Хорошим людям процент пониже
От чего на самом деле зависит стоимость заемных средств для бизнеса
Разница в стоимости заемных средств для самых крупных и средних компаний не так уж и велика и зависит скорее от профиля конкретного заемщика, чем от размера бизнеса. При этом крупнейшие предприятия страны имеют возможность занимать фактически по тем же ставкам, что и крупнейшие мировые компании, вплоть до нуля процентов, а разница между самым дешевым займом у «крупняка» и компаний среднего размера не достигает шести процентных пунктов (п. п.). Такой вывод сделал «Эксперт», проанализировав стоимость займов и кредитов для компаний из начала, середины и конца рейтинга «Эксперт-400».
Чтобы оценить разницу в ставках, которая существует между крупным и средним бизнесом, мы решили проанализировать стоимость обязательств и свежих заимствований у трех групп компаний: самых крупных в стране — верхние пять строк в рейтинге «Эксперт-400»; просто крупных — позиции с 201-й по 205-ю в этом рейтинге и «средне-крупных» — позиции 391–400-я. Для анализа использовались ежеквартальные отчеты компаний за третий квартал 2020 года (доступные на момент подготовки материала). В ежеквартальных отчетах содержится информация о ставках по займам и кредитным договорам, сумма основного долга по которым составляла пять и более процентов балансовой стоимости активов компании, а также иным кредитным договорам и (или) договорам займа, которые эмитент считает для себя существенными. У компаний, которые не раскрывают информацию о стоимости столь крупных займов (например, «Газпрома»), анализировалась доступная информация о стоимости самых крупных кредитов и займов согласно отчетности по МСФО. Для компаний из середины и конца рейтинга, раскрывающих только раз в год бухгалтерскую отчетность в СПАРК, анализировалась эта отчетность за 2019 год, соотносились уплаченные проценты и общий размер заемных средств. Конечно, это довольно грубая оценка, не учитывающая многих факторов (так, если заемщики брали кредиты во второй половине года, это могло искажать ставку), указывает младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Юлия Якупова. Либо, возможно, кредиты использовались не весь отчетный период (например, какой-то период кредиты были, затем их погасили, а спустя несколько месяцев заемщик опять взял кредит).
Тем не менее такой анализ может использоваться, чтобы очертить общую картину со ставками.
Как в Европе
Начнем с того, что крупнейшие компании страны — «Роснефть», «ЛУКойл», «Газпром», Сбербанк и РЖД — получают рублевые займы по ставкам либо примерно на уровне ключевой ставки Банка России, либо еще дешевле, а то и вовсе бесплатно. И это касается не только Сбербанка, для которого деньги на расчетных счетах бизнеса и граждан фактически бесплатны, вследствие чего на конец третьего квартала 2020 года, например, средняя стоимость заемных средств для него составляла 2,8% годовых (ключевая ставка ЦБ на тот момент — 4,25%). Учитывая, что Сбер является лидером на рынке, можно предположить, что просто ввиду объема средств, который граждане и бизнес держат на его текущих счетах, стоимость денег для него самая низкая среди всех российских банков, а отсюда и возможность хорошо зарабатывать на процентной марже.
Например, у РЖД, согласно отчетности компании по МСФО, имеются рублевые кредиты со ставками от 0,34% годовых, сложные долговые инструменты в швейцарских франках под 0,84%, а в графе «Иные займы» в качестве минимальной ставки указан ноль процентов.
Ставки по валютным инструментам для наших компаний-лидеров тоже весьма комфортны. Совсем недавно, в феврале, «Газпром» занял два миллиарда долларов под рекордно низкие для компании 3,25% годовых, причем лишь 20% выпуска попало в руки российских инвесторов, остальное разошлось по США, Европе и Азии. Интересно, что «Газпром» разместился с купоном ниже, чем Saudi Aramco и французская Total.
