Использование БПЛА оказалось под угрозой из-за эмбарго на поставку комплектующих

ЭкспертБизнес

Дырка от поршня

Эксперимент по эксплуатации грузовых дронов наконец запущен решением правительства. Но практическое использование БПЛА оказалось под угрозой из-за эмбарго на поставку комплектующих для них

Александр Астапов

SH-350 создавался «Аэромаксом» как машина двойного назначения, поэтому санкции на его судьбу не повлияли

Через год после наземных беспилотников правительство добралось и до летающих. В конце марта правительство своими постановлениями утвердило экспериментальный правовой режим по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Камчатском крае, Ханты-Мансийском, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Томской области. И не только для аэрофотосъемки и наблюдения за ЛЭП и трубопроводами, но и для перевозки грузов (от 0,1 до 1500 кг), а в Томской области и для авиахимических работ в сельском хозяйстве — борьбы с вредителями.

До полной свободы даже в порядке эксперимента далеко. Воздушное судно и системы управления все равно должны будут пройти процедуры омологации, а эксплуатант — регистрации. Строгие требования предъявляются и к внешним пилотам (контроль за получением их допуска, как и соответствия летных систем, возложен на Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С. А. Чаплыгина). Автоматический режим управления беспилотником будет активироваться только в случае потери сигнала по линии C2Link, основной же — сопровождение с земли внешним пилотом. Его обязанности не только задать конечные пункты, скорость и высоту полета, а также скорректировать полетное задание при возникновении неисправностей, но и передать эти данные местным авиационным регуляторам. Кроме того, запрещается прокладывать маршрут через крупные населенные пункты, аэродромы и места проведения массовых мероприятий — соревнований, фестивалей и прочего, — а машина должна быть оснащена системой принудительной автоматической посадки в случае возникновения неисправности.

Как возможность для пилотной эксплуатации, в свою очередь предназначенной для отработки техники, и «софта» и «харда, в реальных условиях, — решение необходимое. И, в общем, своевременное: к испытаниям в реальных условиях готовы многие, а готовятся еще больше. В том числе собственно летательные аппараты.

Пока в опытной эксплуатации (основной клиент — «Почта России») две машины, обе вертолетного типа классической схемы. БАС-200 — белорусская разработка, купленная «под ключ» госконцерном «Вертолеты России». БПЛА взлетной массой 200 кг может перевозить до 50 кг груза на дальность до 400 км со скоростью до 160 км/ч. Впрочем, определяющими параметрами при эксплуатации будут крейсерская скорость — 100–120 км/ч в зависимости от полезной нагрузки и дальность связи с оператором — 100 км. Главный недостаток машины — стремление к совершенству при создании: основные компоненты автопилота — западные, и они логичным образом подпали под санкции. Что поставило «Вертолеты России» перед задачей разработать полностью новую систему, на китайской компонентной базе. И уже новой командой: белорусские разработчики покинули и проект, и страну.

Конкурент БАС-200 — беспилотник SH-350 компании «Аэромакс» (входит в АФК «Система») — изначально разрабатывался как продукт двойного назначения, а потому с максимальным использованием отечественных комплектующих. Его параметры: взлетный вес 350 кг, полезная нагрузка до 70 кг, крейсерская скорость 90 км/ч, максимальная — 180. Машина имеет немалый налет — как заводских испытаний, так и ледовой разведки в Арктике и сейчас активнейшим образом продолжает накапливать летные часы и готовиться к индустриализации.

На подходе машины покрупнее. У «Аэромакса» уже испытываются две модели взлетным весом до 750 кг, в стадии разработки аналогичные аппараты взлетным весом 1,5 т и более, все классической вертолетной схемы. В планах «Вертолетов России» долгожданный соосный ВРТ300, а в отдаленной перспективе — беспилотный грузовоз на основе соосного же Ка-226 взлетным весом 3,4 т.

Есть заявки и со стороны других кандидатов на участие в опытной эксплуатации, в том числе адептов мультивинтовой схемы и даже конвертопланов. Но у них машины в лучшем случае в стадии макетов и экспериментальных установок, отрывающихся от земли на несколько метров. А вот Aura 100, похожий на киношный пепелац, аппарат соосной схемы грузоподъемностью 100 кг, перестал быть российской машиной: теперь головной офис компании в Чехии, а производство намечается в Эмиратах.

«Вертолетам России» предстоит долгий путь импортозамещения в конструкции БАС-200. И по электронике, и по силовому агрегату.

