Издательство «Аль Пако» претендует на лидерство в сегменте детских книг

ЭкспертБизнес

Как быстро заработать на книжке-игрушке

Издательство полного цикла «Аль Пако» в Ростовской области, созданное два года назад, уже претендует на лидерство в популярном сегменте печатной продукции для детей — книг-игрушек, объемных книг и пазлов из картона, развивающих игр из полимерных композитных материалов.

Виктория Безуглова

Чтобы понравиться современному покупателю, детская книжка должна содержать элементы интерактивности и игры. Фото предоставлено издательством «Аль Пако»

Издательство «Аль Пако», специализирующееся на выпуске книг-игрушек под брендом Malamalama, еще не очень известно широкому кругу покупателей, но и профессионалы о нем не слышали — так нам сообщили в Российском книжном союзе. И это не удивительно: на рынке компания присутствует всего два года и на фоне мастодонтов книжной отрасли пока выглядит скромно. Рынок книг для детей оценивается в 21–24 млрд рублей, в частности, сегмент картонных книг, в котором специализируется «Аль Пако», — в 5,5 млрд, тогда как выручка самого издательства составляет 166 млн рублей. Но при этом бизнес «Аль Пако» быстро растет, в 2020 году прирост составил 127%, и это несмотря на то, что весь рынок из-за пандемии просел — по оценкам, на 11%.

А недавно компания объявила о планах расширения производства и реконструкции еще одной площадки на ТОСЭР «Донецк» Ростовской области, где является резидентом с 2019 года. После вложения в проект 347 млн рублей инвестор планирует удвоить парк оборудования, оптимизировать ряд процессов и к 2024 году увеличить объем выпуска в шесть раз — с нынешних 200 тыс. картонных книг в месяц до 1,2 млн. Предполагается также расширить ассортиментную матрицу полиграфических продуктов, продуктов из EVA (полимерных композитных материалов), фетра и других — они уже проходят сертификацию. Таким образом, «Аль Пако» претендует стать в своем сегменте одним из крупнейших игроков.

В России можно по пальцам пересчитать типографии, оснащенные современным оборудованием для производства картонных книг и игрушек нового поколения, и многие издательства печатают картонные книги в Китае и Европе, поэтому создание «Аль Пако» — это яркое событие книжного рынка. Тем более что произошло оно не в столице, где находится 80% всех типографий и издательств, а на региональной площадке, где аккумулировать ресурсы опыта и денег всегда сложнее. Учредители компании Антон Фоминичев и Алексей Жолобов одно время были топ-менеджерами ростовского издательства, где развивали детское направление и понимали, в какую сторону движется рынок. Начав свой бизнес, они стали искать стратегического инвестора и нашли его в лице соучредителя новосибирского ЗАО «Инверсия» Даниила Жеребцова. Сейчас «Аль Пако» реализует свой новый проект с прицелом на освоение не только отечественного рынка, но и зарубежного.

График 1. «Аль-Пако» — первое в России издательство, специализирующееся на выпуске книг-игрушек

Интерактивная книга, сделанная руками

В 2016 году издательство Clever, крупнейший игрок в сегменте печатных продуктов для детей от 0 до 12 лет и главный конкурент «Аль Пако», проанализировало сходства и различия отечественного рынка детской книги и зарубежных рынков и пришло к выводу, что наш рынок движется в сторону западного, хоть и с запозданием. Среди ключевых тенденций, наряду с непреходящим интересом к классике, были названы акцент на интерактивность и игровой компонент, направленность тематики одновременно на развитие и на развлечение, высокие темпы роста рынка картонных книжек, увеличение доли онлайн-магазинов в продажах. По сути дела, все эти тренды реализуются в стратегии «Аль Пако». Кстати, до локдауна продажи через онлайн-площадки у компании составляли 10%, а в прошлом году выросли до 20%. «Офлайн все еще остается крупнейшим каналом продаж за счет сотрудничества с крупными сетями, такими как “Читай-город”, “Буквоед”, “Магнит”, FixPrice, но именно в период пандемии мы полноценно открыли для себя маркетплейсы Ozon, “Детский мир”, Wildberries, сформировали отдел, который занимается онлайн-продвижением, и это дает свои плоды», — говорит гендиректор «Аль Пако» Алексей Жолобов. В декабре 2020 года был достигнут исторический максимум продаж компании через маркетплейсы, которые совокупно принесли более 11,1 млн рублей выручки.

Впрочем, свой декабрьский триумф в компании связывают и с тем, что к новогодним праздникам они выпустили особенно удачную серию новинок: виммельбухи (книги-картинки) большого формата с «окошками» про празднование Нового года в разных странах, с детализированными иллюстрациями и множеством элементов, книжки-панорамки с объемными иллюстрациями, яркими персонажами и новогодними стихами, а также книги в серии «Новогодние чудо-пазлы», позволяющие ребенку доставать со страниц фигурки и составлять из них разнообразные композиции, а потом обратно вставлять плотные пазлы из картона в книгу.

Уникальные идеи и способы их воплощения в «Аль Пако» вообще считают главным козырем в успехе своего бренда у детей и их родителей, при выборе темы книг опираются на рекомендации психологов и педагогов, используют информацию о популярности запросов покупателей и тогда уже создают актуальный продукт: «Каждый наш продукт — ответ на запрос не абстрактного потребителя, а конкретных людей — современных мам, желающих развивать малышей с пеленок; бабушек, которые хотят читать внукам “Мойдодыра”; пап, увлеченных историей автомобилей в картинках не меньше самих детей», — поясняет Алексей Жолобов. А чтобы преподнести продукт интересно, используется творческий и технологический потенциал — окошки, 3D- картинки, пазлы, интерактивные механизмы, тактильные вставках и карточки. «Мы не ограничиваем наши идеи какими-то рамками, — продолжает гендиректор, — у нас летают самолеты и ракеты, крутятся и вертятся шестеренки механизмов, шея жирафа действительно такая длинная, что не помещается в книгу, на странице можно погладить льва и прикоснуться к крокодилу». Работа конструкторов и фантазия редакторов плюс опытные авторы и иллюстраторы, оживляющие их идеи, — все это превращает бумагу в волшебство. Процесс долгий и кропотливый. Так, интерактивную энциклопедию для детей «Великая Отечественная война» в издательстве создавали около девяти месяцев, а проект «Снежная королева» затянулся на полтора года усиленной работы, при этом было много технических вопросов и споров, не раз сотрудники хотели упростить продукт, так как творческие идеи шли вразрез со сроками и техническими возможностями. «Но когда мы увидели первые иллюстрации, сомнений не осталось: это будет шедеврально, все было не зря», — вспоминает Алексей Жолобов.

Стоимость картонных книг выше среднерыночной: если обычная, листовая книжка стоит в рознице 88–700 рублей., то картонная с интерактивными элементами — 150–1500 рублей. В «Аль Пако» не скрывают, что работают в среднем и высоком ценовом сегменте, называя это отдельной «нишей для гурманов». Уровень цен на такие книги обоснован качеством печати и тем, что при создании картонных книг, а также развивающих игр многие элементы вырезаются, собираются и упаковываются вручную. Если печать обычной книжки полностью автоматизирована, то при создании книги-панорамки доля ручного труда составляет 20–50%. Поэтому большая часть коллектива «Аль Пако» — это производственный отдел, и в инвестпроекте предусмотрено увеличение штата сотрудников в три раза.

Поспорить в Европе с китайской полиграфией

Собственно, по причине технологической сложности, считает руководитель «Лаборатории трендов» Елена Пономарева, издательства не спешат занимать относительно свободную нишу книг-игрушек, к тому же рентабельность бизнеса у крепких детских издательств, выпускающих обычные плоские книги, примерно такая же, как у «Аль Пако» или Clever: 25–27%. Что касается полиграфистов, то у них есть свой резон обходить эту нишу стороной. Несколько лет назад одна из крупнейших типографий заявила о выпуске картонных книг-игрушек для детей, а потом проект был свернут по причине экономической нецелесообразности: емкость рынка в этом сегменте они оценили в 300–400 тыс. экземпляров в месяц, тогда как промышленное оборудование продается с мощностью 1,5 млн экземпляров в месяц, но такого объема заказов на отечественном рынке не собрать. Но в «Аль-Пако» подошли к вопросу иначе: не ждать роста спроса внутри страны, а со своим готовым продуктом выходить на внешние рынки, ведь детские картонные книги могут быть отличным экспортным товаром.

