Темп работ по развитию городской экономики в полтора раза превышает расчеты

ЭкспертБизнес

Городу и горожанам: устойчивое развитие в практической плоскости

Совокупная стоимость проектов «Городская экономика», поддержанных ВЭБ.РФ, составила почти 703 млрд рублей. Такие данные обнародованы в отчете госкорпорации об устойчивом развитии

Павел Рыбкин

Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Темп работ по повестке развития городской экономики, которая охватывает и строительство школ, и замену транспорта, и модернизацию ЖКХ, и еще массу аспектов, влияющих на качество жизни людей, в полтора раза превышает расчеты базового сценария, а география охватывает всю страну.

В России развитие городов во многом определяет развитие страны. Это закономерно, учитывая, что в прошлом году доля городского населения превысила 75%. При этом важно не только обеспечить высокое качество жизни людей, но и сохранить его для будущих поколений, выдерживая и учитывая влияние политических, экономических, экологических и других кризисов.

Масштабы деятельности ВЭБ.РФ таковы, что, по сути, он реализует один большой мастер-план, охватывающий развитие всех городов России. «Объединение компетенций и ресурсов организаций развития призвано дать комплексный эффект для развития экономики городов, регионов и повышения качества жизни российских семей. По этой повестке в числе наших приоритетов будут проекты по развитию инфраструктуры, строительству школ, модернизации систем городского транспорта, поддержка предпринимательства и высокотехнологичного экспорта», — отметил еще в 2021 году глава ВЭБ.РФ Игорь Шувалов. Этот план госкорпорация развития последовательно реализует. И, как следует из отчета об устойчивом развитии за 2022 год, с опережением графика.

«Городская повестка в условиях глобальных вызовов не только не теряет своей актуальности, но, наоборот, выходит на передний план», — уверен главный управляющий директор ВЭБа Андрей Самохин. Для оценки эффекта от проектов — тех, что уже реализованы или только готовятся, — у ВЭБа есть собственный аналитический инструмент — индекс качества жизни. «Наша основная миссия — инвестировать в те направления городской экономики, которые повышают качество жизни. ВЭБ пять лет занимается городской экономикой, и мы направили все наши продукты на конкретного получателя — российскую семью. Индекс качества жизни позволяет по международным методикам определить, как инвестиционный проект после запуска повлияет на различные направления. При этом мы видим большой запрос государства и предпринимателей на принятие решений, основанных на этих данных», — отметил Андрей Самохин.

На чем едем?

Услугами общественного транспорта пользуются более трети (33%) городского населения страны. При этом, согласно опросам, проведенным во время подготовки Национального стандарта мастер-планов по инициативе ВЭБ.РФ, услугами транспорта довольны менее половины пользователей (47%). В числе основных проблем — устаревший подвижной состав, удаленность жилья от остановок, низкий комфорт ожидания на остановках из-за отсутствия навесов и большие интервалы движения. Если добавить к этому неразвитость инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов, то неудивительно, что горожане выбирают автомобиль. Уровень автомобилизации в России довольно высок (318 машин на 1000 человек). Это приводит к заторам, росту числа ДТП и увеличению объема вредных выбросов в атмосферу. Заторы, в свою очередь, затрудняют движение общественного транспорта. Прежде всего безрельсового, даже при наличии выделенных полос.

Именно поэтому одни из самых масштабных проектов ВЭБ.РФ — проекты комплексной реконструкции городской трамвайной сети. Проект «Таганрогский трамвай», запущенный в 2021 году, как отметила председатель Совета федерации Валентина Матвиенко, «стал известен на всю Россию». Она также подчеркнула важность масштабирования этого опыта в другие города страны.

В 2022 году по инициативе правительства РФ совместно с ВЭБ.РФ был запущен федеральный инвестпроект комплексного развития электротранспорта. В нем участвуют десять регионов. В Курске к 2025 году планируется обновить 42,6 км трамвайных путей, реконструировать восемь тяговых подстанций и одно трамвайное депо, а также закупить 22 односекционных низкопольных трамвая «Львенок». Первый трамвай, специально разработанный для Курска, уже прибыл в город в марте этого года. На нем обучают местных специалистов.

К 300-летию Перми в рамках концессионного соглашения ВЭБ.РФ направил 1,7 млрд рублей на модернизацию трамвайной сети города, в том числе на поставку трамваев «Львенок». Первые из них поступили в столицу Прикамья в июне этого года. Всего их будет поставлено 44 единицы. К 2025 году планируется обновить 35 км трамвайных линий, реконструировать семь тяговых подстанций и одно трамвайное депо.

Есть еще Саратов, важный тем, что по соседству, в Энгельсе, производятся эти самые трамваи «Львенок». Если в Курске общая стоимость проекта составляет 12,9 млрд рублей при объеме участия ВЭБ.РФ в 8,2 млрд, то в Саратове это уже 17,3 млрд рублей при доле ВЭБа 10,8 млрд. Понятно, что тут и планы более масштабные: строительство и модернизация четырех трамвайных линий общей протяженность 67 км, реконструкция 11 тяговых подстанций, создание путепровода через железную дорогу, а также обновление остановок, элементов освещения, озеленения и ливневой канализации. Но, конечно, городов в перспективе гораздо больше: Нижний Новгород, Липецк, Улан-Удэ, Санкт-Петербург и междугородний трамвай из Екатеринбурга в Верхнюю Пышму.

Где живем?

В случае с электротранспортом не нужно специально объяснять, почему он «зеленый». Но жилая застройка сразу вызывает вопросы, даже если говорить о набирающем популярность панельном деревянном домостроении. Чем обширнее площадь застройки, тем меньше в городе природы. При экстенсивном развитии, то есть использовании свободных территорий, природы становится меньше и вокруг городов. Их разрастание опасно не только потому, что снижает транспортную доступность районов. Рост города вширь убивает его «легкие» — загородные лесные массивы, как правило, связанные с центром зелеными клиньями бульваров и парков. Напротив, интенсивное и компактное развитие не просто улучшает транспортно-пешеходную доступность различных сервисов. Оно предполагает использование пустырей, рекультивацию почв промышленных зон, редевелопмент выведенных из эксплуатации предприятий.

Масштабным проектом такого рода стал редевелопмент Большой Ивановской мануфактуры (БИМ) в Иванове, осуществляемый ВЭБ.РФ совместно с группой «Родина». Мануфактура была основана в 1751 году. В 2008-м ее работа остановилась, а в 2016 году всему комплексу промышленных объектов был присвоен статус объекта культурного регионального наследия. Его состояние сегодня определенно оставляет желать лучшего: здания полуразрушены, на реку Уводь смотрит огромный пустырь. Только по периметру комплекса разместились современные кафе и рестораны.

Проект редевелопмента БИМ реализован в концепции жилого кластера. Над планировочной структурой работали сотрудники Института Генплана, над архитектурными решениями — компания ЛАБВА ПРО. Во всех этих решениях прочитываются отсылки к прославленному ивановскому конструктивизму. Жилые корпуса проекта разместятся ближе к реке. В зданиях самой БИМ планируется разместить лофты, новые офисы, магазины, рестораны, кафе.

Устойчивость проекту обеспечивают ликвидация пустыря в самом центре города, рекультивация почв и восстановление заброшенных промышленных корпусов. «“Зеленые” решения в редевелопменте не могут существовать в отрыве от запроса. Они должны решать определенные задачи и повышать ценность продукта для аудитории. Сам по себе редевелопмент уже ведет к повышению устойчивости и экологичности города. Яркий пример — “Тюфелева роща” на месте бывших цехов ЗиЛа. Парк связан с прилегающей жилой застройкой, повышает ее стоимость и привлекательность. Связан с жильем и проект ВЭБа и группы “Родина” в Иванове», — говорит главный аналитик и руководитель проектов Агентства пространственных изменений horovod.space. Юрий Стрелков.

Что пьем?

Еще одно важнейшее направление — модернизация систем водоснабжения в городах. Один из знаковых проектов в этой сфере ВЭБ ведет вместе с «Росводоканалом» в Липецке. Глава региона Игорь Артамонов уверен, что «это позволит вывести качество услуг для населения на принципиально новый уровень, а также поддержать перспективное строительство в области коммунальной инфраструктуры».

Кажется, что здесь для «зеленых» решений места немного — нужно просто менять трубы. Да, есть биодренажные канавы вместо лотков водоотведения. Есть дождевые сады для удержания, впитывания и очистки стока. Но могут ли они реально помочь? Как рассказала Яна Козак, младший партнер КБ «Стрелка» и директор проекта «Городские планы действий для промышленных городов Сибири», муниципалитеты нередко планируют строительство масштабных и очень дорогих очистных сооружений. Но где взять деньги? ВЭБ.РФ предлагает «зеленые» облигации. Речь также может идти об инфраструктурных кредитах или, в исключительных случаях, о прямых траншах. Как например, при затоплении Тулуна в 2019 году, когда по прямому поручению президента РФ были перечислены деньги из Фонда национального благосостояния.

«Но на помощь могут прийти “зеленые” решения, например для ливневой канализации. Те самые биодренажные канавы и дождевые сады с гравийными подушками-фильтрами. Это ни в коем случае не отменяет строительства станций очистки, но позволяет сделать их компактнее и дешевле. Иногда в десятки раз. По пути к таким станциям “зеленая” ливневка снижает объем неочищенных стоков, а значит, и нагрузку на очистные сооружения. Одновременно происходит очистка грунтовых вод, что особенно важно для частного сектора. Во многих российских городах индивидуальные жилые дома — половина всей застройки, а то и больше. И даже если жители берут воду из собственных артезианских скважин, она там все равно грязная», — отмечает Яна Козак. По факту «зеленые» технологии не дань моде, а реальные и доступные решения по снижению нагрузки на ливневую канализацию и очистные системы и улучшению качества грунтовых вод.

Что дальше?

Комфортный экологичный транспорт, современное жилье, возведенное не просто в черте города, а в границах исторического центра, доступ к качественной питьевой воде — вот важнейшие слагаемые удобного и современного города. Но едва ли не главное в городе — социальная инфраструктура, особенно школы. И по этому направлению у ВЭБа гигантский фронт работ по всей стране. Дочерняя структура ВЭБа «ПроШкола» сегодня утвержденный правительством РФ концессионер, с которым регионы и муниципальные образования смогут заключать соглашения без конкурсов для строительства новых школ.

«Строительство школ — приоритетное направление для ВЭБа. Объекты образования — важная часть инфраструктуры, без которой невозможно представить развитие российских городов», — подчеркнул заместитель председателя ВЭБ. РФ Юрий Корсун. Кредитный комитет и правление ВЭБа одобрили финансирование проектов «ПроШколы» со сроком ввода в 2024 году на общую сумму 19,2 млрд рублей. Средства будут привлечены для строительства по концессии 41 школы в 22 регионах страны — от Белгородской области до Сахалина.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Папа в бане, дети в бассейне Папа в бане, дети в бассейне

ГК «Основа» планирует в открыть 50 семейных термальных комплексов «Термоленд»

Эксперт
В древнеримской Тамусиде нашли многочисленные останки диких животных В древнеримской Тамусиде нашли многочисленные останки диких животных

Палеозоологи исследовали останки животных, найденные в древнем городе Тамусида

N+1
Чем опасен конформизм и как нелюбимая работа влияет на человека Чем опасен конформизм и как нелюбимая работа влияет на человека

Почему неудобно быть удобным?

СНОБ
Наука о чужих. Жизнь и разум во вселенной Наука о чужих. Жизнь и разум во вселенной

Земляне вряд ли смогут установить контакт с существами, похожими на них

Наука и жизнь
Родом из СССР: 27 советских привычек, от которых мы до сих пор не можем избавиться Родом из СССР: 27 советских привычек, от которых мы до сих пор не можем избавиться

Пакет с пакетами или банка из-под кофе с шурупами — своего рода культурный код

Psychologies
Главред «Таких дел» Евгения Волункова — Forbes: «Происходит катастрофа — не паникуем» Главред «Таких дел» Евгения Волункова — Forbes: «Происходит катастрофа — не паникуем»

Интервью с главредом «Таких дел» Евгенией Волунковой

Forbes
Бюджетный рубль: в чем особенности очередной девальвации в России Бюджетный рубль: в чем особенности очередной девальвации в России

Возможные причины и риски политики невмешательства в девальвацию

Forbes
«Важнейший человек в истории»: каким получился «Оппенгеймер» Кристофера Нолана «Важнейший человек в истории»: каким получился «Оппенгеймер» Кристофера Нолана

Почему этот фильм получился не о науке, а о жизни человека в масштабах истории

Forbes
«Главное — никого не разочаровать»: 5 ловушек мышления, которые мешают стать счастливыми «Главное — никого не разочаровать»: 5 ловушек мышления, которые мешают стать счастливыми

Почему мы саботируем свой путь к счастью?

Psychologies
Donda Academy: что мы знаем о частной христианской школе Канье Уэста и зачем она ему Donda Academy: что мы знаем о частной христианской школе Канье Уэста и зачем она ему

Как устроена частная христианская школа Уэста и почему ее критикуют учителя

Forbes
«Люди умирали спокойно и публично»: какой была культура смерти в прошлом «Люди умирали спокойно и публично»: какой была культура смерти в прошлом

Глава из книги «Смерть в большом городе»

Psychologies
Тайные сигналы: как понять, о чем говорят чувства, — 5 шагов Тайные сигналы: как понять, о чем говорят чувства, — 5 шагов

Можно ли управлять болью, гневом и другими разрушающими чувствами?

Psychologies
Огород на подоконнике за сущие копейки: какие овощи можно вырастить из обрезков прямо у себя дома Огород на подоконнике за сущие копейки: какие овощи можно вырастить из обрезков прямо у себя дома

Какие еще овощные культуры можно вырастить из обрезков

ТехИнсайдер
Владимир Басов. Человек-праздник Владимир Басов. Человек-праздник

Басов снялся в десятках ролей, даже самые маленькие до сих пор любимы зрителями

Коллекция. Караван историй
Зачем нас заставляют доставать ноутбуки на досмотре в аэропорту? Зачем нас заставляют доставать ноутбуки на досмотре в аэропорту?

Какую опасность могут представлять ноутбуки в аэропорту?

ТехИнсайдер
Дипфейки, репетиторы и запрещенные слова: как Китай планирует регулировать ИИ Дипфейки, репетиторы и запрещенные слова: как Китай планирует регулировать ИИ

Китай одним из первых вводит ограничения для развития ИИ

Forbes
Развод и тапочки по почте Развод и тапочки по почте

Как правильно и без ссор разделить имущество после распада семьи

Лиза
Какие экстремальные нагрузки может выдержать организм человека Какие экстремальные нагрузки может выдержать организм человека

Как долго можно выдержать без пищи, без воды или на морозе?

Maxim
Робот дышит и потеет. На нем ученые будут исследовать влияние жары на человека Робот дышит и потеет. На нем ученые будут исследовать влияние жары на человека

ANDI является полевой лабораторией, которая позволит оценить воздействие жары

ТехИнсайдер
Мот: «В мире нет ничего идеального» Мот: «В мире нет ничего идеального»

Певец Мот — о превратности семейной жизни и большой литературе

VOICE
Ужин подан! Ужин подан!

9 вопросов о правильном ужине

Лиза
Почему Толстой не имел права бросать Анну Каренину под поезд Почему Толстой не имел права бросать Анну Каренину под поезд

Мария Микулина написала новую книгу под названием «Женщина на пике мозга»

Maxim
Жестко, гибко, долгосрочно Жестко, гибко, долгосрочно

Долгосрочные контракты прочно закрепились в российской экономике

Эксперт
Почему собранные ретейлерами на переработку вещи оказываются на свалках Африки Почему собранные ретейлерами на переработку вещи оказываются на свалках Африки

Почему в мире перерабатывается менее 1% текстильных отходов?

Forbes
Каменные глаза трилобитов: удивительная загадка доисторических времен Каменные глаза трилобитов: удивительная загадка доисторических времен

Природа применила безграничную фантазию, создавая системы зрения трилобитов

ТехИнсайдер
Как перестать ненавидеть понедельники: 3 простых решения Как перестать ненавидеть понедельники: 3 простых решения

Как построить свою жизнь, чтобы мысли о понедельнике приносили радость?

Psychologies
Жизнь продолжается Жизнь продолжается

Ладно скроенная Lada

Автопилот
Алла Юганова: «Была уверена, что Кончитту должна играть очень красивая актриса, а я самая обыкновенная...» Алла Юганова: «Была уверена, что Кончитту должна играть очень красивая актриса, а я самая обыкновенная...»

Иногда читаешь сценарий и думаешь: «Ну, авторы накрутили! Разве так бывает?»

Коллекция. Караван историй
Фрагмент из книги Дениса Драгунского «Подлинная жизнь Дениса Кораблева» Фрагмент из книги Дениса Драгунского «Подлинная жизнь Дениса Кораблева»

Это больше, чем автобиография. Скорее, как признается, сам автор, это дневник

СНОБ
Трагическая жизнь Шинейд О'Коннор: «пытки» в детстве, смерть сына и четыре неудачных брака Трагическая жизнь Шинейд О'Коннор: «пытки» в детстве, смерть сына и четыре неудачных брака

Трагическая история жизни Шинейд О'Коннор

VOICE
Открыть в приложении