вера

Нужна ли современному пиджаку подкладка, а брюкам — стрелки?

РБК
Бизнесы на грани фантастики Бизнесы на грани фантастики

У стартапов российского происхождения есть опыт, чтобы подхватить новую волну

Эксперт
О чем вы перестанете переживать, осознав свою ценность? О чем вы перестанете переживать, осознав свою ценность?

Стремитесь доказать окружающим, что достойны любви, уважения или повышения?

Psychologies
Малая родина Малая родина

Одним июльским днем в Тверской области выпал снег

Вокруг света
«Отпечатки» в дипфейках выдали параметры работы создавших их нейросетей «Отпечатки» в дипфейках выдали параметры работы создавших их нейросетей

Этоn алгоритм можно использовать для отслеживания злоумышленников в сети

N+1
ATLAS измерил поляризацию одиночных топ-кварков и антикварков ATLAS измерил поляризацию одиночных топ-кварков и антикварков

Физики провели на Большом андронном коллайдере эксперимент над кварками

N+1
Смогут ли люди жить под водой Смогут ли люди жить под водой

Что если часть людей поселить под водой?

Популярная механика
Президент, живущий на широкую ногу: куда делись миллионы Байдена и почему он не сколотил капитал Президент, живущий на широкую ногу: куда делись миллионы Байдена и почему он не сколотил капитал

За четыре года до избрания президентом США Байден заработал больше $17 млн

Forbes
Больше энергии, чем целые страны: действительно ли добыча биткоина вредит экологии Больше энергии, чем целые страны: действительно ли добыча биткоина вредит экологии

Критики биткоина утверждают, что его производство наносит огромный вред природе

Forbes
Любимая невестка королевы: как жена принца Эдварда добилась доверия Елизаветы II Любимая невестка королевы: как жена принца Эдварда добилась доверия Елизаветы II

Жена принца Эдварда стала членом британской монархии без громких фанфаров

Cosmopolitan
Возьми с собой в отпуск: 10 легких сериалов для летних вечеров Возьми с собой в отпуск: 10 легких сериалов для летних вечеров

Собрали для вас «чемоданчик» сериалов на лето

Cosmopolitan
Палеонтологи обнаружили следы массового вымирания акул 19 миллионов лет назад Палеонтологи обнаружили следы массового вымирания акул 19 миллионов лет назад

В раннем миоцене исчезли более 70% видов акул

N+1
Век Африки Век Африки

Рост населения в Западной Африке грозит гуманитарной катастрофой

Эксперт
«Спрос на российский север намного выше, чем на юг»: в какую сторону движется мировой яхтенный рынок «Спрос на российский север намного выше, чем на юг»: в какую сторону движется мировой яхтенный рынок

Как суперъяхты становятся экологичнее с каждым годом

Forbes
12 интересных фактов о домашнем тесте на беременность 12 интересных фактов о домашнем тесте на беременность

История домашнего теста на беременность

Cosmopolitan
Право на отдых Право на отдых

Трудоголизм стремительно выходит из моды

Vogue
Почему ты не хочешь ребенка? Почему ты не хочешь ребенка?

Первый ребенок — это последняя кукла, но что, если куклы тебе не нравились?

Cosmopolitan
Девочки, завидуйте: 17 лучших выходов Кончиты Вурст Девочки, завидуйте: 17 лучших выходов Кончиты Вурст

Стилист Кончиты Вурст — настоящий мастер своего дела

Cosmopolitan
Пудинг от леди Ди, чатни от Кейт Миддлтон и другие рецепты королевской семьи Пудинг от леди Ди, чатни от Кейт Миддлтон и другие рецепты королевской семьи

Кулинарные привычки жителей Лондона и любимые блюда королевское семьи

Cosmopolitan
Инженерные решения: в чем современная авиация превзошла природу Инженерные решения: в чем современная авиация превзошла природу

Иногда мы заимствуем инженерные решения у природы, иногда идём своим путём

Популярная механика
«Звук металла» – это притча о силе тишины, которой не хватает многим из нас «Звук металла» – это притча о силе тишины, которой не хватает многим из нас

«Звук металла» — история, заставляющая задуматься о суете и бесконечных заботах

GQ
Археологи воспроизвели музыку мезолитических охотников с помощью лосиных зубов Археологи воспроизвели музыку мезолитических охотников с помощью лосиных зубов

Костяные подвески из могильника в Карелии приняли участие в эксперименте

N+1
Чем пахнут ремесла: крафтовый — что это значит Чем пахнут ремесла: крафтовый — что это значит

Какое крафтовое пиво бывает, почему его любят и почему ненавидят

Playboy
С головы до ног: каким должен быть уход за телом во время беременности С головы до ног: каким должен быть уход за телом во время беременности

Рассказываем все об уходе за собой во время беременности

Cosmopolitan
На Саяно-Шушенскую ГЭС — за рулем полноприводного кроссовера Skoda Karoq. Тест-драйв На Саяно-Шушенскую ГЭС — за рулем полноприводного кроссовера Skoda Karoq. Тест-драйв

Полный привод — не единственное новшество Skoda Karoq

СНОБ
Почему никому не стоит делать ламинирование ресниц дома — узнали у врача Почему никому не стоит делать ламинирование ресниц дома — узнали у врача

Можно ли подкручивать ресницы на дому?

Cosmopolitan
Шум моторных лодок заглушил любовные песни рыб-жаб Шум моторных лодок заглушил любовные песни рыб-жаб

Шумовое загрязнение нарушает коммуникацию этих рыб

N+1
Открыть в приложении