Возвращение трамвая на улицы российских городов

ЭкспертБизнес

Как приблизить победу электротяги

Основатель компании — производителя современного инновационного электрического транспорта Феликс Винокур уверен, что он и его команда обеспечили возвращение трамвая на улицы российских городов

Николай Ульянов

Феликс Винокур «разогнал» трамвайный рынок. Фото: Олег Сердечников

В России стартует масштабная программа модернизации городского электротранспорта. На прошлой неделе к уже имеющимся двум заявкам (Нижегородская и Курская области) на софинансирование проектов в сфере развития городского транспорта было подано еще шесть. Как нам сообщили в аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко, заявки поступили от Саратовской, Сахалинской, Липецкой областей, Краснодарского, Пермского, Красноярского краев. В сумме все восемь проектов оцениваются в 150,54 млрд рублей. В качестве источников финансирования рассматриваются инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК), кредитные средства от ВЭБа и инвесторов (до 50%), средства ФНБ (не более 25%). В поданных заявках общая сумма ИКБ составляет 42,28 млрд рублей.

Помимо тех регионов, что уже подготовили проекты, есть еще пять, которые ранее заявляли о своем желании поучаствовать в программе. В целом вся она в случае, если эти пять тоже подготовят свои предложения, ранее оценивалась в 400 млрд рублей.

По предварительным оценкам, проекты в 13 городах предусматривают поставку около 1500 вагонов трамваев и около 400 электробусов, а также строительство и реконструкцию не менее 600 км трамвайных путей в однопутном исчислении и не менее 100 зарядных станций для электробусов.

Наиболее заметный игрок на трамвайном рынке — компания «ПК Транспортные системы». Именно она главный бенефициар возрождения спроса на трамваи. И, как представляется, заслуженно, поскольку именно она и сумела его создать.

Феликс Винокур, президент компании «ПК Транспортные системы», рассказал «Эксперту» о том, что стало отправной точкой для трамвайного ренессанса, каким должен быть и будет городской общественный транспорт.

— Как начинался ваш трамвайный бизнес? Вы работали в торговом доме Усть-Катавского завода, который производит трамваи, в какой-то момент выкупили документы на трамвайную тележку, создали свое предприятие. Так?

— Торговый дом был отдельным юридическим лицом. Я там был акционером. Тележку трамвайную мы разрабатывали в торговом доме, а не на УКВЗ. И в патенте черным по белому, слава богу, написано, что автор Винокур Феликс Львович. Поэтому, когда говорят «вы с УКВЗ украли тележку», — это полное вранье. Будучи в торговом доме, наша команда задумалась о том, как нам сделать хороший трамвай. Но поскольку мы не производственная компания, мы начали заниматься конструкторской документацией. Мы сделали тележку. Мы ее запатентовали. Мы даже сами прорисовали, каким должен быть трамвай. И попросили Усть-Катавский вагоностроительный завод сделать нам трамвайный кузов со стопроцентно низким полом под эту тележку.

— И что дальше?

— И ничего. На Усть-Катавском заводе сменился директор. И новый директор сказал: «Мы это делать не будем». В жизни бывает все. Разные люди приходят с разными стратегиями. Моя стратегия была — не делать дальше продукт, который мне неинтересен. Я сказал: «Хорошо, я ухожу из торгового дома, но поскольку я разрабатывал эту тележку, я выкуплю документацию». И выкупил.

— Сам у себя фактически.

— Сам у себя фактически, да. Но поскольку там были и другие акционеры, я с ними это согласовал. Таким образом, у ПК ТС появилась своя тележка, точка.

— Тогда низкопольные трамваи никто не делал?

— Никто не делал.

— А вы почему решили сделать?

— Я вышел из автобусного рынка, работал в «Русавтопроме», и уже тогда Москва покупала на сто процентов низкопольные автобусы. Конечно, надо было и трамваи делать низкопольными. И вообще мы поняли, что нужны трамваи. Миссия ПК ТС заключается в том, чтобы показать, что трамваи бывают красивые, удобные, бесшумные. Мы сдвинули этот рынок. В 2021 году четыре раза президент говорил о городском электрическом транспорте. Но ведь этих разговоров бы не было, если бы выпускались морально устаревшие трамваи. А когда по городу начали ходить красивые машины, город преобразился и люди поняли, что трамвай может быть не шумный, трамвай может быть теплый зимой, трамвай может быть прохладный летом. Это очень важно — показать, что может быть другая картинка. Вот что мы, на самом деле, хотели и сделали.

В чем наше конкурентное преимущество было тогда и сегодня остается? У нас не было бремени больших заводов. Почему такую тележку не могут повторить, допустим, французы, итальянцы, те же испанцы и так далее?

Потому что у них школа: они шли к низкопольной тележке через высокопольную, потом частично низкопольную. То есть они модернизировали высокопольную тележку, поэтому она у них не такая классная, как у нас.

И поэтому они не могут сделать трехсекционный трамвай со стопроцентно низким уровнем пола длиной двадцать семь с половиной метров, с шестью дверями. А мы можем. Не могут, потому что с их тележкой такой трамвай не будет вписываться в радиусы. А на нашей тележке вписывается. И это наше конкурентное преимущество. Обратите внимание: все низкопольные трехсекционные трамвайные вагоны, которые сегодня выпускаются, они все только по двадцать пять метров длиной.

Поэтому, когда мы сделали двадцать семь с половиной и смогли расположить на этой длине шесть дверей, оказалось, что мы самые крутые. Шесть дверей — это, во-первых, безопасность. Во-вторых, на остановке пассажирообмен происходит быстрее. От этого зависит эффективность использования трамвая. Наши трамваи стоят 15 секунд на остановке: шесть дверей, зашли-вышли, поехали. Это значит, что наших трамваев для одной и той же работы надо меньше. Меньше подвижного состава, меньше водителей, меньше слесарей для обслуживания. Вот это называется эффективность.

Поэтому я, когда разговариваю с губернаторами, с мэрами, объясняю, что стопроцентно низкий пол и количество дверей — это не прихоть и не мода, это деньги.

В 2016 году компания заключила договор с Москвой на поставку 300 трехсекционных полностью низкопольных трамваев «Витязь М». Осенью 2019 года контракт был исполнен. Это стало рекордной для России и Европы поставкой трехсекционных трамваев по одному контракту в один город.

— Давайте чуть вернемся, к началу, к тележкам…

— Первые две тележки мы делали, вообще… Это у нас сейчас офисы, три завода, тысяча рабочих. А тогда, в 2013-2014 годах, у нас было пять человек, куривших вдрабадан в одной комнате, у которых была только конструкторская документация на шикарную тележку.

И куда бы я ни приходил и не говорил: «У меня есть тележка, и я могу сделать хороший трамвай», — мне говорили: «Где тележка?», «Ну вот, смотрите, документация вся», — а мне в ответ: «Нет, это не летает, покажи тележку». И вот тогда наступила история number one. Мы поехали в Чехию, нашли людей, которые умели варить по железнодорожным стандартам. В Чехии сварили две рамы, заказали комплектацию в Германии. Двигатель заказали в TSA (TraktionsSysteme Austria, австрийский производитель тяговых приводов для электротранспорта. — «Эксперт») специально под эту тележку. Привезли все в Россию и первые две тележки собрали в Нижнекамском депо. У меня в Нижнекамске очень хороший товарищ — директор «Горэлектротранспорта», эксплуатирует трамваи. Я ему говорю: «Слушай, дай мне кусочек цеха, где ты ремонтируешь трамваи, мне больше негде собрать». И мы к нему привезли и собрали там две тележки.

— И с этими тележками…

— С этими тележками я опять пошел по рынку: «Вот уже есть тележка».

А мне говорят: «Да нет, какие тележки? В Москве будут трамваи Pesa (польский производитель трамваев и железнодорожной техники. — “Эксперт”). Уже контракт подписан на Москву».

Слава богу, Трансмашхолдинг выразил заинтересованность в создании продукта, поверил нам. Мы сделали первый трамвай City Star, показали руководству Трансмашхолдинга. И так началась наша любовь и дружба.

— С Трансмашхолдингом у вас какие отношения в смысле собственности?

