Сценарист Игорь Копылов о сериале про советских физиков-ядерщиков

ЭкспертРепортаж

Игорь Копылов, режиссер сериала «Бомба»: «Это была другая война»

На какие источники опирались создатели сериала о работе советских физиков-ядерщиков, почему в нем так важна любовная линия и почему Берия — положительный герой

Вячеслав Суриков

В роли Кирилла Муромцева — Виктор Добронравов

Сериал «Бомба» — один из редких случаев, когда отечественные кинематографисты показывают работу ученых и рассказывают историю создания технологий, предопределивших судьбы человечества. Сериал создан продюсерской компанией Валерия Тодоровского «Мармотфильм». Главные роли в нем сыграли Евгений Ткачук (Михаил Рубин), Виктор Добронравов (Кирилл Муромцев), Евгения Брик (Анна Галеева), Михаил Хмуров (Игорь Курчатов) и Виталий Коваленко (Лаврентий Берия). Режиссер сериала Игорь Копылов («Крылья империи», «Ржев», «Ленинград-46») начинал как театральный актер. В 2001 году сыграл одну из главных ролей в сериале «Ворон». В общей сложности в его активе более 30 ролей. В качестве режиссера дебютировал в 2003 году на сериале «Мангуст». В его режиссерской фильмографии сейчас 25 проектов. Как сценарист работал над 15 фильмами, в том числе над сценарием сериала «Бомба». «Эксперт» поговорил с ним о том, как создавалась «Бомба» и как следует оценивать поступки прототипов героев сериала.

— Как вы для себя сформулировали задачу этого сериала?

— Когда мы приехали в Саров, нам показали книгу, где перечислены все войны с Россией за последние четыреста лет. И промежутка длиннее, чем двадцать-тридцать лет, в этом перечне нет. С 1949 года, когда создали атомную бомбу, у нас были внутренние конфликты, но из внешних противников никто войну с Россией не ведет. Мы хотели показать, что с 1945 года в мире шла другая война, в которой победили уже не атланты, а ботаники. Хотели рассказать о тех героях, о которых до нас никто не рассказывал. Есть очень много историй о том, как жили атомщики и как они создавали атомную промышленность, а она и по сей день номер один в мире: мы сильно всех опережаем по технологиям. Люди, работающие в этой сфере, — достойные, умные, образованные, с сильным внутреннем стержнем. Смотреть на них и общаться с ними — большее удовольствие.

— Какие источники вы использовали в процессе создания сценария?

— Мы общались с участниками событий, посещали закрытые города. У «Росатома» есть обширная электронная библиотека в открытом доступе, к которой могут обратиться все желающие. В Озерске, где был создан первый реактор, «Аннушка», существует музей. Саров по-прежнему закрытый город, но там нам тоже удалось получить впечатление о событиях конца сороковых.

— Есть ли прототип у главного героя сериала — Михаила Рубина?

— Создание атомной бомбы — коллективный проект. Были яркие лидеры: Курчатов, Харитон; список можно продолжать и продолжать. Но не получится в рамках восьми серий рассказать обо всех, кто участвовал в создании атомной бомбы, поэтому мы остановились на главных героях. Вымышленные персонажи — собирательные образы всех остальных ученых.

— Какие особенности жанра кино, показывающего технологический процесс, вы для себя выделяете? Что было самым сложным?

— Нам приходилось иметь дело с объектами, где нельзя снимать — из соображений безопасности. Даже к реактору «Аннушка», уже давно не действующему, нельзя привести съемочную группу из 70 человек и позволить ей делать все, что угодно. Нам приходилось воссоздавать эти объекты в других местах. Реактор — это огромный зал, и надо было где-то найти такой и воспроизвести с максимальной технической достоверностью. Мы понимали, что это кино будут смотреть специалисты.

— Как вы добивались от актеров перевоплощения в образы ученых, так чтобы они могли уверенно манипулировать научными терминами?

— На съемках эпизодов, где использовалась научная терминология и фигурировали формулы, присутствовал научный консультант. Что касается всего остального, то актеры вживались в образы, изучали физику. Они, конечно, не стали физиками-теоретиками, но и в тему, и в характеры своих персонажей погрузились. Нам было важно передать через физическое действие интеллектуальную работу. Приходилось даже доснимать некоторые сцены, чтобы они в большей степени соответствовали действительности. В целом это была обычная для артистов работа, но с акцентами.

— Почему главный герой в финале умирает?

— Мне случалось встречать такую оценку: создание атомной бомбы в денежном эквиваленте обошлось Советскому Союзу почти во столько же, во сколько Вторая мировая война. Даже если это полуправда (хотя мне кажется, что оценка близка к действительности), представьте себе, что получилось бы, если бы деньги направили на восстановление собственной страны. Думаю, карточки в нашей стране после войны отменили бы намного раньше. Атомный проект потребовал невероятных усилий от полуразрушенной страны. Были жертвы, были потери. Финал нашей истории — дань в художественной форме людям, которые положили на этот проект свою жизнь. Но буквально такого не происходило, это, конечно, наша фантазия.

В роли Лаврентия Берия — Виталий Коваленко

— Баланс между сюжетными линиями, любовной и технологической, — как вы его выдерживали?

— Мы всерьез задавались этим вопросом. Выбрали для себя основополагающие поворотные научные события и попытались найти им эквивалент в отношениях главных героев. В четвертой серии вечный второй Муромцев в исполнении Виктора Добронравова делает доклад. Его персонаж предлагает изготовить не горизонтальный реактор, а вертикальный. Это исторический факт. Ученые действительно дискутировали трое суток. Им сказали, что, пока они не примут решение, их не выпустят. В тот момент вечный второй Муромцев получает шанс стать первым. И именно тогда узнает, что у жены роман с его другом. И, выходя к трибуне, видит этому подтверждение. И он должен доказать свою правоту, одновременно понимая, что теряет жену. Или зеркала, которые привозят в Саров для производства имплозивных взрывов. Параметры такого взрыва ученые вычисляли с помощью зеркал — физикам помогало в этом отражение; отражение от зеркала помогло Рубину увидеть Ольгу, и он влюбился в нее.

— Сколько времени у вас заняла работа над сериалом и каких усилий она от вас потребовала?

— Во время показа сериала по телевидению я уехал в воскресенье в командировку и вернулся в следующее воскресенье. Меня не было неделю. Вернулся, а фильм уже прошел. Я подумал: «Это заняло полтора года жизни и оказалось таким коротким». У нас была огромная команда. Мы творчески спорили и волновались до самого последнего дня, когда отдали картину на канал. Я рад, что она понравилась зрителям. В нашей работе — счастливый финал, такой же, как и в истории, которую мы рассказываем. Физически это оказался непростой проект, но творчески он был очень интересен. Валерий Петрович Тодоровский — необычный продюсер: не только организует производственный процесс, но еще и искренне переживает за художественную сторону дела.

— Какова степень участия в нем «Росатома»? Пытался ли он как-то влиять на ваши решения?

— «Росатом» нас пустил туда, куда нельзя попасть. Он предоставил нам людей, с которыми можно было пообщаться. У нас происходили дискуссии только по поводу того, как сделать лучше: так или вот так? Мы сами просили у них консультантов, и нам их предоставили. Но в съемочный процесс они никак не вмешивались. Возвращаясь к финалу: гибель героя в нем исключительно наше художественное решение. И они понимали: это художественный фильм, впервые после «Девяти дней одного года» рассказывающий об отрасли, в которой они работают. Они понимали это. Чтобы отдать дань участникам реальных событий, на титрах мы дали кадры с живыми до сих пор людьми, общавшимися с теми, кто осуществлял атомный проект.

— Образы сотрудников спецслужб в вашем сериале — как вы искали к ним подход?

— Мы не хотели никого показывать плохими или хорошими в зависимости от профессиональной принадлежности. Они делали свою работу на секретных проектах. Я могу сказать, что для ученых в закрытых городах были созданы пусть не идеальные, но очень хорошие по тем временам условия. Я слышал об этом от всех. Мы видели, в каких домах они жили. Они нам рассказывали, каким было снабжение. И наградные ученые получили по окончании проекта очень весомые. Но когда задавали вопросы про Берию, все сразу же замолкали. Мы спрашивали: почему? Они объясняли: опасаются, что Берия получится таким, каким его показывали последние тридцать лет. Говорили, что в их случае это было не так. Прошло время, и мы попытались создать взвешенный его образ. «Кровавый Берия» — это штамп. В создании атомной бомбы он принимал участие наравне с учеными. Это была сложная, неоднозначная фигура, человек своего времени.

— Как вы оцениваете потенциал истории отечественной науки с точки зрения создания на эту тему телевизионных сериалов?

— Мы не очень рачительно относимся к отечественной истории. У нас — кладезь историй. Но вы же понимаете, что исторические проекты недешевые. Я рад, что Тодоровский и его студия «Мармот-фильм» не побоялись взяться за один из них.

В роли Михаила Рубина — Евгений Ткачук, в роли Анны Галеевой — Евгения Брик

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Этот кризис — ментальный. Его главный агент — индивидуальные решения Этот кризис — ментальный. Его главный агент — индивидуальные решения

Главный фактор этого кризиса — частные решения отдельных людей

Эксперт
4 самые кровожадные женщины-маньячки в истории 4 самые кровожадные женщины-маньячки в истории

Мужчина-маньяк — это банально

Maxim
Занять у клиента Занять у клиента

Российские компании задумались о привлечении денег клиентов на свои счета

Эксперт
Китай назвали абсолютным лидером по площади засоленных почв Китай назвали абсолютным лидером по площади засоленных почв

При этом наиболее высокие темпы прироста таких земель обнаружены в Бразилии

N+1
«Мягкая интеграция»: что 2020 год изменил на постсоветском пространстве «Мягкая интеграция»: что 2020 год изменил на постсоветском пространстве

Интеграция на постсоветском пространстве будет продолжаться

Эксперт
Театр одной актрисы: ситуации, в которых ты всегда притворяешься Театр одной актрисы: ситуации, в которых ты всегда притворяешься

Ситуации, в которых ты никогда не говоришь правду

Cosmopolitan
​​​​​​​«Азербайджанцы ехали как в мирное время: ни завалов, ни разрушений, ни минных заграждений» ​​​​​​​«Азербайджанцы ехали как в мирное время: ни завалов, ни разрушений, ни минных заграждений»

Виктор Мураховский — о том, почему Армения проиграла войну за Карабах

Эксперт
Меняемся на работе Меняемся на работе

Мышление и развитие лидера в сложном мире

kiozk originals
Два герцога: Ришельё против Бэкингема Два герцога: Ришельё против Бэкингема

Противостояние Англии и Франции в XVII веке — это ещё и противостояние министров

Дилетант
Геологи предложили новую теорию формирования ледяных щитов Земли Геологи предложили новую теорию формирования ледяных щитов Земли

Движение тектонических плит резко замедлилось, что привело к изменению климата

Популярная механика
Анонс «золотой пятилетки» Анонс «золотой пятилетки»

Рынки сырья воспарили, и, похоже, их рост не остановится в ближайшее время

Эксперт
60 лет со дня крупнейшей авиакатастрофы своего времени 60 лет со дня крупнейшей авиакатастрофы своего времени

16 декабря 1960 года на город Нью-Йорк рухнули сразу два авиалайнера

Maxim
Орангутаны заразились зевотой от сородичей Орангутаны заразились зевотой от сородичей

Орангутаны могут заражать друг друга зевотой

N+1
Голой грудью за правду: 10 громких акций распавшегося движения FEMEN Голой грудью за правду: 10 громких акций распавшегося движения FEMEN

Мы вспомнили яркие и скандальные акции движения FEMEN

Cosmopolitan
Выдает желаемое! Выдает желаемое!

Яна Рудковская – человек безграничного оптимизма

Grazia
56 м² 56 м²

Неправильную геометрию квартиры дизайнер исправила с помощью систем хранения

AD
Лучшие турецкие сериалы на русском: хиты и новинки, от которых не оторваться Лучшие турецкие сериалы на русском: хиты и новинки, от которых не оторваться

Список лучших и новых турецких мелодрам для длинных новогодних каникул

Cosmopolitan
Оторви и брось Оторви и брось

Как Ария Кулина пыталась следовать советам из отрывного календаря для женщин

Cosmopolitan
Наполеон: в императоры из республиканца Наполеон: в императоры из республиканца

Диктатура Наполеона слишком изменила и страну, и народ

Дилетант
Как научиться брать от жизни все: 8 главных правил Как научиться брать от жизни все: 8 главных правил

Пора выходить за рамки привычного

Playboy
Кулебяка — украшение русского стола Кулебяка — украшение русского стола

Старинная русская кулебяка — традиционное новогоднее угощение

Наука и жизнь
Выделение речи из шума приписали медиальному ядру трапециевидного тела Выделение речи из шума приписали медиальному ядру трапециевидного тела

Эта зона мозга называется медиальным ядром трапециевидного тела

N+1
Приманка для молодых талантов. Первый тест-драйв родстера «Крым» Приманка для молодых талантов. Первый тест-драйв родстера «Крым»

Публика уже не верит в очередной автомобильный стартап из России

РБК
Как путешествовать по миру на 50 долларов в день Как путешествовать по миру на 50 долларов в день

Платите меньше, путешествуйте дольше, действуйте с умом

kiozk originals
«Бунга! Бунга!» или лучший розыгрыш XX века «Бунга! Бунга!» или лучший розыгрыш XX века

Как обдурить военно-морской флот и целую империю и жить дальше долго и счастливо

Maxim
Осьминоги любят давать рыбе «леща»: морские хулиганы Осьминоги любят давать рыбе «леща»: морские хулиганы

Зачем осьминоги бьют рыбу во время совместного кормления

Популярная механика
Слонов посчитали со спутника Слонов посчитали со спутника

Точность работы алгоритма сравнима с человеческой

N+1
Дельфин: «Обычно я иду на поводу у того, что у меня получается само собой» Дельфин: «Обычно я иду на поводу у того, что у меня получается само собой»

Андрей Лысиков рассказал о семье, современной музыке и компьютерных играх

Maxim
Во имя отца и сына. На Netflix вышел «Манк» — ревизия «Гражданина Кейна» от режиссера Дэвида Финчера и сценариста Джека Финчера, его отца Во имя отца и сына. На Netflix вышел «Манк» — ревизия «Гражданина Кейна» от режиссера Дэвида Финчера и сценариста Джека Финчера, его отца

«Манк» — новый фильм Дэвида Финчера, который обязательно войдет в историю

Esquire
На какие вопросы цифровизации должна ответить российская промышленность На какие вопросы цифровизации должна ответить российская промышленность

В чем принципиальная разница между цифровой зрелостью и цифровым инфантилизмом?

СНОБ
Открыть в приложении