Роман Кенигсберг, директор департамента внутреннего аудита и управления рисками «ФБК Grant Thornton», поясняет: на стоимость заимствований для крупнейших компаний влияет тот факт, что у них всегда есть альтернатива в виде финансовых рынков, и такие компании жестче ведут себя в переговорах с банками.
Лучше на свои
Чем ниже мы будем спускаться по рейтингу «Эксперт-400», тем меньше будем видеть использование компаниями заемных средств. «Дочки» иностранных холдингов, которые, казалось бы, могли развиваться на заемные средства по примеру своих зарубежных коллег, на деле предпочитают не связываться с российскими банками. Пример — «дочка» Pitish American Tobacco «Международные услуги по маркетингу табака» (МУМТ, 101-е место в «Эксперт-400», выручка в 2019 году — более 174 млрд рублей). МУМТ имеет возобновляемую кредитную линию от материнской структуры на десять миллиардов рублей под плавающий процент и банковскими кредитами не пользуется.
«Помогая готовить бизнес-планы для кредитных организаций, нацеленных на малый бизнес, мы видим: чем меньше компания, тем меньше она предрасположена брать кредит, — соглашается Роман Кенигсберг. — Компании МСП чаще развиваются либо на собственные ресурсы, либо на средства “семьи-друзей-знакомых”, либо на деньги грантов, бизнес-ангелов и так далее. Это некая инерционность мышления, может быть фактор культуры: многим предпринимателям даже в голову не приходит финансировать крупные CAPEX за счет заемных средств, обычно в МСП максимум того, что используется, —“предпринимательская” банковская карта, с которой оплачиваются расходы. Если молодые предприниматели хотят сразу попасть в “единороги” и сразу готовы привлекать заемное финансирование, то собственники компаний в возрасте за пятьдесят, как правило, не ориентированы на кредитование. Они помнят девяностые годы и считают заемные средства риском отъема бизнеса; поэтому предпочитают развиваться пусть медленнее, но на свои».
Добавим, что истории изъятия бизнеса крупными банками в счет кредита происходят и сегодня: достаточно вспомнить историю интернет-магазина техники «Юлмарт» и его основателя Дмитрия Костыгина (подробнее см. «Главный по деньгам», «Эксперт» № 47 за 2017 год).
Тем не менее компании с 201-й по 205-ю строчки рейтинга «Эксперт-400» — «Трансконтейнер», «Нефтетранссервис», «Алькор и Ко» (сеть «Л'Этуаль»), страховщик ВСК и застройщик ГК «Эталон» — заемными средствами пользуются, и разница в стоимости этих средств между ними и компаниями из топ-5 неожиданно оказалась не так уж велика. Нижняя планка — 0,01% годовых: по такой ставке имеет право занимать застройщик «Эталон», если остатки на счетах эскроу у него превышают объем ссудной задолженности. Верхняя планка по счетам эскроу — вполне комфортные 3,5%. Максимальная ставка в этой группе компаний — 11,85%, банковские кредиты по такой ставке присутствуют в пассивах того же «Эталона». Три из пяти перечисленных компаний присутствуют на фондовом рынке в качестве эмитентов облигаций и (или) акций, что, очевидно, помогает им и в переговорах с банками. Так, в 2020 году «Трансконтейнер» получил несколько кредитов от Райффайзенбанка под 5,15–6,9% годовых. Правда, все эти кредиты на год и полтора года. И это еще одна особенность кредитования компаний не из числа лидеров экономики: даже если они получают деньги по комфортным ставкам, срок кредитов редко превышает год.
Под какой процент занимают компании, замыкающие рейтинг «Эксперт-400»
Инвесторы помогли
Особенно впечатляет разброс ставок в последней десятке рейтинга «Эксперт-400»: нижний порог — 5,7% годовых, верхний — почти 22% (см. таблицу). Тут становится очевидно, что ставка в значительной степени зависит от отрасли, в которой работает компания, темпов ее роста, а также, не исключено, и от бенефициаров. Например, энергосбытовые компании, как видно из таблицы, обслуживают долги со стоимостью под 20% годовых или даже превышающие 20%. Скорее всего, столь высокая (почти в пять раз больше ключевой ставки) стоимость заимствований связана с общими проблемами сектора энергосбытов, который не раз сотрясали скандалы.
