В Александринском театре — премьера спектакля Валерия Фокина «Рождение Сталина»

ЭкспертКультура

Иосиф Сталин. Молодые годы. Человеческое, слишком человеческое

В Александринском театре — премьера спектакля Валерия Фокина «Рождение Сталина»

Вячеслав Суриков

Фото Владимир Постнов

В новом спектакле Валерий Фокин резко смешивает эстетику кино и театра. Мы видим детально проработанную декорацию, но она не заполняет всю сцену. Возникает ощущение, что зритель находится в студийном павильоне, наблюдая за работой над фильмом к очередной годовщине Октябрьской революции. Для того чтобы в полноте воспринимать реальность происходящего на сцене, ему требуется самостоятельно настроить границы кадра. Вдруг они расширяются до размеров сцены, и вот зритель уже в кинотеатре и смотрит советское кино. На экране актеры легко и убедительно переходят с русского языка на грузинский, аутентично поют, танцуют, всеми силами убеждая нас в реальности происходящего. И тут Фокин возвращается к театральной эстетике и подчеркивает условность сценического действия. В сюрреалистическом финале Сталин в исполнении Валерия Кошевого встречается с самим собой, но с тем, каким стал много лет спустя. И мы видим классический образ Сталина — в белом кителе и с трубкой. Сталин в кителе смотрит на самого себя в молодые годы с презрением: неужели из этого ничтожества получился он — великий вождь народов.

Фото Владимир Постнов

Как и пьеса Михаила Булгакова «Батум», спектакль «Рождение Сталина» начинается со сцены в семинарии. Но если у Булгакова Сталина уже в первой сцене исключают из семинарии за революционную деятельность, то Валерий Фокин начинает с монолога матери Джугашвили, уговаривающей сына прилежно учиться и не давать руководству семинарии поводов исключить его. Тот с мрачным видом слушает причитания матери, но не реагирует на них, а в его голове уже созрело решение по поводу собственного будущего. Осталось только выстроить свои отношения с Богом. Да, он в Него верит, но не собирается слепо подчиняться — вместо этого бросает Ему вызов. Джугашвили зачитывает с амвона заповеди революционера, сформулированные Нечаевым, и тем самым заявляет о готовности сделать шаг в бездну революционной вседозволенности.

Владимир Кошевой необычайно убедителен в роли Иосифа Джугашвили. Мы узнаем в нем не столько молодого Сталина, сколько канонизированный советской кинематографией образ революционера начала XX века, вот только показывает он нам по преимуществу свою темную сторону. В судьбу Сталина Валерий Фокин вплетает сюжет побега из семьи девушки, страдающей от социального неравенства, на котором основан окружающий ее мир, и готовой пожертвовать чем угодно ради того, чтобы привнести в него чуть больше справедливости. Ольга, героиня Анны Блиновой, становится частью ячейки, созданной Джугашвили для революционной деятельности, которая носит ярко выраженный криминальный характер и сводится к грабежам, убийствам и вымогательству. Джугашвили избирает Ольгу в качестве приманки для одного из своих соратников и одновременно чтобы проверить человека на прочность: до каких пределов отречения тот может дойти в революционном порыве и до каких пределов он, Джугашвили, способен его довести.

Фото Владимир
Постнов

Джугашвили и Сталин для Фокина не совсем один и тот же человек. Если Сталин — идол, проявляющий только одну эмоцию — презрение, то избитый полицейскими Джугашвили бьется в истерике на тюремном полу. Если Сталин с ходу отвергает идею опубликовать сочиненные им в юности стихи, то Джугашвили не приходится долго уговаривать: он моментально входит в образ романтического героя и декламирует ритмизованные строчки на фоне Кавказских гор. Но уже тогда для него имеет цену только одна жизнь — его собственная. Все остальные лишь топливо, чтобы возгорелось пламя революции. Он наделен гипнотической силой убеждения и способен манипулировать соратниками, как ему вздумается. Но это только начало. Впереди — последовательный, шаг за шагом, путь к вершинам власти, гекатомбы жертв, принесенных на этом пути, и половина мира, трепещущая от «дрожания левой икры», — все, что однажды уместилось в прочерк между датой рождения и датой смерти, выгравированными на мемориальной доске в кремлевской стене.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Датское королевство Датское королевство

Каспер и Хайди Эгелунд возглавляют дизайнерский бренд Vipp

Robb Report
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Риски трампфляции Риски трампфляции

Поможет ли инфляция в борьбе с глобальным долгом

Деньги
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Без желания нравиться и чувства долга: как навык говорить «нет» делает жизнь лучше Без желания нравиться и чувства долга: как навык говорить «нет» делает жизнь лучше

Как научиться отстаивать свои интересы и границы с коллегами и близкими

Forbes
Вспомним Энтони Бурдена Вспомним Энтони Бурдена

Гастроэксперт Иван Глушков — о том, что и где есть и пить в Японии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Кочевые племена Кочевые племена

Хотите ли вы узнать, что ощущали русские землепроходцы?

Отдых в России
Гриша и школа Гриша и школа

Как помочь детям с опытом сиротства адаптироваться к школе? История Гриши

Новый очаг
Бизнес на кончиках пальцев: как Ксения Рыкова развивает инклюзивный массажный салон Бизнес на кончиках пальцев: как Ксения Рыкова развивает инклюзивный массажный салон

Как в России реагируют на инклюзию в велнес-индустрии?

Forbes
Система Юпитера: рождение пожирателя миров Система Юпитера: рождение пожирателя миров

Юпитер огромен. Настолько, что сухие цифры его величия ни о чем уже не говорят

Наука и техника
Лажа Галактики Лажа Галактики

«Франшиза»: Армандо Ианнуччи и Сэм Мендес разоблачают супергероику

Weekend
Игры торговых сетей Игры торговых сетей

Как ритейлеры зарабатывают на геймификации

Деньги
Это у нас общее Это у нас общее

Дамы и господа, бронируем молодость — на годы!

Собака.ru
Почему мы ездим на электро, а не на био: кто придумал моду на электромобили Почему мы ездим на электро, а не на био: кто придумал моду на электромобили

Почему Nissan в нулевые как проклятый пахал именно над электромобилем Leaf?

ТехИнсайдер
Как ходить с маленьким ребенком в ресторан: лайфхаки и хитрости Как ходить с маленьким ребенком в ресторан: лайфхаки и хитрости

Лайфхаки, которые помогут насладиться походом в ресторан с ребенком

Psychologies
Кочегар Кочегар

История Прохора, который трудится в необычной кочегарне

Знание – сила
Остановите, я сойду Остановите, я сойду

Прыгаем с эмоциональных качелей — и убегаем

VOICE
Открыть в приложении