Что такое конструктивизм в музыке и как его понимать
В центре «Зотов» пройдет фестиваль Sound Up forte, на нескольких концертах которого прозвучит музыка конструктивизма. По случаю разбираемся, как она зарождалась и какие черты были ей свойственны
24 марта фестиваль фортепианной музыки Sound Up forte впервые пройдет в здании бывшего хлебозавода, сегодня ставшего центром конструктивизма «Зотов». Логика места и действительно круглая дата (а конструктивизм продолжает отмечать свое столетие) диктуют и контекст программы. За конструктивизм в музыке в этот вечер будет отвечать пианист Михаил Дубов, который исполнит сочинения Александра Мосолова, Артура Лурье, Дмитрия Шостаковича и других композиторов, воплощавших конструктивисткие идеи не в архитектуре, но в нотах. Впрочем, синтез времен, направлений и жанров — известная сторона Sound Up, так что и в этот вечер прошлое соединится с настоящим, а Восток — с Западом. Мария Садурдинова и Ульяна Ловчикова возьмутся за программу сочинений для двух роялей, состоящую из российских премьер произведений Дэвида Лэнга, Мередит Монк, Джона Адамса и других героев сегодняшнего дня, а пианист и композитор Риад Маммадов, в свою очередь, исполнит собственные фортепианные пьесы в мугамных и джаз-мугамных ладах, а также впервые представит на публике сочинение из цикла «Lieder ohne Worte». Так в здании бывшего хлебозавода соединятся эпохи и мотивы. Журналист Денис Бояринов по просьбе «РБК Стиль» возвращается к истокам и рассказывает, чем был характерен конструктивизм в музыке, ставший опорной точкой для сложившейся фестивальной программы.
«Мы объявляем непримиримую войну искусству!» — этими словами открывается манифест «Конструктивизм», написанный первым теоретиком нового движения, Алексеем Ганом в 1922 году. Под «искусством» здесь понимается культура прошлого: с точки зрения генерации пролетарских художников, появившихся после Октябрьской революции, она — утеха буржуазии, кутающаяся в наряды теологии, мистики и метафизики. Ей на смену «выступает конструктивизм — стройное дитя индустриальной культуры», — продолжает Ган в своем манифесте.
Победить «буржуазное» метафизическое искусство пролетарским художникам не удалось, однако они добились многого: конструктивизм, одно из ответвлений советского авангарда, — возможно, наиболее известное и влиятельное русское арт-течение ХХ века. Имена родоначальников конструктивизма — художников Владимира Татлина, Варвары Степановой и Александра Родченко, театрального режиссера Всеволода Мейерхольда, архитекторов Константина Мельникова, братьев Весниных и других — хорошо известны во всем мире. Их убеждения в необходимости тотальной эстетической революции были созвучны настроениям великой смены эпох, а потому оказались восприняты и современниками, и последующими поколениями, до сих пор резонируя в пространстве культуры.
Адепты конструктивизма стремились подчинить всю человеческую жизнь функциональности и индустрии. Не с целью «обездушить» ее, лишив человека счастья — напротив, пророки конструктивизма грезили о новой утопии, в которой мир людей станет более рациональным, экономным, справедливым и гармоничным; средством достижения всего этого им виделась всепроникающая механизация. Наиболее известны воплощения принципов конструктивизма в архитектуре: промышленные сооружения, дома-коммуны и дома культуры в Москве, Санкт-Петербурге, Иванове, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и других российских городах. Однако эта эстетическая концепция значительно повлияла и на другие искусства — в том числе музыку — и прекратила существование лишь в начале 1930-х, когда конструктивистов объявили