— Они акционеры. Скажем, не напрямую Трансмашхолдинг акционер. У меня 40 процентов, с той стороны 60. (Разговор состоялся до 1 февраля 2022 года, когда, по данным «СПАРК-Интерфакс», состав совладельцев ООО «ПК ТС» изменился. В настоящее время компании ООО «Холдинг Транскомпонент» (аффилирована с ТМХ) принадлежит 60%, а остальные 40% — самой ООО «ПК ТС», которые ей передал Феликс Винокур. На каких условиях это произошло и по какой причине, в компании не комментируют. На момент сдачи этого номера в печать Феликс Винокур сохранял за собой должность президента «ПК ТС». — «Эксперт»).

— Первый трамвай вы делали на Тверском вагоностроительном заводе?

— Да.

— Сейчас у вас три производственные площадки. Как развивалось производство?

— Под московский контракт мы арендовали два цеха на Тверском вагоностроительном завода (ТВЗ, принадлежит Трансмашхолдингу. — «Эксперт»). Параллельно с этим мы арендовали, а потом выкупили цех на «Центросвармаше» в Твери и там производили тележки. Сейчас этот цех превратился в современный завод по производству алюминиевых кузовов, включая сварку и покраску. И там же полный цикл производства тележки. Это наша собственность. Оттуда трамвайные кузова остекленные, покрашенные и с полом уходят на питерскую площадку, которая у нас в аренде. И на питерской площадке мы делаем окончательную сборку и обкатываем.

— Какие были вложения в Тверской завод?

— Два с половиной миллиарда рублей. Это были наши деньги, мы не одалживали. Часть прибыли есть и деньги акционеров, естественно. Мы не пользовались услугами банка, когда строили завод.

— Вы часто говорите: «Мы, на свои деньги»… У вас принципиальная позиция к банкам не обращаться?

— Да нет. У нас сейчас кредитная линия с Совкомбанком на полтора миллиарда. Потому что тяжелый год, изменились условия закупок комплектации, изменились сроки поставки. Не хочется нарушать контрактные обязательства. Ничего принципиального я против банков не имею. Я где-то прочитал, что банк — это такое место, где тебе дадут зонтик в ясную погоду, а когда наступит ненастье, попросят его вернуть. Приблизительно такое мое отношение к банкам. Они приходят, когда все хорошо. Когда ты начинаешь чихать, кашлять или чуть-чуть споткнулся, они прибежали, сказали: «Ну все, давай, парасольку назад верни».

— Все-таки некое предубеждение относительно банков у вас есть…

— Конечно есть. У любого производственника есть предубеждение перед финансистами. Потому что надо видеть, что ты созидаешь, что ты делаешь. Надо как-то щупать, что ли. Но благодаря банкам, инвестиционным группам, наверное, все развивается, по большому счету. Хотя это философский вопрос.

Низкий пол на всем протяжении трехсекционного трамвая делает поездку безопаснее и удобнее для пассажиров

Приближая победу

— Трамвай вы сделали. А дальше троллейбусы и электробусы… Почему?

— Вы находитесь в компании убежденных сторонников того, что электрическая тяга победит. Сегодня все больше и больше сторонников этого, но мы были в самом начале этого пути.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Микросхемам готовят отечественную печать Микросхемам готовят отечественную печать

Ключевой технологией для изготовления микроэлектроники, является фотолитография

Эксперт
От вольтова столба до литий-ионных батарей: как развивались источники тока От вольтова столба до литий-ионных батарей: как развивались источники тока

Основные вехи в развитии источников энергии

Популярная механика
О чем говорят дипломаты, когда стреляют пушки О чем говорят дипломаты, когда стреляют пушки

Почему сделка по Украине в формате «Минска-3» реальна впервые за семь лет

Эксперт
Что купить вместо «Крузака»: пять альтернатив Toyota Land Cruiser 300 Что купить вместо «Крузака»: пять альтернатив Toyota Land Cruiser 300

Какие в России есть альтернативы внедорожнику Toyota Land Cruiser 300

РБК
Игры строгого режима Игры строгого режима

Олимпийские игры на фоне резкого усиления противостояния Китая и США

Эксперт
Не зовите акушера Не зовите акушера

«Будет больно»: Бен Уишоу и кровавые будни английского роддома

Weekend
Пластиковая планета Пластиковая планета

Может ли одна проблема стать решением другой?