Без мотора

Проблема всех этих БПЛА — двигатель. Для полетов даже на 50 км электромотор не поставишь (да и те сплошь европейские), нужен ДВС хотя бы в качестве генератора. Для машин взлетным весом 200–800 кг — суммарной мощностью 40–250 л. с. А с ними беда даже больше, чем с газотурбинными движками в 500 л. с. и выше: там остались хотя бы рудименты конструкторской школы. Здесь же все с нуля. На прототипы можно поставить что попало — американские движки от снегоходов, переделки автомобильных моторов, — но на серийное изделие для ежедневной эксплуатации нужны будут специальные агрегаты. С большим ресурсом, малообслуживаемые и надежные. А с ними, применительно к специфике эксплуатации не в летных отрядах, а почтовиками, фермерами и службами доставки, плохо и на Западе.

Возьмем для примера РМЗ-550 мощностью 48 л. с., известный дельтапланеристам и строителям аэролодок и совершенно непригодный для доставочных БПЛА. Во-первых, он двухтактный. А значит, неэкономичный (8–12 кг ГСМ в час), малоресурсный (даже у куда более качественного Rotax 503, с которого и скопировали этот мотор, межремонтный ресурс всего 300 часов), при этом шумный и дымный, причем на самых неподходящих режимах — прогреве на стоянке, начале взлета и посадке. Кроме того, для нормальной эксплуатации в «экспериментальных» местностях, с перепадами температур, мотор нуждается в замене карбюраторов на систему впрыска. Дело в том, что двухтактные двигатели очень нервно реагируют на изменение температуры и влажности: там, где обычный, четырехтактный, двигатель отреагирует «всего лишь» некоторой потерей мощности, двухтактник с карбюратором, а не со специальной системой впрыска с широким диапазоном коррекции, получит гарантированный прогар поршня. С неизбежной потерей и машины, и груза.

На SH-350 используется более мощная, 65-сильная версия этого мотора, с жидкостным охлаждением и специальным впрыском, заодно переделанная под вертикальное расположение коленвала (чтобы снизить массогабарит редуктора). Но и она не лишена большинства недостатков «народной» версии. К тому же для обеспечения более длительного, чем на снегоходах, режима максимальной мощности (особенно для SH-450: по информации от испытателей, на этой машине РМЗ-551 работает на пределе возможностей) потребуется переход с тайваньских и китайских поршней, колец, подшипников и прочих нагруженных деталей на западные компоненты, в первую очередь итальянские. Которые, в свою очередь, могут подпасть под эмбарго как изделия двойного назначения подобно «настоящим» Rotax — австрийским производителем давно владеет канадская BRP со всеми вытекающими.

«Ротаксозаместителем» является и АПД-110/120 номинальной мощностью 120 и взлетной 136 л. с., установленный на перспективном SH-550 грузоподъемностью 220 кг. Двигатель рождался сначала в ЦИАМе, а затем дорабатывался инженерным центром «Итлан» долгих семь лет в жанре многосерийного трагифарса. Но построили, импортозаместив Rotax 915 — топ-версию 910-го семейства с впрыском, жидкостным охлаждением головок и турбонаддувом. Заказчику был нужен двигатель для военного БПЛА, отсюда и такие особенности… которые вряд ли потребуются для «гражданской» машины. А вот ресурс в 2000 моточасов, как у базового Rotax 912, однозначно нужен. Пока же АПД-110/120 соответствует только требованиям военных, которым было достаточно 200 моточасов (у «оригинала», Rotax 915, — 1200). И цена пока безумная: по неофициальным данным, 8 млн рублей на начало марта. Такова плата за малосерийность и высокую локализацию: по заверениям «Итлана», импортные только 3,6% деталей, правда, среди них клапаны и форсунки. Впрочем, в конструкторском заделе есть версия попроще и, вероятно, подолговечнее, аналогичная 912-му «Ротаксу»: 100 «взлетных» сил, без турбонаддува (импортного, и отнюдь не китайского) и с полностью воздушным охлаждением.

Остальные двигатели, и большего, и меньшего калибра, существуют максимум в виде выставочных макетов и далеких от реальности «демонстраторов», то есть стендовых экспериментальных установок. Причем многие не первый и даже не пятый год. И шансы на их появление тают вместе со списком доступных ввиду эмбарго комплектующих и эмиграцией инженеров-двигателистов. Которые, кстати, и раньше не рвались на работу в компании — разработчики авиадвигателей из-за неприличных для них условий.

Впрочем, не исключено, что вскоре разработчики БПЛА переключатся на китайские Zongshen… которые тоже копия Rotax (в разных версиях, от 80- до 145-сильного) и более точные, чем работа «Итлана». Но и китайцы не делают двигатели большего калибра — потому вопрос был и остается открытым.

