Ильдар Абдразаков остается одним из самых востребованных российских артистов

ЭкспертЗнаменитости

Ильдар Абдразаков, голос «Шаляпина»

На Зимнем фестивале искусств в Сочи Ильдар Абдразаков в сопровождении оркестра «Новая Россия» под управлением Алексея Рубина спел арии, романсы и песни из репертуара Федора Шаляпина

Вячеслав Суриков

Ильдар Абдразаков — самый востребованный на мировой сцене российский певец. Фото: Алексей Молчановский / Пресс-служба зимнего фестиваля искусств

Ильдар Абдразаков 22 года назад исполнил партию Родольфо из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула» в театре «Ла Скала» и с тех пор остается одним из самых востребованных на мировой сцене российских артистов. В прошлом году он открывал в «Ла Скала» сезон, спев партию царя Бориса в опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов» в постановке датского режиссера Каспера Хольтена и итальянского дирижера Риккардо Шайи. Для артиста это было шестое открытие сезона в «Ла Скала» и первое, когда он пел в опере, написанной русским композитором. Ильдар Абдразаков выступил на сцене этого театра больше 90 раз. Уже в марте этого года, после того как споет в серии премьерных показов «Сказок Гофмана» Жака Оффенбаха, их число перевалит за сто. В 2010 году театр предложил ему выступить с сольным концертом. В декабре 2021 года Ильдар Абдразаков в четвертый раз вышел на сцену миланского театра в этом формате. Для российского исполнителя это рекорд. Он пел на всех значимых оперных площадках мира: это Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Венская государственная опера, Баварская государственная опера, Парижская национальная опера, Ковент-Гарден, Большой театр.

Ильдар Абдразаков родился и вырос в Уфе. По национальности башкир. Тембр его голоса — бас-баритон (считается, что таким же тембром обладал Федор Шаляпин). Музыкальное образование получил в Уфимском государственном институте искусств. Наставник, сыгравший ключевую роль в его становлении как певца, — профессор Миляуша Муртазина. Старт его российской карьере дали телевизионный конкурс Ирины Архиповой и Международный конкурс вокалистов имени М. И. Глинки. Благодаря им он дебютировал на сцене Мариинского театра, вошел в состав его оперной труппы и начал европейскую карьеру.

Сейчас он сам создает аналогичные возможности для вокалистов. В 2016 году создал Фонд поддержки и продвижения молодых талантов и развития международных культурных связей. В 2018-м фонд запустил фестиваль с мастер-классами, открытыми репетициями звезд мировой сцены, спектаклями и концертами всемирно известных и молодых оперных вокалистов.

В карьере Ильдара Абдразакова есть повороты, на которые едва ли решался кто-нибудь еще из оперных певцов. В прошлом году он стал участником третьего сезона популярнейшего телевизионного шоу «Маска» на канале НТВ. В нем профессиональные исполнители выступают в костюмах настолько необычных, что понять, кто под ними скрывается, невозможно. Ильдар Абдразаков выступал в костюме дракона, пел песни из репертуара Сергея Шнурова, Филиппа Киркорова, Григория Лепса, Билли Айлиш и стал победителем шоу. В 2014 году он снялся в роли Федора Шаляпина в одной из новелл фильма «Елки 1914». В этом году он стал одним из создателей образа Федора Шаляпина в сериале «Шаляпин» в постановке Егора Анашкина. Его премьера состоялась 13 февраля — в день 150-летия со дня рождения певца. Главную роль в биографическом телесериале сыграл драматический актер Александр Горбатов, обладающий внешним сходством с Федором Шаляпиным, а поет за него Ильдар Абдразаков.

Возможно, этот проект, а также волна интереса к творчеству Федора Шаляпина, связанная с его полуторавековым юбилеем, вдохновила певца на создание программы с номерами из репертуара великого русского певца. Он представил ее на сочинском Зимнем фестивале искусств, который в нынешнем году прошел в шестнадцатый раз под художественным руководством Юрия Башмета. Почти всякий бас-баритон из России так или иначе сопоставляет себя с Федором Шаляпиным — самым успешным русским певцом. К счастью, от него остались записи, пусть несовершенные, которые все же могут дать представление о масштабах его таланта. В сериале есть эпизод: Федор Шаляпин негодует по поводу качества записей — насколько они искажают его пение. Но они не только донесли до нас звук его голоса, но и создали легенду, которая едва ли достигла бы такого масштаба, если бы карьера русского исполнителя ограничилась выступлениями на театральной сцене.