Вокруг света
Формы высказывания Формы высказывания

История Наталии Спитэри — о бодипозитиве и сложном опыте лечения рака

Harper's Bazaar
Шедевр русской кухни Шедевр русской кухни

Ржаной хлеб прочно вошёл в домашний обиход наших соотечественников

Наука и жизнь
Сколько калорий в курице: в филе, крылышке и других частях Сколько калорий в курице: в филе, крылышке и других частях

Какая часть курицы считается самой диетической

Cosmopolitan
Какое будущее нам готовит новый IT-класс Какое будущее нам готовит новый IT-класс

Езда на беспилотном такси и разговор с тремя ведущими инженерами «Яндекса»

Эксперт
5 самых странных сердец животных: от самого большого до самого бесполезного 5 самых странных сердец животных: от самого большого до самого бесполезного

После этой статьи человеческое сердце покажется тебе скучным

Популярная механика
Жанна Бадоева: «Раздражать могут только мои манеры» Жанна Бадоева: «Раздражать могут только мои манеры»

На третий раз Нагиев подходит и тихонечко говорит: «Я тебя сейчас убью»

Коллекция. Караван историй
Лженаука на подиуме Лженаука на подиуме

Законам моды подчиняются не только прически и наряды, но и заблуждения

Вокруг света
Миссия выполнима? Миссия выполнима?

Ян Гэ знает, как справляться со сложностями!

Glamour
Artik & Asti: первое интервью в новом составе Artik & Asti: первое интервью в новом составе

Артем Умрихин и Севиль Валиева рассказали о своем знакомстве

Cosmopolitan
Советские модели, которыми мы гордимся: они получали награды за рубежом Советские модели, которыми мы гордимся: они получали награды за рубежом

Начиная с 1958 года СССР регулярно участвовал в международных выставках

РБК
7 загадочных происшествий в Бермудском треугольнике 7 загадочных происшествий в Бермудском треугольнике

Инциденты, произошедшие в связи с таинственным Бермудским треугольником

Популярная механика
Современное ар деко Современное ар деко

Стиль ар деко сейчас уже иной, и его эстетика учитывает актуальные тенденции

Идеи Вашего Дома
Что такое таурин и чем он полезен Что такое таурин и чем он полезен

Станет ли таурин лекарством от многих болезней и полезной пищевой добавкой

РБК
Первая помощь при обморожении: что делать до приезда скорой Первая помощь при обморожении: что делать до приезда скорой

Как опознать обморожение и оказать первую помощь

РБК
Прогресс идет за вами: как современные роботы-пылесосы ориентируются в пространстве Прогресс идет за вами: как современные роботы-пылесосы ориентируются в пространстве

Как изменились навигационные способности умных помощников

Популярная механика
Мыло из «фритюра», джин из картофельных очистков и пиво из хлеба и маракуйи: как стартап Loop Mission «спасает» еду Мыло из «фритюра», джин из картофельных очистков и пиво из хлеба и маракуйи: как стартап Loop Mission «спасает» еду

Loop Mission дает второй шанс продуктовым "изгоям"

VC.RU
«Ты как маленький!» «Ты как маленький!»

Не говори такого никогда: фразы, которые «кастрируют» мужчин

Лиза
«Они пытались убить меня! Но я не умерла!»: Бритни Спирс обвинила менеджеров «Они пытались убить меня! Но я не умерла!»: Бритни Спирс обвинила менеджеров

Бритни Спирс рассказала о бывших концертных менеджерах

Cosmopolitan
Наследство Жириновского. Почему российские партии переживут своих лидеров, но не переживут Путина Наследство Жириновского. Почему российские партии переживут своих лидеров, но не переживут Путина

Как болезнь Жириновского отразится на судьбе путинской политической системы

СНОБ
Монеты за любовь Монеты за любовь

Фанатские токены — новая PR-модель или рай для спекулянтов?

Forbes
Людмила Петрушевская Людмила Петрушевская

Писательница Людмила Петрушевская — о литературе, кино и своем настоящем имени

Maxim
Как стартап борется со смертью с помощью миллиардов Безоса и нобелевских лауреатов Как стартап борется со смертью с помощью миллиардов Безоса и нобелевских лауреатов

Сможет ли Altos Labs обмануть смерть?

Forbes
Миллиардеры без перспектив Миллиардеры без перспектив

Самые громкие провальные IPO последних лет: кто в них виноват

Эксперт
Открыть в приложении