Испытание морем
Увидеть далекие арктические острова – об этом мечтают многие путешественники. Я расскажу о смельчаках, у которых это получилось.
Москвич Алексей Тимошенков с группой единомышленников загорелись идеей побывать на Земле Франца-Иосифа – самой северной территории нашей страны. Во времена начала освоения Арктики архипелаг использовался в качестве перевалочной базы на пути к Северному полюсу, здесь зимовали Седов и Нансен, отсюда папанинцы в мае 1937 года летали на «крышу мира».
Рождение «Селенги»
В команде экспедиции, стартовавшей из Санкт-Петербурга 15 июня 2022 года, было два состава. Один отвечал за перегон яхты «Селенга» из Финского залива в Белое море, другой – за путь к Земле Франца-Иосифа. Во втором составе было девять человек с незаурядным опытом. Так, Алексей Тимошенков, Андрей Громов и Валерий Семенов на кайте объездили север Шпицбергена, весь Вайгач и самые живописные уголки Гренландии. Николай Давидовский в составе команды тримарана «Русь» участвовал в кругосветной трансарктической экспедиции «Путь Ориона». Валерий Петров – яхтсмен и сертифицированный дайвер-спасатель – погружался в Красном море на глубину 100 метров. Особняком в этом списке стоит фигура капитана «Селенги» Аркадия Смекалова. Именно он в 2003 году построил яхту из груды металлолома, которой она тогда была.
– В 1974 году, – рассказывает о себе Смекалов, – отец привел меня в яхт-клуб. С этого момента я открыл для себя море и паруса. В 1991-м весь свой опыт, знания и силы вложил в реставрацию старой немецкой яхты Stella. Работы велись в Центральном яхт-клубе на Петровской косе в Санкт-Петербурге. Десять лет каждый день от рассвета до заката шла скрупулезная и трудоемкая работа по восстановлению яхты.
Яхта была названа «Звездой». Увы, недолго она сияла на небосклоне морских планов Смекалова. По приказу руководства яхт-клуба «Звезду» передали в пользование «лучшим людям». Но осталась гора парусов площадью 120 квадратных метров. Имея на руках этот капитал, Смекалов приобрел по цене металлолома корпус ледокольного буксира «Селенга» и начал все заново.
– Знакомый яхтенный конструктор на компьютере создал математическую модель корпуса. Жена Надя вычерпала 2,5 тонны мазута из машинного отделения. Сыновья Саша и Андрей помогали резать металл, зачищали поверхности, чистили и красили их. Когда в первый раз вышли в море, с берега это смотрелось удивительно: черный облезлый корпус «Селенги» с горой резаного металла на палубе для балласта, изрыгая из выхлопной трубы снопы искр, степенно удалялся в туманную даль Финского залива, – рассказывает Аркадий Смекалов.
С миру по нитке
Пока одна часть команды готовила «Селенгу» к переходу из Финского залива в Белое море, другая была занята оформлением пропусков и поиском спонсоров.