С другой стороны, здесь есть компании, которые занимают по тем же ставкам, что и крупнейшие, — например, компания из Таганрога ООО «Зерно-трейд», основанная в 2014 году, уже в сезоне 2015/16 вошла в десятку крупнейших экспортеров зерна, а в сезоне 2018/19 — в пятерку крупнейших экспортеров, нарастив выручку в полтора раза. Эту компанию СМИ связывают с бывшим топ-менеджером «ЛУКойла» Александром Раппопортом, однако из СПАРК известно лишь, что у «Зерно-трейда» и Таганрогского судоремонтного завода, принадлежащего кипрскому офшору Forsetia Ventures Ltd, один гендиректор.
Не исключено, что низкие ставки предлагаются именно тем компаниям, которые активно растут. Интересно, что фармдистрибутор компания «Вита лайн», владеющая аптечной сетью «Вита» и растущая на восемь процентов в год (данных за 2020 год еще нет, но, учитывая пандемию и активность сети в развитии онлайн-продаж, можно ожидать не меньших темпов роста), в прошлом году дебютировала на облигационном рынке. Компания успела сделать три выпуска, и каждый раз ставка купона снижалась, а срок удлинялся. Для сравнения: первый выпуск был размещен под 11%, а третий — уже под 9,75% и на четыре года. Таким образом, компании удалось примерно на 2 п. п. снизить стоимость заимствований.
«Для компаний с выручкой в диапазоне 5–50 миллиардов рублей ставки по дебютному облигационному выпуску обычно на один-два процентных пункта выше, чем по банковскому кредитованию. Разница может быть меньше в случае, когда компания к моменту выхода на долговой рынок раскрывает отчетность по МСФО, если компании присвоен кредитный рейтинг по национальной шкале в категории BBB и выше, а также в случае благоприятной рыночной конъюнктуры, — говорит Алексей Безрукавников, управляющий директор инвестиционно-банковского департамента ИГ “Атон”. — Тем не менее даже в случае существенной разницы в ставках компании выходят на долговой рынок, поскольку это позволяет привлекать денежные средства без залога, и сроки обращения облигационных займов могут заметно превышать сроки банковского кредитования. Банковское финансирование для таких компаний, как правило, является залоговым, банки также нередко требуют соблюдения определенных ковенант, а срок кредитов для компаний такого размера часто не превышает одного года, что вынуждает заемщиков финансировать короткими деньгами в том числе инвестиционные проекты, что неудобно и рискованно. Выходя на облигационный рынок, такие новые эмитенты не только диверсифицируют свои источники финансирования, но и усиливают переговорную позицию при общении с банками, которые вынуждены быть более сговорчивыми, понимая, что у компании есть альтернативный источник заемных средств». В «Атоне» видят растущий интерес к выходу на публичный долговой рынок со стороны компаний с размером бизнеса 5–50 млрд рублей — во многом это связано с тем, что на рынке существенно выросло количество частных инвесторов, которые и формируют основной объем спроса на облигации таких эмитентов.
Сами компании называют в качестве причины выхода на облигационный рынок и другие нюансы. «Значительную долю закупок мы осуществляем у производителей, которые в качестве обеспечительной меры хотят стать бенефициарами по банковской гарантии, — рассказал “Эксперту” Антон Киселев, директор по инвестициям и финансам компании “Вита Лайн”. — При этом банки фактически складывают банковские гарантии и кредиты при определении риска заемщика, то есть, привлекая кредит в банке, компания снижает свой гарантийный лимит. Мы привлекли облигации, погасили кредиты в банках и в результате расширили свои лимиты по гарантиям. В результате смогли сократить долю закупок через дистрибьюторов, выиграли в коммерческих условиях и повысили устойчивость бизнеса. Конечно, мы не можем обеспечить гарантии всем производителям, но облигации расширили наши возможности в этом смысле. Пока что облигации для нас значительно — на два процентных пункта — дороже кредита, тем не менее мы сделали выбор в пользу облигаций».
