Директор Пушкинского музея Ирина Антонова: «Я очень жалею современных художников»
1 декабря умерла президент музея имени Пушкина Ирина Антонова. Ей было 98 лет. В музее она работала с 1945 года, а возглавляла его — с 1961 года. В 2013 году Ирина Антонова рассказывала Forbes о сложностях управления музеем, спонсорах и детях
Современный зритель в музее стал более разборчивым. Привлечь публику становится все сложнее. Очереди выстраиваются сегодня только на эксклюзивные выставки. Если раньше самые заметные выставки проходили у нас, то сейчас и Третьяковская галерея, и Исторический музей, и Манеж (я очень рада, что появился такой мощный центр) делают выставки. К тому же у людей есть возможность выезжать за рубеж, сравнивать.
В борьбе за зрителя мы думаем над новыми проектами. Скажем, первыми пошли на сопоставление современного дизайна с классическим искусством: провели масштабные выставки Chanel, Dior. Когда к нам обратились кураторы дома Chanel, я предложила им показать не просто последние тенденции — мы же не салон, где выставляются новинки для продажи, — а истоки, концепцию появления моды, источники вдохновения дизайнера. Ведь сама Шанель была связана с художниками, работала для балетов Дягилева, интересовалась русским искусством. А когда мы делали выставку итальянского модельера Капуччи, то разместили экспонаты в залах античного искусства, в Греческом дворике, потому что он очень архитектурен, его платья похожи на античные тоги. Сейчас готовим еще одну выставку — серию фотографий из журнала Vogue «Обнаженные натуры». И опять же хотим ее трансформировать — разместить современные фотографии в контексте темы «от античности до наших дней», включив в состав выставки произведения из нашего музея. Нужно искать новые ракурсы известных явлений, новые повороты. В конечном счете это очень полезно, заставляет лучше видеть и старое, и новое. Кто-то из мудрецов сказал: «Двигаться надо вперед, но спиной, глядя в прошлое». Художник, не знающий старое искусство, обескровленный.
Сложно ли управлять таким организмом, как музей? Гораздо сложнее общаться с теми, кто наверху и предъявляет какие-то требования к этому организму. Это во все времена было трудно. Культура требует от государства больших вложений. Недавно привели в порядок Большой театр, скоро грандиозно откроется новая сцена Мариинки, нам тоже на строительство музейного «городка» выделили большие средства (проект включает в себя три новых здания и реставрацию старых и будет завершен к 2018 году). Но до сих пор не существует продуманного закона о культуре, понимания того, как надо поднимать эту отрасль, как работать со зрителем, делать привлекательными объекты культуры. А что правительство? Оно дает деньги, если его убедить в необходимости реализации проекта.