Продукцию «Аль-Пако» уже можно купить в Белоруссии, Узбекистане и Казахстане, Украине, а в свете планируемого расширения производства отдел продаж активно мониторит ситуацию в странах Европы и Латинской Америки: ведет переписку с торговыми представителями, отправляет им тестовые экземпляры. Уже получены первые отзывы от потенциальных покупателей. К примеру, в Великобритании и странах Скандинавии предпочитают приглушенные цвета и грубую рисовку детских книг, а в Мексике, наоборот, любят яркие сочные краски. «Мы уже провели переговоры с переводчиками и договорились о сотрудничестве с носителями иностранных языков, нашли и литературных редакторов, которые адаптируют тексты под аудиторию тех стран, куда мы отправим книги и игры», — рассказывает Алексей Жолобов. Если говорить о рентабельности экспортных продаж, то здесь вопросов и сомнений не возникает, так как в Европе книги-игрушки стоят в три раза выше, чем в России. При этом большинство издательств пользуются услугами китайской полиграфии, и ценовая конкуренция не для них.

К вопросу о Китае. В «Аль Пако» рассчитывают посоревноваться и на рынке полиграфии — с китайскими типографиями за европейского издателя книг-игрушек, поскольку могут предложить более привлекательные сроки поставки заказа. Что касается рынков Латинской Америки, то книг для детей с трехмерными иллюстрациями там очень мало, так что зайти туда продукции российской компании будет легче всего.

Справка о компании

Компания «Аль-Пако» создана в декабре 2018 года в Донецке Ростовской области. Является издательством полного цикла, выполняет все работы по разработке, производству и продаже печатных товаров для детей: книг-игрушек, настольных игр, наборов для творчества, пазлов из картона и полимерных композитных материалов с элементами наклейки. Основные активы: производственные и складские помещения общей площадью около 3000 кв. м.

Выручка — 166 млн рублей.

Число сотрудников — 148 человек.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Главное — участие Главное — участие

Как домохозяйке основать международную бизнес-империю?

Forbes
Это не шутки: 5 симптомов ЗППП, которые нельзя игнорировать Это не шутки: 5 симптомов ЗППП, которые нельзя игнорировать

На эти симптомы опасно просто махнуть рукой

Playboy
Ценовой пожар тушат пошлинами и запретами Ценовой пожар тушат пошлинами и запретами

Повышение пошлин на зерно притормозит рост цен на базовые продукты питания

Эксперт
Как заработать миллион на человеческих слабостях, или  Почему ты пошел за хлебом, а купил чучело вальдшнепа Как заработать миллион на человеческих слабостях, или  Почему ты пошел за хлебом, а купил чучело вальдшнепа

Одна из причин экономических кризисов — твое неразумное потребление

Maxim
Двери сознания Двери сознания

Где прячется человеческое «я»

Вокруг света
Это электробус: как «Московский транспорт» становится «зелёным» Это электробус: как «Московский транспорт» становится «зелёным»

Как развиваются электробусы — технологичный и экологичный вид транспорта ?

Inc.
Продукт Навальный Продукт Навальный

Чем ответит власть на эволюцию оппозиционного бренда

Эксперт
Музыканты, которых обвиняли в нацизме Музыканты, которых обвиняли в нацизме

Кого из западных знаменитостей пытались гонять за пропаганду фашизма

Maxim
Звезды сериала Звезды сериала

Рассказываем, как изменилась жизнь актеров культового "Клана Сопрано"

Cosmopolitan
«Расслабленная чувственность»: дизайнер Симон Роша — о коллаборации с H&M и первом опыте работы с мужской одеждой «Расслабленная чувственность»: дизайнер Симон Роша — о коллаборации с H&M и первом опыте работы с мужской одеждой

Симон Роша о создании мужской коллекции и H&M

Esquire
Обзор игровой гарнитуры Razer BlackShark V2 Pro: теперь без проводов Обзор игровой гарнитуры Razer BlackShark V2 Pro: теперь без проводов

Подробный обзор беспроводной гарнитуры для геймеров BlackShark V2

CHIP
Почему нам хочется бежать со всех ног от идеального партнера Почему нам хочется бежать со всех ног от идеального партнера

Из-за чего мы избегаем хороших партнеров и как выйти из замкнутого круга

Psychologies
Как гений хедж-фондов спровоцировал рост GameStop на 4800% и почему теперь называет его «безумным и опасным» Как гений хедж-фондов спровоцировал рост GameStop на 4800% и почему теперь называет его «безумным и опасным»

Как Майкл Бьюрри принес миллиарды нереализованной прибыли некоторым инвесторам

Forbes
Светлана Сачкова: Люди и птицы. Отрывок из романа Светлана Сачкова: Люди и птицы. Отрывок из романа

Глава из романа Светланы Сачковой «Люди и птицы»

СНОБ
15 правил совместной жизни, которые ты не обязан соблюдать 15 правил совместной жизни, которые ты не обязан соблюдать

Почему романтические идеалы вредны и как с ними бороться — советы психолога

Maxim
«Я не плачу алименты»: Виталий Гогунский о разводе и тайном браке со студенткой «Я не плачу алименты»: Виталий Гогунский о разводе и тайном браке со студенткой

Виталий Гогунский впервые откровенно рассказал о семейной драме

Cosmopolitan
Вас обокрали: как происходит плагиат в моде и кому он идет на пользу Вас обокрали: как происходит плагиат в моде и кому он идет на пользу

Бывает ли так, что скандалы из-за плагиата в мире моды заканчиваются миром?

РБК
10 твоих коронных номеров 10 твоих коронных номеров

Как удивить девушку и друзей

Maxim
Хулиган, наркоман, хронический больной: неожиданные факты о Джастине Бибере Хулиган, наркоман, хронический больной: неожиданные факты о Джастине Бибере

В прошлом Джастина Бибера было немало удивительного: внезапные факты

Cosmopolitan
Компост-модернизм Компост-модернизм

О фильме «Снега больше не будет» и магическом реализме с человеческим лицом

Weekend
Послепродажное обслуживание. Зачем ехать к дилеру, если в гараже дешевле? Послепродажное обслуживание. Зачем ехать к дилеру, если в гараже дешевле?

Сотрудники Mitsubishi рассказывают, зачем ехать к дилеру на обслуживание

4x4 Club
Тонкости перевода: как слово может стоить $71 млн и почему датчане обижаются из-за ковриков IKEA Тонкости перевода: как слово может стоить $71 млн и почему датчане обижаются из-за ковриков IKEA

Отрывок из книги «Тонкости перевода»

Forbes
Все, что вам нужно знать о старшем сыне Джуда Лоу Все, что вам нужно знать о старшем сыне Джуда Лоу

Каким вырос Рафф Лоу

GQ
Как избежать запоев на праздниках: 4 правила от эксперта Как избежать запоев на праздниках: 4 правила от эксперта

Почему известные способы выхода из запоя не работают?

Psychologies
7 заманчивых преимуществ отмокания в гидромассажной ванне 7 заманчивых преимуществ отмокания в гидромассажной ванне

Гидромассажная ванна может подарить потенциальные преимущества для здоровья

Playboy
«Хам забрал чужую невесту!»: Яна Поплавская разозлилась на героя «Иронии судьбы» «Хам забрал чужую невесту!»: Яна Поплавская разозлилась на героя «Иронии судьбы»

Яна Поплавская кардинально изменила свое мнение о культовой новогодней комедии

Cosmopolitan
Буллет-джорнал: удобный способ планировать жизнь Буллет-джорнал: удобный способ планировать жизнь

Обычный блокнот может стать инструментом планирования, если его вести правильно

РБК
Как открыть детский сад в квартире многоэтажки Как открыть детский сад в квартире многоэтажки

Открыть детский сад на базе обычной квартиры стало проще

СНОБ
«Из воздушного шара выпустили воздух»: почему Alphabet закрыла Loon, но отказалась назвать это провалом «Из воздушного шара выпустили воздух»: почему Alphabet закрыла Loon, но отказалась назвать это провалом

Главное из материала Wired, посвященного закрытию Loon

VC.RU
Вошли в историю: 12 звезд, в честь которых назвали сумки Вошли в историю: 12 звезд, в честь которых назвали сумки

Знаменитости, в честь которых названы одни из самых желанных сумок в мире

Cosmopolitan
Открыть в приложении