В истории мировой культуры Федор Шаляпин — идеальный певец, обладающий не только невероятным по силе и красоте голосом, но и незаурядным артистическим дарованием. Чтобы претендовать на сопоставление с ним, мало спеть его репертуар — необходимо еще поразить публику талантом драматического актера. Вокальные возможности Ильдара Абдразакова близки к тому самому представлению об идеальном певце. Он смог добиться свободы в управлении голосом, позволяющей ему не только пропевать ноты и выдерживать оптимальную силу звука, но и добавлять в него те самые драматические оттенки, которых мы ждем от певца, сопоставляющего себя с Шаляпиным. Наверно, самый эффектный номер, известный в его записи, — куплеты Мефистофеля из оперы Шарля Гуно «Фауст». Они и так оперный хит, кто бы их ни исполнял. Музыка сама по себе создает образ, и от певца требуется только соответствовать его силе и выразительности. Но если ему удается не просто стать частью музыкальной стихии, но приподняться над нею, выделиться из кавалькады звуков, которую обрушивает на слушателя оркестр, образ многократно усиливается. И это как раз то, что мы видим на сцене в исполнении Ильдара Абдразакова.

В арии Лепорелло из оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан» Ильдар Абдразаков включает в свое исполнение элементы пластики и показывает своего героя без помощи декораций и костюма. Ему хватает психологического «грима». Сила музыки заключена в образе, который она создает. И если исполнители оркестра могут это делать лишь с помощью звуков, извлекаемых из музыкальных инструментов, то певец творит его не только голосом, но и всем телом. И этого может оказаться вполне достаточно для того, чтобы и показать персонажа, и передать его историю. Всё остальное — декорации, грим, костюм — дорисует воображение слушателя. Да и голос певца, когда он начинает перевоплощаться в персонажа всем своим существом, а не просто пропевать ноты, звучит по-другому. В этом ценность записей Федора Шаляпина, которые все же смогли донести внутреннюю пластичность певца — его способность к перевоплощению и умение рассказать историю.

Затем Ильдар Абдразаков переключился на лирическую волну и спел «Утреннюю песнь» Жюля Массне, романс Михаила Глинки «Сомнение», «О, если б мог выразить в звуке» Леонида Малышкина. Каждое их этих произведений — классический вокальный номер. И здесь Ильдару Абдразакову удалось найти свою манеру исполнения и преодолеть навязчивый стереотип восприятия привычно звучащей музыки. И снова обращение к образу Мефистофеля. На этот раз в еще одной песне, вызывающей устойчивые ассоциации с виртуозным шаляпинским исполнением, — в «Блохе» Мусоргского. Ее тоже нельзя просто спеть по нотам. Она требует актерского перевоплощения. Ильдар Абдразаков демонстрирует соединение вокального мастерства и драматического, которое дает новое качество звука — им когда-то поразил мир Федор Шаляпин.

Заключительная часть программы — русские народные песни: «Дубинушка», «Эй, ухнем», «Степь да степь кругом». Ильдар Абдразаков исполнил их вместе с Камерным хором Московской консерватории. И ему удалось погрузить слушателя в эмоции, запечатленные в музыке и словах в уже почти бесконечно далекие времена. Как же далеки от нас лесорубы, корчующие «дубинушки», бурлаки, тянущие суда против течения реки, ямщик, замерзающий в степи и прощающийся с миром! В сочинском Зимнем театре с этими песнями произошло то же, что, скорее всего, происходило, когда их пел Федор Шаляпин в начале XX века. Они перестали быть песнями про лесорубов и бурлаков, но превратилась в воплощение стихии, сила которой проявляется внезапно и неотвратимо. Ничто не может ее остановить. Она сметает все, что встает на ее пути. Ильдар Абдразаков убеждает нас: какими выдающимися ни были бы певцы прошлого, те, кто поет здесь и сейчас, ничуть не менее талантливы. Пусть они еще не так овеяны легендой, но это нисколько не сказывается на мастерстве их исполнения и силе воздействия их голоса на слушателей.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Городские корни Городские корни

По соседству с москвичами и гостями столицы проживают миллионы растений

ТехИнсайдер
Букет угроз: какие киберриски из 2022-го останутся актуальными в этом году Букет угроз: какие киберриски из 2022-го останутся актуальными в этом году

В киберпространстве нарастает напряжение

Forbes
Париж стоит мессы? Париж стоит мессы?

На протяжении почти 40 лет во Франции полыхала одна война

Дилетант
Молния, ветер со скоростью 1600 км в час, кислотный дождь: самая экстремальная погода в Солнечной системе Молния, ветер со скоростью 1600 км в час, кислотный дождь: самая экстремальная погода в Солнечной системе

Земля — действительно райское место, если сравнивать ее с другими планетами

ТехИнсайдер
До самых до окраин До самых до окраин

Для снабжения труднодоступных территорий пригодятся дроны

ТехИнсайдер
Когда так плохо, что хорошо: зачем мы остаемся в зависимых отношениях Когда так плохо, что хорошо: зачем мы остаемся в зависимых отношениях

Как определить зависимые отношения и перестать в них вступать

Psychologies
7 исторических детективов 7 исторических детективов

Детективы, отражающие разные исторические эпохи

СНОБ
Инъекция гормона FGF21 быстро отрезвила пьяных мышей Инъекция гормона FGF21 быстро отрезвила пьяных мышей

Как связаны гормоны FGF21 и норадренергические нейроны мозга?

N+1
«Все, что делаешь по зову души, находит отклик»: Ольга Примаченко об успехе книги «К себе нежно» и своих правилах жизни «Все, что делаешь по зову души, находит отклик»: Ольга Примаченко об успехе книги «К себе нежно» и своих правилах жизни

Писательница Ольга Примаченко — как к ней пришла идея книги «К себе нежно»

Psychologies
Прострелы, или Сны наяву Прострелы, или Сны наяву

Весной в степях, по сухим лугам можно увидеть сказочно красивый цветок

Наука и жизнь
Делаем аватарки с помощью нейросети: какой сервис лучше Делаем аватарки с помощью нейросети: какой сервис лучше

Какая из нейросетей лучше всего подходит для создания аватарки?

CHIP
Он пробыл 16 часов в желудке кашалота и остался жив: удивительная история Джеймса Бартли Он пробыл 16 часов в желудке кашалота и остался жив: удивительная история Джеймса Бартли

В 1891 году моряк английского судна Джеймс Бартли был проглочен огромным китом

ТехИнсайдер
Важнее трендов Важнее трендов

Мануэла Бортоламеолли – как детская игра в ателье привела к созданию бренда

Новый очаг
Родинки Родинки

Чтобы родинки не причинили больших неприятностей, их надо регулярно проверять

Здоровье
Час расплаты: истории трех девушек, которые попали в кредитную кабалу Час расплаты: истории трех девушек, которые попали в кредитную кабалу

Взяла один кредит, потом другой, а дальше долги стали множиться

VOICE
Исцеление письмом: в чем заключается терапевтическая сила дневников и автобиографий Исцеление письмом: в чем заключается терапевтическая сила дневников и автобиографий

Почему ведение дневника может оказывать терапевтический эффект?

Forbes
Как полюбить планету: 5 книг об экологии и осознанной жизни Как полюбить планету: 5 книг об экологии и осознанной жизни

5 книг для начинающих эко-активистов, защитников природы и даже эко-скептиков

ТехИнсайдер
12 шпионов из сериалов 12 шпионов из сериалов

Дюжина самых необычных шпионов на ТВ

Weekend
Какой у тебя SQ? Какой у тебя SQ?

Сексуальный интеллект: что это такое, зачем его прокачивать?

Лиза
«Как будем делить квартиру?» 7 мифов о брачном договоре — объяснения адвоката «Как будем делить квартиру?» 7 мифов о брачном договоре — объяснения адвоката

Что же такое этот самый брачный договор и почему о нем бытует столько мифов?

Psychologies
«Дейзи Джонс и The Six»: красивая мелодрама о вымышленной рок-группе в стиле 1970-х «Дейзи Джонс и The Six»: красивая мелодрама о вымышленной рок-группе в стиле 1970-х

Сериал «Дейзи Джонс и The Six» — аутентичная история о любви и саморазрушении

Forbes
Как правильно хранить зимние вещи Как правильно хранить зимние вещи

Несколько лайфхаков, чтобы обезопасить теплую одежду от моли, плесени и грибка

Maxim
Полуподводный флот Полуподводный флот

Полупогружные транспортные суда: новое для российского судостроения направление

ТехИнсайдер
Невозвращенец Невозвращенец

Один из первых политических эмигрантов Петровской эпохи — Авраам Веселовский

Дилетант
Гитлер. Поход во власть Гитлер. Поход во власть

Человек, создавший Третий рейх, был, несомненно, злым гением

Дилетант
5 продуктов, которые заставят ваш кишечник работать как часы 5 продуктов, которые заставят ваш кишечник работать как часы

Продукты, которые необходимо включить в рацион, чтобы запустить работу кишечника

ТехИнсайдер
Как выглядеть дорого, но покупать мало вещей: совет стилиста Как выглядеть дорого, но покупать мало вещей: совет стилиста

Как насмотренность и умение выбирать одежду по запросу помогает сэкономить

VOICE
Переключаемся на весну Переключаемся на весну

В начале весны многие из нас переживают ощущения Спящей красавицы

Лиза
Как выглядит кожа женщины, сбросившей 71 килограмм: почему лучше не набирать вес, чем потом худеть Как выглядит кожа женщины, сбросившей 71 килограмм: почему лучше не набирать вес, чем потом худеть

Как выглядит девушка, похудевшая на 71 килограмм

VOICE
Правила жизни Бена Аффлека Правила жизни Бена Аффлека

Правила жизни актера Бена Аффлека

Правила жизни
Открыть в приложении