Сочи в Сан-Себастьяне: каким получился новый фильм Вуди Аллена
31 декабря в отечественный прокат вышел новый фильм Вуди Аллена. На этот раз в основе сюжета — поездка интеллектуала Морта Рифкина на фестиваль в Сан-Себастьяне, поспешившая обернуться чередой событий
Существует подозрение, что мировые катаклизмы во многом связаны с производственным темпоритмом Вуди Аллена. Начиная с 1977 года (то есть с «Энни Холл»), он стабильно и бесперебойно снимает по фильму в год. Иногда даже по два. Соперничать с ним в этом смысле может разве что скованный контрактными обязательствами штамповать по книжке в год Виктор Пелевин, но даже русский дзен-сатирик бежит свою дистанцию не так долго. Сравнение, впрочем, правомерно. Аллен в кино для всего мира исполняет ту же функцию, что Пелевин — в русской литературе. Он помогает примиряться с абсурдом быта и бытия, предлагает угол зрения, под которым мир в самых пугающих своих проявлениях больше не вводит в паралич. Да и вообще: знание, что в какой-то момент года обязательно выйдет новый фильм режиссера, сообщает жизни необходимую стабильность.
Пару лет назад цепочка прервалась из-за обвинений пожилого классика в домогательствах. Разобраться в том, что там случилось на самом деле, — задача непростая, а главное, не имеющая прямого отношения к искусству. Скарлетт Йоханссон, например, снимавшаяся у Вуди Аллена в нескольких фильмах, сказала, что он достойнейший человек, от которого она никогда не отступится. И кто мы такие, чтобы не верить Скарлетт? Тем не менее, прошлый фильм Аллена «Дождливый день в Нью-Йорке» шел к зрителю два года, а работа в США ему теперь заказана. Критика демонстративно или игнорирует его новые фильмы, или тычет в недостатки. Коммерческих перспектив там, на родине, тоже никаких — впрочем, в эпоху стриминговых сервисов это куда менее драматичное обстоятельство.