Впрочем, есть и надежда: МГТУ им. Баумана совместно с НАМИ занимается созданием семейства двигателей, в том числе авиационного назначения, на основе технологий, отлаженных при многострадальной разработке и «русификации» моторов Aurus. В семейство которых изначально закладывались возможные версии числом цилиндров от 2 до 12, и «турбодвойка» получалась, по расчетам, в 110–140 сил («турбочетверка» — умножаем на два). Может, и получится.

Почта России/ТАСС; РБК/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Им не хватало воздуха на горных перевалах Им не хватало воздуха на горных перевалах

Карабах рискует превратиться в новый рассадник мирового терроризма

Эксперт
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Экспорт идет не как по маслу Экспорт идет не как по маслу

Дисбаланс на рынках растительного масла по всему миру уже случился

Эксперт
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Хакеры усиливают натиск Хакеры усиливают натиск

В России усложнилась ситуация с кибербезопасностью

Эксперт
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Криптовалюта откроет границы Криптовалюта откроет границы

Биткойн, эфир и другие криптовалюты в новых условиях значат все больше

Эксперт
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Как будущий американский самолет может доминировать в воздухе Как будущий американский самолет может доминировать в воздухе

Технологии стелс у российских Су-57, китайских J-20 и американских NGAD

Популярная механика
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Хомяки против кукловодов Хомяки против кукловодов

Инвесторы думали, что устроили революцию, но помогли заработать своим врагам

Эксперт
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Чистое место: как убираться в ванной и туалете правильно Чистое место: как убираться в ванной и туалете правильно

Лайфхаки по уборке ванной и туалета

Новый очаг
Менкипинг: как жены становятся «бесплатными психологами» для мужей и почему так происходит Менкипинг: как жены становятся «бесплатными психологами» для мужей и почему так происходит

Почему мужчины обращаются к своим женам, а не к психологам?

Psychologies
В авиастроении сменился командный состав В авиастроении сменился командный состав

Чем спровоцированы кадровые перестановки в российском авиастроении

Монокль
Вспомним Энтони Бурдена Вспомним Энтони Бурдена

Гастроэксперт Иван Глушков — о том, что и где есть и пить в Японии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Размер имеет значение: насколько вредно для здоровья увеличение груди большими имплантами Размер имеет значение: насколько вредно для здоровья увеличение груди большими имплантами

Пластический хирург — обо всех нюансах операции по увеличению груди

ТехИнсайдер
Рай от-кутюр Рай от-кутюр

Соосновательница брендов Splat и Edem о том, как построить бизнес с мужем

Grazia
Гриша и школа Гриша и школа

Как помочь детям с опытом сиротства адаптироваться к школе? История Гриши

Новый очаг
Игорь Цвирко и Кристина Кретова: «Стекла в пуантах – это глупость» Игорь Цвирко и Кристина Кретова: «Стекла в пуантах – это глупость»

Солистка Большого Кристина Кретова и премьер Игорь Цвирко ведут друг друга

VOICE
Не пытайтесь от него избавиться: 4 способа обратить синдром отличницы себе во благо Не пытайтесь от него избавиться: 4 способа обратить синдром отличницы себе во благо

С чем связан синдром отличницы? Какие у него последствия?

Psychologies
Пятеро на одного Формана и Али против рестлера: самые странные бои в истории бокса Пятеро на одного Формана и Али против рестлера: самые странные бои в истории бокса

Шесть необычных боксерских поединков прошлого

Forbes
Скрытые подтексты: зачем инвестировать в искусство? Скрытые подтексты: зачем инвестировать в искусство?

Почему предметы искусства — перспективный объект для вложения капитала

Inc.
3 признака того, что у вас с партнером «синдром соседа» 3 признака того, что у вас с партнером «синдром соседа»

Как понять, что вы больше не любовники, а просто сожители?

Psychologies
Дальнобойщики 2:0 Дальнобойщики 2:0

Страшно ли ехать в кабине беспилотного грузовика?

ТехИнсайдер
Чужая территория: что учесть при выходе на рынок Азии Чужая территория: что учесть при выходе на рынок Азии

Особенности азиатского рынка, его тренды и возможности

Inc.
На пороге перемен На пороге перемен

Как женщине поддержать красоту и молодость кожи в период менопаузы

Лиза
Стресс может нарушить память и привести к страху в безобидной ситуации Стресс может нарушить память и привести к страху в безобидной ситуации

Как стресс влияет на формирование памяти?

ТехИнсайдер
Женские секреты Женские секреты

Лучшие идеи для обустройства туалетного столика в спальне

Лиза
Помогает ли коллаген здоровью суставов и кожи Помогает ли коллаген здоровью суставов и кожи

Что такое коллаген? Нужно ли его пить для здоровья кожи?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении