В Александринском театре — премьера спектакля Валерия Фокина «Рождение Сталина»

ЭкспертКультура

Иосиф Сталин. Молодые годы. Человеческое, слишком человеческое

В Александринском театре — премьера спектакля Валерия Фокина «Рождение Сталина»

Вячеслав Суриков

Фото Владимир Постнов

В новом спектакле Валерий Фокин резко смешивает эстетику кино и театра. Мы видим детально проработанную декорацию, но она не заполняет всю сцену. Возникает ощущение, что зритель находится в студийном павильоне, наблюдая за работой над фильмом к очередной годовщине Октябрьской революции. Для того чтобы в полноте воспринимать реальность происходящего на сцене, ему требуется самостоятельно настроить границы кадра. Вдруг они расширяются до размеров сцены, и вот зритель уже в кинотеатре и смотрит советское кино. На экране актеры легко и убедительно переходят с русского языка на грузинский, аутентично поют, танцуют, всеми силами убеждая нас в реальности происходящего. И тут Фокин возвращается к театральной эстетике и подчеркивает условность сценического действия. В сюрреалистическом финале Сталин в исполнении Валерия Кошевого встречается с самим собой, но с тем, каким стал много лет спустя. И мы видим классический образ Сталина — в белом кителе и с трубкой. Сталин в кителе смотрит на самого себя в молодые годы с презрением: неужели из этого ничтожества получился он — великий вождь народов.

Фото Владимир Постнов

Как и пьеса Михаила Булгакова «Батум», спектакль «Рождение Сталина» начинается со сцены в семинарии. Но если у Булгакова Сталина уже в первой сцене исключают из семинарии за революционную деятельность, то Валерий Фокин начинает с монолога матери Джугашвили, уговаривающей сына прилежно учиться и не давать руководству семинарии поводов исключить его. Тот с мрачным видом слушает причитания матери, но не реагирует на них, а в его голове уже созрело решение по поводу собственного будущего. Осталось только выстроить свои отношения с Богом. Да, он в Него верит, но не собирается слепо подчиняться — вместо этого бросает Ему вызов. Джугашвили зачитывает с амвона заповеди революционера, сформулированные Нечаевым, и тем самым заявляет о готовности сделать шаг в бездну революционной вседозволенности.

Владимир Кошевой необычайно убедителен в роли Иосифа Джугашвили. Мы узнаем в нем не столько молодого Сталина, сколько канонизированный советской кинематографией образ революционера начала XX века, вот только показывает он нам по преимуществу свою темную сторону. В судьбу Сталина Валерий Фокин вплетает сюжет побега из семьи девушки, страдающей от социального неравенства, на котором основан окружающий ее мир, и готовой пожертвовать чем угодно ради того, чтобы привнести в него чуть больше справедливости. Ольга, героиня Анны Блиновой, становится частью ячейки, созданной Джугашвили для революционной деятельности, которая носит ярко выраженный криминальный характер и сводится к грабежам, убийствам и вымогательству. Джугашвили избирает Ольгу в качестве приманки для одного из своих соратников и одновременно чтобы проверить человека на прочность: до каких пределов отречения тот может дойти в революционном порыве и до каких пределов он, Джугашвили, способен его довести.

Фото Владимир
Постнов

Джугашвили и Сталин для Фокина не совсем один и тот же человек. Если Сталин — идол, проявляющий только одну эмоцию — презрение, то избитый полицейскими Джугашвили бьется в истерике на тюремном полу. Если Сталин с ходу отвергает идею опубликовать сочиненные им в юности стихи, то Джугашвили не приходится долго уговаривать: он моментально входит в образ романтического героя и декламирует ритмизованные строчки на фоне Кавказских гор. Но уже тогда для него имеет цену только одна жизнь — его собственная. Все остальные лишь топливо, чтобы возгорелось пламя революции. Он наделен гипнотической силой убеждения и способен манипулировать соратниками, как ему вздумается. Но это только начало. Впереди — последовательный, шаг за шагом, путь к вершинам власти, гекатомбы жертв, принесенных на этом пути, и половина мира, трепещущая от «дрожания левой икры», — все, что однажды уместилось в прочерк между датой рождения и датой смерти, выгравированными на мемориальной доске в кремлевской стене.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Театр Сатира Театр Сатира

Главный редактор Esquire и YouTube-пародист Satyr препарируют современный юмор

Esquire
Почему мигает курсор при вводе текста? Так 54 года назад ветеран корейской войны решил проблему старых компьютеров Почему мигает курсор при вводе текста? Так 54 года назад ветеран корейской войны решил проблему старых компьютеров

История анимации, которая более полувека помогает пользователям писать быстрее

TJ
БИНТИ БИНТИ

Бюро иностранной научно-технической информации

Наука и жизнь
Как избавиться от эмоционального багажа: 11 методов Как избавиться от эмоционального багажа: 11 методов

Чтобы жить и чувствовать себя счастливым, необходимо разобраться с прошлым

РБК
Кризис приватности: за нами следят? Кризис приватности: за нами следят?