Мы попытались в числе прочего оценить реальную стоимость займов для малых компаний, для чего проанализировали находящуюся в СПАРК бухгалтерскую отчетность предприятий, приведенных бизнес-порталом Корпорации МСП в качестве «историй успеха». Из пяти последних малых компаний — фигурантов «историй успеха» с выручкой в пару десятков миллионов рублей три не имели заемных средств вовсе (поставщик щебня «Снабстрой» из Белгородской области, клининговый сервис «Аск клинфикс» из Астраханской области и снабженческий бизнес «Ай Снаб» из Москвы), а две — продавец электротехники «Эко Свет Запад» и сеть пабов «Егерь» — пользовались заемными средствами под три–семь процентов годовых. Такая низкая стоимость кредита для МСП вполне реальна, поясняет Роман Кенигсберг, и может объясняться коротким сроком кредита, наличием залога в виде имущества собственника, а также большим числом льготных программ кредитования (6,5% от Корпорации МСП), региональными грантами от местных ТОСЭР и проч.
«Еще один важный фактор, влияющий на стоимость кредитов, — кредитный рейтинг заемщика, в том числе его внутренний рейтинг в банке, — добавляет директор департамента внутреннего аудита и управления рисками “ФБК Grant Thornton”. — Если средняя компания берет кредит, вовремя его возвращает и в целом создает для банка хороший денежный поток, стоимость кредита для нее будет адекватной. Если же компания нетто-заемщик, ставки для нее будут выше. Еще один момент: часто небольшие компании выбирают банк не столько в зависимости от кредитных ставок, сколько в зависимости от стоимости комплекса банковских услуг: РКО, эквайринга, зарплатного проекта и прочего. В небольших банках может быть так, что при высоких ставках эта стоимость в целом будет для бизнеса более выгодной».
В целом именно малые и средние компании сейчас «на коне», так как они сильнее крупных выигрывают от снижения ставок. И могут снизить общую стоимость займов еще сильнее — из-за небывалой популярности фондового рынка прежде всего у частных инвесторов. В конце 2020 года агентство «Эксперт РА» выпустило обзор «Рынок облигаций в 2020 году: бум вопреки кризису», где указало, что спред к ОФЗ для таких эмитентов высокодоходных облигаций (ВДО) в 2020 году снижался активнее всего и именно в нем появлялись новые имена. «Если в 2018 году эмитентами сегмента было проведено 18 дебютных сделок, то в 2019-м их количество выросло до 41, а за десять месяцев 2020 года было проведено около 30 дебютных сделок, — говорится в обзоре. — Если еще два года назад в книге заявок оказывалось порядка двух-трех заявок от физических лиц с долей в общем размещении на уровне около 0,5–1 процента, то в 2020 году можно было наблюдать сделки, где при размещении в объеме пяти миллиардов рублей спрос со стороны инвесторов — физических лиц составлял более четырех миллиардов рублей, а количество заявок измерялось сотнями».
Если малые и средние компании, уже вышедшие на биржу, не будут допускать дефолты (или, по крайней мере, не будут делать это слишком часто), то спред к доходностям ОФЗ может еще сузиться, а это, в свою очередь, может подтолкнуть все новые и новые компании к выходу на долговой рынок. В перспективе это еще сильнее выровняет ставки между крупнейшими, средними и малыми заемщиками и увеличит шансы бизнеса развиваться на заемные деньги.
Для среднего бизнеса кредиты дороже всего. Малый развивается на свои либо льготные кредиты и гранты, крупный и крупнейший активно пользуется долговым рынком
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl