В Театре Олега Табакова — премьера спектакля в постановке Владимира Машкова

ЭкспертКультура

«Страсти по Бумбарашу»: театр на пределе возможностей

В Театре Олега Табакова — премьера спектакля в постановке Владимира Машкова.

Вячеслав Суриков

Первая версия спектакля «Страсти по Бумбарашу» не сходила со сцены театра восемнадцать лет. Фото: Ксения Бубенец

«Страсти по Бумбарашу» пленяют накалом эмоций, полыхающих на сцене на протяжении всех двух часов, пока длится спектакль. В нем актеры совершают чудо превращения в единое тело. Оно то трепещет от восторга, то вспыхивает от гнева, и зритель видит каждое его движение. На сцене есть исполнители сольных партий и есть кордебалет, эмоционально усиливающий реплики солистов, укрупняющий их жесты. «Страсти по Бумбарашу» нанизаны на главного героя — он путешествует сквозь сценическое действие и сталкивается то с одним антигероем, то с другим: для него каждый — еще одно лицо войны, от которой он изо всех сил пытается ускользнуть. Он одиночка, мечущийся между двумя противоборствующими сторонами, ни одна из которых ему не близка. Он ставит перед собой невыполнимую задачу, но именно она его в конце концов и спасает: не пристав ни к одному из берегов бушующей реки, он единственный остается в живых. Его выручает не хитрость, а простодушие и последовательность.

Гражданская война — это фон, который фиксирует разделенность человечества на сообщества, всегда противостоящие друг другу. Гайдар — изначальный автор сюжета — воспроизвел на этом фоне персонажа, до сих пор блуждавшего из одного мифологического сюжета в другой. Юлий Ким наделил русского Одиссея поэтической выразительностью, а Владимир Дашкевич — музыкальной. Если фильм начала семидесятых стал воплощением жанра истерн — в нем доминирует сюжет, то в спектакле все подчинено ритму музыки. Действие развивается стремительно: Бумбараш только успел взлететь на воздушном шаре, чтобы осмотреть позиции противника, и вот он уже возвращается из австрийского плена в страну, охваченную новой войной. Он пытается вернуться домой, но дома в его прежнем виде нет и в помине: судьба толкает его в руки то красных, то бандитов и, наконец, белых, которые ему — солдату Первой мировой войны с законсервированным в плену сознанием — оказались если не ближе, то понятнее всех остальных.

Песни и музыка Владимира Дашкевича врезались в общественную музыкальную память сразу после выхода фильма — один только шедевр «Ходят кони» чего стоит. Если не знать наверняка автора песни «Журавль по небу летит», то ее можно легко счесть рожденной в глубинах стихии народного творчества. Эти песни выделяются среди прочих, но вместе со всей остальной музыкой и тем более в исполнении актеров на сцене мы видим их изначальный замысел. Музыка в «Страстях по Бумбарашу» — драматургический камертон. Все, что нужно было от Владимира Машкова как от режиссера, — отдаться этой стихии, погрузиться в нее самому и погрузить в нее актеров, что не упрощало задачу, а скорее усложняло ее: здесь недопустима малейшая фальшь. «Страсти по Бумбарашу» сопоставимы по мелодическому разнообразию и драматургической насыщенности с бродвейской «Вестсайдской историей» Леонарда Бернстайна и Стивена Сондхайма. В отличие от «Вестсайдской истории» «Страсти по Бумбарашу» — мюзикл, совершивший обратное движение: из кино на сцену, где еще не до конца прожил свою историю.

В Театре Олега Табакова он выходит на новый круг своего сценического воплощения. Предшествующий случился двадцать восемь лет назад с Евгением Мироновым в главной роли. В новой версии Бумбараша играет Севастьян Смышников, родившийся на восемь лет позже первой премьеры «Страстей» и совсем не похожий ни на первого исполнителя этой роли, ни тем более на канонический кинообраз, созданный Валерием Золотухиным. Но миссия Севастьяна Смышникова не в том, чтобы повторить подвиг предшественников или даже превзойти их, — ему нужно стать энергетическим центром этого спектакля. Он не покидает сцену на протяжении почти всего сценического действия, и все это время должен находиться в центре эмоциональных потоков, которые закручивают на сцене все остальные актеры, а их больше сорока — в спектакле задействована вся труппа театра. В каждый сцене он погружается в стихию этих эмоций, и все, что ему нужно, — выплыть целым и невредимым.

Владимиру Машкову еще раз удалось невозможное: он дважды поставил один и тот же спектакль на сцене одного и того же театра. Ранее он произвел подобный опыт со спектаклем «Матросская тишина», где к тому же еще и сам сыграл ту же роль — в этом случае двадцать девять лет спустя. Оба спектакля вынырнули из глубины прошлых лет и проявили изначальный образ театра — переполненный эмоциями и небывалой, бьющей наотмашь энергией. Владимир Машков, будучи сам невероятным мастером перевоплощения, актером с фантастическим обаянием, каждый раз оказывается способен вывести актеров на ту вершину, которую ему самому уже удалось покорить. Он и сам каждый раз превосходит сам себя, и актеры в его спектаклях совершают нечто подобное: спектакли Владимира Машкова — идеальное пространство для проявления артистических талантов.

Источник эротической энергии спектакля — Анна Чиповская в роли Софьи Николаевны, эффектной бандитской атаманши. Гайдар не смог закончить повесть про Бумбараша, но смог так сплести сюжетные линии, что они, прежде чем пройти кульминацию и свиться в развязку, то и дело озаряются усиливающими напряжение взрывами. Софья Николаевна не только выступает в роли одного из центров притяжения главного героя, у нее своя сюжетная линия, которая еще вспыхнет накануне трагической развязки и усилит ее сияние. Анна Чиповская в этом образе обольщает зрителей — и мужчин, и женщин. В этой пьесе она изысканная черная птица, предвещающая смерть. Она символ феминизма двадцатых годов, амазонка, не останавливающаяся перед насилием, более того, находящая в нем вкус и не страшащаяся смерти — она словно бы ждет сулящего ей гибель сражения. Возможно, она и есть сама смерть, которая обрекает на близкий конец всех, кто попадается ей на глаза. И только Бумбарашу удается выскользнуть живым из закрученной смертью кровавой воронки. Цена его жизни — смерть всех, кто ему был до сих пор хоть сколько-нибудь близок.

В «Страстях по Бумбарашу» Гражданская война — пространство приключений, оно изматывает, оно убивает, но в нем не скучно, здесь люди превосходят сами себя и из обычных крестьян, живших в однообразном ритме, превращаются в героев, сеющих смерть вокруг себя. И все же этот спектакль скорее манифест пацифизма, чем манифест войны. Ее герой — маленький человек, который не умеет воевать, который и не является героем, и не пытается его из себя изображать. Он не соблазняется ни возможностью безнаказанно убивать, ни теми выгодами, которые может сулить ему убийство. Он бежит от насилия со всех ног, пока не попадает в братоубийственную ловушку. В «Страстях по Бумбарашу» Гражданская война поначалу является в романтическом ореоле, но в финале избавляется от него. «Комиссары в пыльных шлемах» всего лишь иллюзия, смерть здесь единственная реальность.

«Страсти по Бумбарашу» — это одна из первых глав в истории русского мюзикла — жанра, бум которого в Советском Союзе пришелся как раз на семидесятые годы. Когда-то «Бумбараш» заставил Юлия Кима примерить амплуа либретто, в котором его и по сей день — полвека спустя — никому не удалось превзойти, и позволил реализоваться творческой энергии Владимира Дашкевича. Тот написал идеальный русский мюзикл — такой, каким он должен быть: ни на что не похожим. Сегодня в «Страстях по Бумбарашу» выплескивается безудержная энергия труппы Театра Олега Табакова. На сцене мы видим все, на что только способен театр, мы видим театр на пределе возможностей.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кому принадлежит Байкал Кому принадлежит Байкал

Байкал — личные трагедии, частная инициативы и нарушения интересов природы

Эксперт
Как понять, что вы действительно простили измену Как понять, что вы действительно простили измену

Психолог: как происходит процесс прощения и как понять, что вы простили измену

Psychologies
Ozon: прибыль на горизонте? Ozon: прибыль на горизонте?

На российском рынке интернет-торговли начинается жестокая битва между игроками

Эксперт
Срочный выкуп квартиры: как не потерять деньги Срочный выкуп квартиры: как не потерять деньги

Как работает сервис срочного выкупа квартир

СНОБ
Почему мы бедны Почему мы бедны

Как Россия может увеличить темпы роста ВВП до регулярных 5–6% годовых

Эксперт
Ученые установили, что интеллект зависит от размера зрачка Ученые установили, что интеллект зависит от размера зрачка

Различие в размере зрачков у недалеких и умных людей видно невооруженным глазом!

Maxim
Что ты такое? Что ты такое?

Как за последние десятилетия поменялось наше гендерное восприятие

Men’s Health
Как выбрать загородный дом: для себя и для инвестиций Как выбрать загородный дом: для себя и для инвестиций

Как выбрать загородную недвижимость и на что обратить внимание при выборе дома?

СНОБ
Сколько детей должно быть в семье Сколько детей должно быть в семье

Сколько нужно родить детей для счастья

Cosmopolitan
Лекарство от всех болезней: что такое джаму-сок и чем он полезен Лекарство от всех болезней: что такое джаму-сок и чем он полезен

Модный тренд – индонезийский напиток джаму

Cosmopolitan
18 глупейших мифов о пиве 18 глупейших мифов о пиве

Удивительно, как много в мире заблуждений относительно пива!

Maxim
Лучшие книги для мужчин, которые решили взять быка за рога Лучшие книги для мужчин, которые решили взять быка за рога

Книги, которые превратят застенчивого юношу в уверенного в себе мужчину

Популярная механика
Китайские палеонтологи описали новый ихновид птерозавров Китайские палеонтологи описали новый ихновид птерозавров

Ученые пришли к выводу, что птерозавры вели стайный образ жизни

N+1
Контрол-фрик: как попытки держать все под контролем делают нас несчастными Контрол-фрик: как попытки держать все под контролем делают нас несчастными

Стремление все контролировать иногда становятся источником проблем

Cosmopolitan
«Я знаю, что меня когда-нибудь застрелят»: как Зарифа Гафари стала мэром в консервативной провинции Афганистана «Я знаю, что меня когда-нибудь застрелят»: как Зарифа Гафари стала мэром в консервативной провинции Афганистана

Для Зарифы Гафари угрозы и покушения — часть рутины

Forbes
Топинамбур-суперфуд Топинамбур-суперфуд

Топинамбур, или земляная груша, переживает сейчас новую волну популярности

Здоровье
Путеводитель по русским, которых не было Путеводитель по русским, которых не было

6 настоящих историй о ненастоящих людях

Weekend
Как восстановить удаленные файлы на Windows-компьютере Как восстановить удаленные файлы на Windows-компьютере

Рассказываем, как еще можно спасти стертые файлы

CHIP
8 секретных автоновинок для России. Мы нашли их в базе Роспатента 8 секретных автоновинок для России. Мы нашли их в базе Роспатента

Интересные автоновинки, которые были запатентованы в России

РБК
От забвения до возрождения: новейшая история «Союзмультфильма» От забвения до возрождения: новейшая история «Союзмультфильма»

Кто и как превратил легенду «Союзмультфильм» в модный бренд

GQ
Одного пола ягоды: существует ли на самом деле женская солидарность? Одного пола ягоды: существует ли на самом деле женская солидарность?

Антонина Козлова весьма скептически относится к идее женской солидарности

Cosmopolitan
Коротконогость самцов деревенских ласточек связали с ранним началом размножения Коротконогость самцов деревенских ласточек связали с ранним началом размножения

Ученые считают, что самки ласточек предпочитают самцов с более короткими ногами

N+1
Домашняя работа: как стартап бывшего топ-менеджера Microsoft зарабатывает на покупке жилья за наличные Домашняя работа: как стартап бывшего топ-менеджера Microsoft зарабатывает на покупке жилья за наличные

В чем особенность Flyhomes и как он зарабатывает на рынке недвижимости?

Forbes
Инструмент, а не «бумажка». Зачем и когда вам стоит изменить оргструктуру компании Инструмент, а не «бумажка». Зачем и когда вам стоит изменить оргструктуру компании

Как использовать оргструктуру на полную мощность

Inc.
4 причины перейти на четырехдневную рабочую неделю 4 причины перейти на четырехдневную рабочую неделю

Работать меньше часов без сокращения заработной платы — это выгодно

Psychologies
Лекарство от безнадежности. Новый препарат от Альцгеймера — правда или миф? Лекарство от безнадежности. Новый препарат от Альцгеймера — правда или миф?

Эффективное средство от болезни Альцгеймера — мечта фармацевтических компаний

СНОБ
«Корень жизни»: где найти цветок-панацею «Корень жизни»: где найти цветок-панацею

В древности люди верили, что женьшень может даже воскресить мертвого

Вокруг света
«Хвалите мужа и не извиняйтесь!»: секреты счастливого брака Мерил Стрип «Хвалите мужа и не извиняйтесь!»: секреты счастливого брака Мерил Стрип

Правила Мерил Стрип, которые помогли ей сохранить отношения с мужем

Cosmopolitan
Отказалась от эскорта, потеряла работу: печальная история советской Одри Хепбёрн Отказалась от эскорта, потеряла работу: печальная история советской Одри Хепбёрн

Она была первой моделью Вячеслава Зайцева и одной из «трех звезд СССР»

Cosmopolitan
Почему ребенок ворует и как это прекратить Почему ребенок ворует и как это прекратить

Почему дети воруют и как быть в такой ситуации?

Psychologies
Открыть в приложении