В жизни становится все меньше приватного и все больше публичного

Psychologies
Почему не заводится машина: 10 причин и что с этим делать Почему не заводится машина: 10 причин и что с этим делать

Разбираемся в основах диагностики автомобиля

Playboy
Мегапиксели не решают: какие характеристики камеры смартфона не менее важны Мегапиксели не решают: какие характеристики камеры смартфона не менее важны

На какие характеристики камеры смартфона стоит обращать внимание

CHIP
Мечта шахтера Мечта шахтера

Эрни Форд не знал, что шахтерская песенка «Шестнадцать тонн» прославит его

Вокруг света
Главное – говори! Главное – говори!

Чулпан Хаматова празднует 15-летие фонда «Подари жизнь»

Harper's Bazaar
12 вопросов о Деде Морозе 12 вопросов о Деде Морозе

На самом деле Дед Мороз — злое славянское божество? Кто придумал Снегурочку?

Arzamas
О спорт, ты сон О спорт, ты сон

Поднять себя в 6 утра на тренировку или поспать подольше?

Men’s Health
Рубен Симонов: «Для деда Москва была усыпана красивыми женщинами как бриллиантами...» Рубен Симонов: «Для деда Москва была усыпана красивыми женщинами как бриллиантами...»

При дедушке — Рубене Симонове — театр имел свое лицо

Коллекция. Караван историй
Смех сквозь слезы: комедии о жутких жизненных ситуациях Смех сквозь слезы: комедии о жутких жизненных ситуациях

Драмеди, над которыми можно и посмеяться, и поплакать

Cosmopolitan
Время для любви Время для любви

Мне казалось, что с появлением малыша я поменяюсь кардинально. Именно внутренне

Домашний Очаг
Археологи раскопали в южной галерее Денисовой пещеры 3154 каменных артефакта Археологи раскопали в южной галерее Денисовой пещеры 3154 каменных артефакта

Найденные каменные артефакты относятся к среднему и верхнему палеолиту

N+1
Дешево и безвкусно: 6 атрибутов, которые портят ваш дом Дешево и безвкусно: 6 атрибутов, которые портят ваш дом

Будьте внимательны к своему дому: что стоит исправить в своем жилище?

GQ
Фазы Луны влияют на агрессивность акул Фазы Луны влияют на агрессивность акул

В новолуние шансов пострадать от акулы меньше

National Geographic
С пылу с жару: “Лакричная пицца” Пола Томаса Андерсона — ромком, который стоит посмотреть всем С пылу с жару: “Лакричная пицца” Пола Томаса Андерсона — ромком, который стоит посмотреть всем

Как Полу Томасу Андерсону удалось снять фильм про любовь, сбивающую с ног?

Esquire
Как построить коллайдер на Луне (и зачем) Как построить коллайдер на Луне (и зачем)

Сооружение невиданных масштабов – ускоритель частиц, змеей обвивающий Луну

Популярная механика
Верная примета Верная примета

Стоит ли верить и слепо следовать приметам? Давай разберемся

Лиза
Итаф Рам: «Женщина — не мужчина». Дебютный роман дочери палестинских иммигрантов Итаф Рам: «Женщина — не мужчина». Дебютный роман дочери палестинских иммигрантов

Отрывок из романа Итаф Рам — о женщинах в семьях палестинских иммигрантов

СНОБ
Игра фактур Игра фактур

Современный, функциональный интерьер с яркими акцентами

SALON-Interior
Россия, Кудыкина гора Россия, Кудыкина гора

Огнедышащий Змей Горыныч обнаружен под Липецком

Maxim
Биография Хидео Кодзима. История одного гения Биография Хидео Кодзима. История одного гения

Как складывалась судьба Хидэо Кодзимы и чем он заслужил определение «гений»

Цифровой океан
Цифры и женщины не сходятся: что показывают и скрывают отчеты российских компаний Цифры и женщины не сходятся: что показывают и скрывают отчеты российских компаний

Можно ли по отчетам компаний делать выводы о гендерном равенстве в бизнесе?

Forbes
«Приехать и найти ничего» «Приехать и найти ничего»

В Музее современного искусства «Гараж» прошла дискуссия о культурной памяти

Полка
Нужны ли миру цифровые деньги? Объясняет эксперт Нужны ли миру цифровые деньги? Объясняет эксперт

Кто лидирует в гонке цифровых валют и что будет, если деньги уйдут в digital?

Inc.
Была первым поставщиком кроссовок Nike и проиграла ей рынок: история Asics Была первым поставщиком кроссовок Nike и проиграла ей рынок: история Asics

Asics — как компания начинала и сражалась с Nike

VC.RU
В поисках себя В поисках себя

Изменения моды: смешение гендерных ролей, появление нейтрального гардероба

Домашний Очаг
Дженнифер Лопес Дженнифер Лопес

Ее считают иконой женской и расовой борьбы за равенство и воплощением китча

Psychologies
Открыть в приложении