Ильдар Абдразаков остается одним из самых востребованных российских артистов

ЭкспертЗнаменитости

Ильдар Абдразаков, голос «Шаляпина»

На Зимнем фестивале искусств в Сочи Ильдар Абдразаков в сопровождении оркестра «Новая Россия» под управлением Алексея Рубина спел арии, романсы и песни из репертуара Федора Шаляпина

Вячеслав Суриков

Ильдар Абдразаков — самый востребованный на мировой сцене российский певец. Фото: Алексей Молчановский / Пресс-служба зимнего фестиваля искусств

Ильдар Абдразаков 22 года назад исполнил партию Родольфо из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула» в театре «Ла Скала» и с тех пор остается одним из самых востребованных на мировой сцене российских артистов. В прошлом году он открывал в «Ла Скала» сезон, спев партию царя Бориса в опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов» в постановке датского режиссера Каспера Хольтена и итальянского дирижера Риккардо Шайи. Для артиста это было шестое открытие сезона в «Ла Скала» и первое, когда он пел в опере, написанной русским композитором. Ильдар Абдразаков выступил на сцене этого театра больше 90 раз. Уже в марте этого года, после того как споет в серии премьерных показов «Сказок Гофмана» Жака Оффенбаха, их число перевалит за сто. В 2010 году театр предложил ему выступить с сольным концертом. В декабре 2021 года Ильдар Абдразаков в четвертый раз вышел на сцену миланского театра в этом формате. Для российского исполнителя это рекорд. Он пел на всех значимых оперных площадках мира: это Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Венская государственная опера, Баварская государственная опера, Парижская национальная опера, Ковент-Гарден, Большой театр.

Ильдар Абдразаков родился и вырос в Уфе. По национальности башкир. Тембр его голоса — бас-баритон (считается, что таким же тембром обладал Федор Шаляпин). Музыкальное образование получил в Уфимском государственном институте искусств. Наставник, сыгравший ключевую роль в его становлении как певца, — профессор Миляуша Муртазина. Старт его российской карьере дали телевизионный конкурс Ирины Архиповой и Международный конкурс вокалистов имени М. И. Глинки. Благодаря им он дебютировал на сцене Мариинского театра, вошел в состав его оперной труппы и начал европейскую карьеру.

Сейчас он сам создает аналогичные возможности для вокалистов. В 2016 году создал Фонд поддержки и продвижения молодых талантов и развития международных культурных связей. В 2018-м фонд запустил фестиваль с мастер-классами, открытыми репетициями звезд мировой сцены, спектаклями и концертами всемирно известных и молодых оперных вокалистов.

В карьере Ильдара Абдразакова есть повороты, на которые едва ли решался кто-нибудь еще из оперных певцов. В прошлом году он стал участником третьего сезона популярнейшего телевизионного шоу «Маска» на канале НТВ. В нем профессиональные исполнители выступают в костюмах настолько необычных, что понять, кто под ними скрывается, невозможно. Ильдар Абдразаков выступал в костюме дракона, пел песни из репертуара Сергея Шнурова, Филиппа Киркорова, Григория Лепса, Билли Айлиш и стал победителем шоу. В 2014 году он снялся в роли Федора Шаляпина в одной из новелл фильма «Елки 1914». В этом году он стал одним из создателей образа Федора Шаляпина в сериале «Шаляпин» в постановке Егора Анашкина. Его премьера состоялась 13 февраля — в день 150-летия со дня рождения певца. Главную роль в биографическом телесериале сыграл драматический актер Александр Горбатов, обладающий внешним сходством с Федором Шаляпиным, а поет за него Ильдар Абдразаков.

Возможно, этот проект, а также волна интереса к творчеству Федора Шаляпина, связанная с его полуторавековым юбилеем, вдохновила певца на создание программы с номерами из репертуара великого русского певца. Он представил ее на сочинском Зимнем фестивале искусств, который в нынешнем году прошел в шестнадцатый раз под художественным руководством Юрия Башмета. Почти всякий бас-баритон из России так или иначе сопоставляет себя с Федором Шаляпиным — самым успешным русским певцом. К счастью, от него остались записи, пусть несовершенные, которые все же могут дать представление о масштабах его таланта. В сериале есть эпизод: Федор Шаляпин негодует по поводу качества записей — насколько они искажают его пение. Но они не только донесли до нас звук его голоса, но и создали легенду, которая едва ли достигла бы такого масштаба, если бы карьера русского исполнителя ограничилась выступлениями на театральной сцене.

В истории мировой культуры Федор Шаляпин — идеальный певец, обладающий не только невероятным по силе и красоте голосом, но и незаурядным артистическим дарованием. Чтобы претендовать на сопоставление с ним, мало спеть его репертуар — необходимо еще поразить публику талантом драматического актера. Вокальные возможности Ильдара Абдразакова близки к тому самому представлению об идеальном певце. Он смог добиться свободы в управлении голосом, позволяющей ему не только пропевать ноты и выдерживать оптимальную силу звука, но и добавлять в него те самые драматические оттенки, которых мы ждем от певца, сопоставляющего себя с Шаляпиным. Наверно, самый эффектный номер, известный в его записи, — куплеты Мефистофеля из оперы Шарля Гуно «Фауст». Они и так оперный хит, кто бы их ни исполнял. Музыка сама по себе создает образ, и от певца требуется только соответствовать его силе и выразительности. Но если ему удается не просто стать частью музыкальной стихии, но приподняться над нею, выделиться из кавалькады звуков, которую обрушивает на слушателя оркестр, образ многократно усиливается. И это как раз то, что мы видим на сцене в исполнении Ильдара Абдразакова.

В арии Лепорелло из оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан» Ильдар Абдразаков включает в свое исполнение элементы пластики и показывает своего героя без помощи декораций и костюма. Ему хватает психологического «грима». Сила музыки заключена в образе, который она создает. И если исполнители оркестра могут это делать лишь с помощью звуков, извлекаемых из музыкальных инструментов, то певец творит его не только голосом, но и всем телом. И этого может оказаться вполне достаточно для того, чтобы и показать персонажа, и передать его историю. Всё остальное — декорации, грим, костюм — дорисует воображение слушателя. Да и голос певца, когда он начинает перевоплощаться в персонажа всем своим существом, а не просто пропевать ноты, звучит по-другому. В этом ценность записей Федора Шаляпина, которые все же смогли донести внутреннюю пластичность певца — его способность к перевоплощению и умение рассказать историю.

Затем Ильдар Абдразаков переключился на лирическую волну и спел «Утреннюю песнь» Жюля Массне, романс Михаила Глинки «Сомнение», «О, если б мог выразить в звуке» Леонида Малышкина. Каждое их этих произведений — классический вокальный номер. И здесь Ильдару Абдразакову удалось найти свою манеру исполнения и преодолеть навязчивый стереотип восприятия привычно звучащей музыки. И снова обращение к образу Мефистофеля. На этот раз в еще одной песне, вызывающей устойчивые ассоциации с виртуозным шаляпинским исполнением, — в «Блохе» Мусоргского. Ее тоже нельзя просто спеть по нотам. Она требует актерского перевоплощения. Ильдар Абдразаков демонстрирует соединение вокального мастерства и драматического, которое дает новое качество звука — им когда-то поразил мир Федор Шаляпин.

Заключительная часть программы — русские народные песни: «Дубинушка», «Эй, ухнем», «Степь да степь кругом». Ильдар Абдразаков исполнил их вместе с Камерным хором Московской консерватории. И ему удалось погрузить слушателя в эмоции, запечатленные в музыке и словах в уже почти бесконечно далекие времена. Как же далеки от нас лесорубы, корчующие «дубинушки», бурлаки, тянущие суда против течения реки, ямщик, замерзающий в степи и прощающийся с миром! В сочинском Зимнем театре с этими песнями произошло то же, что, скорее всего, происходило, когда их пел Федор Шаляпин в начале XX века. Они перестали быть песнями про лесорубов и бурлаков, но превратилась в воплощение стихии, сила которой проявляется внезапно и неотвратимо. Ничто не может ее остановить. Она сметает все, что встает на ее пути. Ильдар Абдразаков убеждает нас: какими выдающимися ни были бы певцы прошлого, те, кто поет здесь и сейчас, ничуть не менее талантливы. Пусть они еще не так овеяны легендой, но это нисколько не сказывается на мастерстве их исполнения и силе воздействия их голоса на слушателей.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Властелин колец: кольца власти»: битва за мировое господство «Властелин колец: кольца власти»: битва за мировое господство

Сериал Prime Video с самым большим бюджетом за всю историю кинематографа

Эксперт
Актеры и главные герои сериала Актеры и главные герои сериала

Рассказываем о ролях и актерах турецкого сериала "Истерзанная"

VOICE
«Нам с мужем ребенок в путешествиях не мешает» «Нам с мужем ребенок в путешествиях не мешает»

Рената Пиотровски провела с семьей отпуск в солнечном Дубае

OK!
Как доверие в обществе связано с богатством, демократией и долголетием Как доверие в обществе связано с богатством, демократией и долголетием

Как доверие влияет на долголетие, благосостояние граждан и демократию

Forbes
История одной песни: «Dancing Queen» ABBA, 1976 История одной песни: «Dancing Queen» ABBA, 1976

За эту песню ABBA Советский Союз 12 лет расплачивался овощами с нефтью

Maxim
Что делать и что делать нельзя, если человек провалился под лёд: советы спасателей Что делать и что делать нельзя, если человек провалился под лёд: советы спасателей

Как вести себя на льду?

VOICE
Отрывок из книжного сериала Антон Секисова «Комната Вагинова» Отрывок из книжного сериала Антон Секисова «Комната Вагинова»

Жизнь в петербургской коммуналке глазами Антона Секисова

СНОБ
Любовь пространства Любовь пространства

Янина Болдырева: медиум как метафора

Weekend
Беременная (опять) Рианна и Сальма в Беременная (опять) Рианна и Сальма в

Модный парад на "Оскаре-2023"

VOICE
Красная пустыня Красная пустыня

Каракумский пробег как орудие советской пропаганды

Автопилот
5 вещей, о которых молчат владельцы суперкаров 5 вещей, о которых молчат владельцы суперкаров

Суперкаров в мире гораздо меньше, чем людей, которые могут себе их позволить

ТехИнсайдер
Привычка, от которой вам следует избавиться: почему сидеть, скрестив ноги, вредно для здоровья? Привычка, от которой вам следует избавиться: почему сидеть, скрестив ноги, вредно для здоровья?

Понаблюдайте за собой: как вы привыкли сидеть?

ТехИнсайдер
Плохое психическое здоровье студентов провоцирует бросить учебу. Серьезная ли это проблема? Плохое психическое здоровье студентов провоцирует бросить учебу. Серьезная ли это проблема?

Все больше студентов готовы бросить учебу из-за плохого душевного состояния

ТехИнсайдер
33 несчастья. О шедевре «400 ударов» 33 несчастья. О шедевре «400 ударов»

Как фильм «400 ударов» изменил историю мирового кинематографа

СНОБ
Как соблазнять голосом: 3 упражнения Как соблазнять голосом: 3 упражнения

Голос — неотъемлемая часть сексуального образа

Psychologies
Умер актер из «Вечного зова», легендарный директор Театра на Таганке Николай Дупак Умер актер из «Вечного зова», легендарный директор Театра на Таганке Николай Дупак

Вспоминаем заслуженного артиста России Николая Дупака

VOICE
Полноценная Полноценная

Сегодняшняя премьера – версия Omoda C5 4WD. Модель обрела привод на все колеса

Автопилот
6 ошибок, которые родители допускают в общении с учителями 6 ошибок, которые родители допускают в общении с учителями

Кооперативная работа на благо ребенка: как договориться с педагогом?

СНОБ
Интервью с якутским режиссером Степаном Бурнашевым о его новом, остросоциальном фильме «Айта» Интервью с якутским режиссером Степаном Бурнашевым о его новом, остросоциальном фильме «Айта»

Якутский режиссер Степан Бурнашев — о проблеме шовинизма

СНОБ
«Великий квест» «Великий квест»

Глава из книги «Великий квест. Гении и безумцы в поиске истоков жизни на Земле»

N+1
Русские красавицы, покорившие сердца голливудских звезд Русские красавицы, покорившие сердца голливудских звезд

Не зря говорят, что в России самые красивые женщины!

VOICE
С едой на С едой на

РПП: что это за зверь такой и как это расстройство проявляется?

VOICE
Что почитать в ожидании нового сезона «Ведьмака»? Что почитать в ожидании нового сезона «Ведьмака»?

Книги, так или иначе напоминающие «Ведьмака»

Maxim
Валери Зоидова: «Грудь, попа, животик, — все было обцеловано!» Валери Зоидова: «Грудь, попа, животик, — все было обцеловано!»

Актриса Валери Зоидова — о новом открытии собственной сексуальности

Maxim
От первого лица: 5 зарубежных книг о женщинах, которые стоит прочитать От первого лица: 5 зарубежных книг о женщинах, которые стоит прочитать

Автобиографические книги наших современниц

Правила жизни
Нюрнбергские расовые законы Нюрнбергские расовые законы

Антисемитизм лежал в основе нацистской идеологии

Дилетант
Совместное творчество Совместное творчество

О точках соприкосновения мира искусства и индустрии красоты

Правила жизни
Худрук театра «Шалом» Олег Липовецкий: Потерять себя гораздо страшнее, чем должность Худрук театра «Шалом» Олег Липовецкий: Потерять себя гораздо страшнее, чем должность

Олег Липовецкий — о творческом пути, региональных театрах и сценической правде.

СНОБ
Почему феминистки ошибаются, а мужчин надо любить, жалеть и оберегать Почему феминистки ошибаются, а мужчин надо любить, жалеть и оберегать

Мужчины тоже вполне себе жертвы жестокой гендерной эксплуатации

Maxim
Почему рыбным днём считается именно четверг? Почему рыбным днём считается именно четверг?

Почему из всех семи дней в недели рыбным днем выбрали именно четверг?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении