Городу и горожанам: устойчивое развитие в практической плоскости
Совокупная стоимость проектов «Городская экономика», поддержанных ВЭБ.РФ, составила почти 703 млрд рублей. Такие данные обнародованы в отчете госкорпорации об устойчивом развитии
Темп работ по повестке развития городской экономики, которая охватывает и строительство школ, и замену транспорта, и модернизацию ЖКХ, и еще массу аспектов, влияющих на качество жизни людей, в полтора раза превышает расчеты базового сценария, а география охватывает всю страну.
В России развитие городов во многом определяет развитие страны. Это закономерно, учитывая, что в прошлом году доля городского населения превысила 75%. При этом важно не только обеспечить высокое качество жизни людей, но и сохранить его для будущих поколений, выдерживая и учитывая влияние политических, экономических, экологических и других кризисов.
Масштабы деятельности ВЭБ.РФ таковы, что, по сути, он реализует один большой мастер-план, охватывающий развитие всех городов России. «Объединение компетенций и ресурсов организаций развития призвано дать комплексный эффект для развития экономики городов, регионов и повышения качества жизни российских семей. По этой повестке в числе наших приоритетов будут проекты по развитию инфраструктуры, строительству школ, модернизации систем городского транспорта, поддержка предпринимательства и высокотехнологичного экспорта», — отметил еще в 2021 году глава ВЭБ.РФ Игорь Шувалов. Этот план госкорпорация развития последовательно реализует. И, как следует из отчета об устойчивом развитии за 2022 год, с опережением графика.
«Городская повестка в условиях глобальных вызовов не только не теряет своей актуальности, но, наоборот, выходит на передний план», — уверен главный управляющий директор ВЭБа Андрей Самохин. Для оценки эффекта от проектов — тех, что уже реализованы или только готовятся, — у ВЭБа есть собственный аналитический инструмент — индекс качества жизни. «Наша основная миссия — инвестировать в те направления городской экономики, которые повышают качество жизни. ВЭБ пять лет занимается городской экономикой, и мы направили все наши продукты на конкретного получателя — российскую семью. Индекс качества жизни позволяет по международным методикам определить, как инвестиционный проект после запуска повлияет на различные направления. При этом мы видим большой запрос государства и предпринимателей на принятие решений, основанных на этих данных», — отметил Андрей Самохин.
На чем едем?
Услугами общественного транспорта пользуются более трети (33%) городского населения страны. При этом, согласно опросам, проведенным во время подготовки Национального стандарта мастер-планов по инициативе ВЭБ.РФ, услугами транспорта довольны менее половины пользователей (47%). В числе основных проблем — устаревший подвижной состав, удаленность жилья от остановок, низкий комфорт ожидания на остановках из-за отсутствия навесов и большие интервалы движения. Если добавить к этому неразвитость инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов, то неудивительно, что горожане выбирают автомобиль. Уровень автомобилизации в России довольно высок (318 машин на 1000 человек). Это приводит к заторам, росту числа ДТП и увеличению объема вредных выбросов в атмосферу. Заторы, в свою очередь, затрудняют движение общественного транспорта. Прежде всего безрельсового, даже при наличии выделенных полос.
Именно поэтому одни из самых масштабных проектов ВЭБ.РФ — проекты комплексной реконструкции городской трамвайной сети. Проект «Таганрогский трамвай», запущенный в 2021 году, как отметила председатель Совета федерации Валентина Матвиенко, «стал известен на всю Россию». Она также подчеркнула важность масштабирования этого опыта в другие города страны.
В 2022 году по инициативе правительства РФ совместно с ВЭБ.РФ был запущен федеральный инвестпроект комплексного развития электротранспорта. В нем участвуют десять регионов. В Курске к 2025 году планируется обновить 42,6 км трамвайных путей, реконструировать восемь тяговых подстанций и одно трамвайное депо, а также закупить 22 односекционных низкопольных трамвая «Львенок». Первый трамвай, специально разработанный для Курска, уже прибыл в город в марте этого года. На нем обучают местных специалистов.
К 300-летию Перми в рамках концессионного соглашения ВЭБ.РФ направил 1,7 млрд рублей на модернизацию трамвайной сети города, в том числе на поставку трамваев «Львенок». Первые из них поступили в столицу Прикамья в июне этого года. Всего их будет поставлено 44 единицы. К 2025 году планируется обновить 35 км трамвайных линий, реконструировать семь тяговых подстанций и одно трамвайное депо.
Есть еще Саратов, важный тем, что по соседству, в Энгельсе, производятся эти самые трамваи «Львенок». Если в Курске общая стоимость проекта составляет 12,9 млрд рублей при объеме участия ВЭБ.РФ в 8,2 млрд, то в Саратове это уже 17,3 млрд рублей при доле ВЭБа 10,8 млрд. Понятно, что тут и планы более масштабные: строительство и модернизация четырех трамвайных линий общей протяженность 67 км, реконструкция 11 тяговых подстанций, создание путепровода через железную дорогу, а также обновление остановок, элементов освещения, озеленения и ливневой канализации. Но, конечно, городов в перспективе гораздо больше: Нижний Новгород, Липецк, Улан-Удэ, Санкт-Петербург и междугородний трамвай из Екатеринбурга в Верхнюю Пышму.
Где живем?
В случае с электротранспортом не нужно специально объяснять, почему он «зеленый». Но жилая застройка сразу вызывает вопросы, даже если говорить о набирающем популярность панельном деревянном домостроении. Чем обширнее площадь застройки, тем меньше в городе природы. При экстенсивном развитии, то есть использовании свободных территорий, природы становится меньше и вокруг городов. Их разрастание опасно не только потому, что снижает транспортную доступность районов. Рост города вширь убивает его «легкие» — загородные лесные массивы, как правило, связанные с центром зелеными клиньями бульваров и парков. Напротив, интенсивное и компактное развитие не просто улучшает транспортно-пешеходную доступность различных сервисов. Оно предполагает использование пустырей, рекультивацию почв промышленных зон, редевелопмент выведенных из эксплуатации предприятий.
Масштабным проектом такого рода стал редевелопмент Большой Ивановской мануфактуры (БИМ) в Иванове, осуществляемый ВЭБ.РФ совместно с группой «Родина». Мануфактура была основана в 1751 году. В 2008-м ее работа остановилась, а в 2016 году всему комплексу промышленных объектов был присвоен статус объекта культурного регионального наследия. Его состояние сегодня определенно оставляет желать лучшего: здания полуразрушены, на реку Уводь смотрит огромный пустырь. Только по периметру комплекса разместились современные кафе и рестораны.
Проект редевелопмента БИМ реализован в концепции жилого кластера. Над планировочной структурой работали сотрудники Института Генплана, над архитектурными решениями — компания ЛАБВА ПРО. Во всех этих решениях прочитываются отсылки к прославленному ивановскому конструктивизму. Жилые корпуса проекта разместятся ближе к реке. В зданиях самой БИМ планируется разместить лофты, новые офисы, магазины, рестораны, кафе.
Устойчивость проекту обеспечивают ликвидация пустыря в самом центре города, рекультивация почв и восстановление заброшенных промышленных корпусов. «“Зеленые” решения в редевелопменте не могут существовать в отрыве от запроса. Они должны решать определенные задачи и повышать ценность продукта для аудитории. Сам по себе редевелопмент уже ведет к повышению устойчивости и экологичности города. Яркий пример — “Тюфелева роща” на месте бывших цехов ЗиЛа. Парк связан с прилегающей жилой застройкой, повышает ее стоимость и привлекательность. Связан с жильем и проект ВЭБа и группы “Родина” в Иванове», — говорит главный аналитик и руководитель проектов Агентства пространственных изменений horovod.space. Юрий Стрелков.
Что пьем?
Еще одно важнейшее направление — модернизация систем водоснабжения в городах. Один из знаковых проектов в этой сфере ВЭБ ведет вместе с «Росводоканалом» в Липецке. Глава региона Игорь Артамонов уверен, что «это позволит вывести качество услуг для населения на принципиально новый уровень, а также поддержать перспективное строительство в области коммунальной инфраструктуры».
Кажется, что здесь для «зеленых» решений места немного — нужно просто менять трубы. Да, есть биодренажные канавы вместо лотков водоотведения. Есть дождевые сады для удержания, впитывания и очистки стока. Но могут ли они реально помочь? Как рассказала Яна Козак, младший партнер КБ «Стрелка» и директор проекта «Городские планы действий для промышленных городов Сибири», муниципалитеты нередко планируют строительство масштабных и очень дорогих очистных сооружений. Но где взять деньги? ВЭБ.РФ предлагает «зеленые» облигации. Речь также может идти об инфраструктурных кредитах или, в исключительных случаях, о прямых траншах. Как например, при затоплении Тулуна в 2019 году, когда по прямому поручению президента РФ были перечислены деньги из Фонда национального благосостояния.
«Но на помощь могут прийти “зеленые” решения, например для ливневой канализации. Те самые биодренажные канавы и дождевые сады с гравийными подушками-фильтрами. Это ни в коем случае не отменяет строительства станций очистки, но позволяет сделать их компактнее и дешевле. Иногда в десятки раз. По пути к таким станциям “зеленая” ливневка снижает объем неочищенных стоков, а значит, и нагрузку на очистные сооружения. Одновременно происходит очистка грунтовых вод, что особенно важно для частного сектора. Во многих российских городах индивидуальные жилые дома — половина всей застройки, а то и больше. И даже если жители берут воду из собственных артезианских скважин, она там все равно грязная», — отмечает Яна Козак. По факту «зеленые» технологии не дань моде, а реальные и доступные решения по снижению нагрузки на ливневую канализацию и очистные системы и улучшению качества грунтовых вод.
Что дальше?
Комфортный экологичный транспорт, современное жилье, возведенное не просто в черте города, а в границах исторического центра, доступ к качественной питьевой воде — вот важнейшие слагаемые удобного и современного города. Но едва ли не главное в городе — социальная инфраструктура, особенно школы. И по этому направлению у ВЭБа гигантский фронт работ по всей стране. Дочерняя структура ВЭБа «ПроШкола» сегодня утвержденный правительством РФ концессионер, с которым регионы и муниципальные образования смогут заключать соглашения без конкурсов для строительства новых школ.
«Строительство школ — приоритетное направление для ВЭБа. Объекты образования — важная часть инфраструктуры, без которой невозможно представить развитие российских городов», — подчеркнул заместитель председателя ВЭБ. РФ Юрий Корсун. Кредитный комитет и правление ВЭБа одобрили финансирование проектов «ПроШколы» со сроком ввода в 2024 году на общую сумму 19,2 млрд рублей. Средства будут привлечены для строительства по концессии 41 школы в 22 регионах страны — от Белгородской области до Сахалина.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl