Директор Фонда борьбы с инсультом: почему главный враг инсульта — время

ForbesРепортаж

«В 90% случаев его можно предотвратить»: как в России работают с проблемой инсультов

Екатерина Алеева

Екатерина Милова (Фото DR)

Директор Фонда борьбы с инсультом ОРБИ Екатерина Милова возглавляет его почти 10 лет. Она рассказала шеф-редактору Forbes Life Екатерине Алеевой, как пандемия и кризисы помогли фонду перестроить свою работу — и в 2022 году увеличить бюджет до 56 млн рублей. А также объяснила, почему при признаках инсульта нужно немедленно вызывать скорую помощь, чем важна работа эрготерапевта и зачем начинать реабилитацию уже в реанимации.

В 2006 году Елена Сабодахо, чей муж перенес инсульт, создала волонтерское объединение «Общество родственников больных с инсультом», где люди могли бы помогать друг другу и обмениваться опытом. Спустя четыре года Фонд борьбы с инсультом ОРБИ был официально зарегистрирован предпринимательницей Дарьей Лисиченко, дочерью Елены. В 2013 году в него пришла работать Екатерина Милова, нынешний директор фонда, чьей первой задачей стало сделать фонд независимым от денег учредителей. Шеф-редактор Forbes Life Екатерина Алеева поговорила с Екатериной о том, чем занимается ОРБИ сегодня, почему главный враг инсульта — время и как получилось, что бюджет фонда вырос почти в два раза в 2022 году.

— Расскажите, как вы пришли работать в фонд?

— Фонду было три года, когда появилась я. Когда-то у меня была совсем другая жизнь: работа в Министерстве энергетики, центре стратегических разработок. Но одновременно я читала «Живой Журнал» — он тогда был очень популярен — и видела, как фонды и люди просят помощи. Я хотела помогать, но не могла понять, что из этого правда, а что нет. Поэтому решила поволонтерить в фонде «Созидание», который помогает детям с разными заболеваниями.

Я стала автоволонтером, например возила больничных клоунов на праздник для подопечных. Затем начала работать с волонтерами, которые помогали детям с муковисцидозом (будущий фонд «Кислород»), и в какой-то момент мне предложили стать директором объединения фондов «Все вместе». А спустя еще какое-то время поступило предложение о работе от фонда ОРБИ. Для меня было важно, что он помогает в основном взрослым, потому что на тот момент было всего две-три такие НКО.

— Вам это было важно, потому что детям и так помогали достаточно?

— Да, поскольку я была директором объединения фондов, я видела, что с помощью взрослым прямо реальный провал. Мы тогда с «VК Добро», с Сашей Бабкиной, начали эту тему. В 2013 году они делали исследование о том, что жертвователи помогают сначала детям, потом пожилым людям, животным, экологическим проектам и в последнюю очередь взрослым. Но если у взрослого случается инсульт, то вся семья выпадает из жизни, потому что за ним нужен постоянный уход.

Так я оказалась в ОРБИ, и в этом году будет 10 лет как я директор фонда. Он рос вместе со мной: нашей главной задачей было стать независимыми от учредителей, что мы сделали достаточно быстро.

Фото DR

— А как выглядел фонд до вашего прихода и что конкретно изменилось? Как вы работаете сейчас?

— До моего прихода существовали уходовые школы, которые были организованы в разных регионах и больницах, чтобы научить семью жить в новых обстоятельствах. Еще была программа «Вместе против инсульта» — региональные информационные акции, в рамках которых совместно с местными властями проводились флешмобы и бесплатные консультации врачей.

Сейчас у нас работают три направления. Первое осталось неизменным — помощь людям, которые перенесли инсульт и их семьям. В целом мы не адресный фонд, но в некоторых случаях оплачиваем реабилитацию детям и взрослым после инсульта.

Есть бесплатная горячая линия (телефон можно найти на сайте фонда. — Forbes Life), которая работает без выходных. На нее можно позвонить с любыми вопросами про инсульт, про симптомы, про профилактику, реабилитацию. Там работают консультанты-психологи, но также есть возможность пообщаться с неврологом, со специалистом по уходу, с юристом. Чаще всего людей волнуют вопросы юридического характера, потому что никто не объясняет, как получить инвалидность, лекарства. В больнице они находятся в состоянии стресса, а потом возвращаются домой и не понимают, что делать. Мы стараемся все это разъяснить.

Наша психологическая помощь, и групповая, и индивидуальная, работает как для перенесших инсульт, так и для их родственников. Это две важные группы людей, неотделимые друг от друга, потому что от ресурсного состояния родственников зависит, как будет восстанавливаться человек после инсульта и как будет жить вся семья.

Второе направление нашей деятельности — это информационные кампании. Чем дольше мы работали с темой инсульта, тем больше понимали, что его в 90% случаев можно предотвратить, если знать факторы риска и не доводить себя до них или контролировать появившиеся. Среди них — гипертония, повышенный уровень «плохого» холестерина, диабет, фибрилляция предсердий. Еще можно назвать алкоголь, курение и малоподвижный образ жизни, которого, к сожалению, становится все больше и больше, особенно после пандемии. Все привычно заказывают курьера и никуда не выходят, а физическая активность снижает риск инсульта больше, чем на 25%.

— А есть какие-то данные о том, выросло ли число инсультов за время или после пандемии? Или это ваше личное впечатление?

— Скорее я сама вижу, что у нас, например, очень сильно возросло количество людей с ожирением. Особенно меня пугает детское, потому что теперь возраст инсульта снизился до 30+, хотя раньше он скорее приходился на 50-60 лет, например, по Санкт-Петербургу это уже подтверждает статистика.

Еще в рамках информационной кампании мы ведем уроки в школах по программе «Дети на защите взрослых». Из-за пандемии и отсутствия партнера у нас был перерыв, но сейчас нашим партнером стал «Сбербанк страхование жизни», и с сентября мы начинаем новый этап. Смысл программы в том, что волонтеры-медики приходят в класс и рассказывают, как уберечь себя от инсульта и как определить его у другого и вызвать врача. Дают материалы с собой — это магнитики с симптомами инсульта и чек-лист, по которому можно проверить родителей: «Мама, знаешь ли ты свой сахар? А давление? А вредные привычки? Смотри, тут написано, что это фактор риска».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

7 экологичных способов использования кофейной гущи 7 экологичных способов использования кофейной гущи

Кофейная гуща — полезный и универсальный продукт

РБК
Здоровье от природы Здоровье от природы

7 эффективных природных антибиотиков

Лиза
«Каждую ночь она задерживала дыхание и молилась»: как бомбежки влияют на психику «Каждую ночь она задерживала дыхание и молилась»: как бомбежки влияют на психику

Какой была жизнь в английском приюте для воспитания и содержания детей-сирот?

Psychologies
В России впервые показали кроссовер «Москвич 5». Что это за машина В России впервые показали кроссовер «Москвич 5». Что это за машина

«Москвич 5»: JAC Sehol X6 под новым именем

РБК
Дорого и сердито: почему мясо из пробирки вряд ли станет массовым продуктом Дорого и сердито: почему мясо из пробирки вряд ли станет массовым продуктом

Почему производство и потребление мяса из пробирки не станет массовым?

Forbes
Как вор Стефан Брайтвизер обокрал мировые музеи на $2 млрд и стал любимцем публики Как вор Стефан Брайтвизер обокрал мировые музеи на $2 млрд и стал любимцем публики

Как вор Стефан Братвизер стал героем книги журналиста Майкла Финкеля

Forbes
«Парадокс о мандарине»: как безнаказанность влияет на наше поведение «Парадокс о мандарине»: как безнаказанность влияет на наше поведение

Действует ли мораль в условиях безнаказанности?

Forbes
Почему Великобритания вступила в Первую мировую войну Почему Великобритания вступила в Первую мировую войну

Отрывок из книги «Уинстон Черчилль: его эпоха, его преступления»

СНОБ
У микобактерии лепры нашли новый антиген в клеточной стенке У микобактерии лепры нашли новый антиген в клеточной стенке

Ученые обнаружили в клеточной стенке микобактерии лепры фенольный гликолипид-II

N+1
Хорошо устроилась Хорошо устроилась

Как получить работу там, где очень хочется

VOICE
Люди и бюджет: что ждет в будущем гражданские финансы? | People and the Budget: What Does the Future Hold for Civil Finance? Люди и бюджет: что ждет в будущем гражданские финансы? | People and the Budget: What Does the Future Hold for Civil Finance?

Что такое «гражданские финансы»?

Позитивные изменения
Самцы паутинных клещей содрали кожу с самок Самцы паутинных клещей содрали кожу с самок

Самцы паутинных клещей охраняют самку накануне линьки, чтобы спариться с ней

N+1
Всему своя месть Всему своя месть

Как художники, писатели и поэты увековечивали своих обидчиков

Weekend
«Изобретение прав человека: история» «Изобретение прав человека: история»

Как в обществе менялось восприятие пыток

N+1
«Мы были выше бога, который сотворил нас». Отрывок из книги об Адаме и Еве «Мы были выше бога, который сотворил нас». Отрывок из книги об Адаме и Еве

«Взлет и падение Адама и Евы»: отрывок из книги Стивена Гринблатта

СНОБ
Cтрана, которой нет: как сериал «Библиотекарь» работает с советским мифом Cтрана, которой нет: как сериал «Библиотекарь» работает с советским мифом

Почему «Библиотекарь» выглядит идеологически заряженным, но все же вторичным?

Forbes
Настоящая женщина: как вредят стереотипы — интервью психолога Настоящая женщина: как вредят стереотипы — интервью психолога

Почему современные женщины слишком зависят от мужского мнения?

Psychologies
Всё сложится Всё сложится

Модель Дарья Попова объясняет, как эталонно собирать чемодан

VOICE
Раз, два, Чарли заберет тебя: гид по страшным культам XX века Раз, два, Чарли заберет тебя: гид по страшным культам XX века

Самые известные секты, которые появились в XX веке: что в них общего?

Правила жизни
4N + 2 4N + 2

Как химики полтора века пытаются понять ароматичность

N+1
Ландшафты утренней звезды Ландшафты утренней звезды

Как же на самом деле выглядит Венера?

Наука и жизнь
Женщинам после 40 нужно знать! Эти модные трюки скинут тебе до 10 лет Женщинам после 40 нужно знать! Эти модные трюки скинут тебе до 10 лет

Выбирать одежду после сорока действительно сложнее, чем в двадцать

VOICE
Симптомы избытка сахара в крови: как понять, что у вас гипергликемия Симптомы избытка сахара в крови: как понять, что у вас гипергликемия

Как понять, что у вас повышен сахар?

ТехИнсайдер
4 книги о цифровой индустрии и ее влиянии на человека 4 книги о цифровой индустрии и ее влиянии на человека

Книги, которые помогут разобраться в истории возникновения цифровой эры

СНОБ
Уже ягодки: как Wildberries заработал на штрафах 8 млрд рублей и со всеми поссорился Уже ягодки: как Wildberries заработал на штрафах 8 млрд рублей и со всеми поссорился

Как и почему меняется крупнейший маркетплейс России?

Forbes
Деменция в семье: как справиться с переменами — 5 правил Деменция в семье: как справиться с переменами — 5 правил

Как выдержать испытание деменцией, где найти силы, чтобы жить дальше?

Psychologies
Эти огромные акулы оказались вовсе не хладнокровными: ошеломляющее открытие Эти огромные акулы оказались вовсе не хладнокровными: ошеломляющее открытие

Эта гигантская рыба кардинально изменила наши представления о физиологии рыб

ТехИнсайдер
Новая экспедиция «Пангеи» Новая экспедиция «Пангеи»

Майк Хорн отправился в очередную кругосветку, чтобы оценить изменение климата

Y Magazine
Когда ты — не стандарт: 5 простых способов почувствовать себя самой красивой Когда ты — не стандарт: 5 простых способов почувствовать себя самой красивой

Лови формулу, которая поможет тебе раскрыть свою красоту и повысить самооценку!

VOICE
Почему астрономы не могут найти в Солнечной системе таинственную «Девятую планету»? Почему астрономы не могут найти в Солнечной системе таинственную «Девятую планету»?

И с каждым годом мы обнаруживаем все больше и больше объектов Солнечной системы

ТехИнсайдер
Открыть в приложении