«Поля-двойники»: как Игорь Вулох вписывается в общий портрет русских нонконформистов
До 12 ноября в фонде Ruarts идет ретроспектива Игоря Вулоха «Поля-двойники». Forbes Life выяснил, почему коллективный портрет нонконформистов невозможен без Игоря Вулоха
Без Игоря Вулоха нельзя представить неофициальное искусство CCCР, хотя он не участвовал в знаменитой «Бульдозерной выставке» (самовольная уличная выставка картин московских художников-нонконформистов, прошедшая 15 сентября 1974 года, — Forbes Life) и работал обособленно от круга нонконформистов. Название выставки в Фонде Ruarts «Поля-двойники» отсылает к поэзии близкого друга Вулоха — Геннадия Айги, сборники стихов которого он неоднократно иллюстрировал. «Двойниками» в жизни художника можно также считать его вторую жену, Наталию Туколкину-Охоту, которая бережно хранит и популяризирует наследие художника, а также датского искусствоведа Троельса Андерсена, благодаря которому Вулох получил широкую известность за рубежом, а затем и на родине.
«Триптих», 2003 год
В экспозиции нет жесткой хронологии. Всего на выставке представлено порядка 100 работ Вулоха из московских музейных собраний (ММОМА и АРТ4) и частных коллекций, включая 18 произведений, принадлежащих Фонду Ruarts. Кураторами «Полей-двойников» выступили главный научный сотрудник ГМИИ Республики Татарстан Дина Ахметова и арт-директор Ruarts Катрин Борисов. Экспозиция дополнена работами современников Вулоха (Владимир Яковлев, Валерий Генде-Роте) и актуальных художников (0331с, Айдан Салахова, Даниил Антропов). Также на выставке можно увидеть видеоинтервью с вдовой художника, Наталией Туколкиной-Охотой, его дочерью Лидией и пасынком — Георгием Альтманом.
«Пейзаж», 1965 год
Ранний, фигуративный период творчества Вулоха, когда он работал в стилистике родной для него казанской школы живописи, на выставке представлен единственным реалистичным коллажем 1960 года. Рядом — одна из первых абстракций того же периода, в которой уже заметна узнаваемая сетка горизонталей и вертикалей, которая затем встречается в большинстве работ Вулоха. На фоне этой рамки ярко проступают отражающие саму суть хрущевской оттепели визуальные образы столкновений и разрывов.