Как прокатчикам удается осуществлять свою миссию

ЭкспертБизнес

Для чего нужны независимые прокатные компании

И как им удается осуществлять свою миссию — делать как можно более разнообразным репертуар отечественных кинотеатров

Вячеслав Суриков

Фото ТАСС

Прокатный бизнес — один из форматов, позволяющих выразить свою любовь к кино; это первое, о чем говорят прокатчики. Любовь к кино заставляет брать на себя связанные с его прокатом финансовые риски. MG — выплачиваемая в долларах минимальная гарантия, размер которой определятся самими правообладателями. Он составляет от десяти тысяч до миллиона долларов, а бывает даже больше. Расходы на продвижение в совокупности со стоимостью изготовления и доставки копий зависят от количества экранов, где выходит фильм, и могут достигать 50 млн рублей — соответственно потенциалу фильма. В независимый прокат могут попадать картины, стоимость прав на которые исчисляется несколькими миллионами долларов. Они выходят на полторы тысячи экранов. В этом случае нельзя обойтись без телевизионной рекламы, и тогда это совсем другие затраты.

Независимые прокатчики работают с фильмами с небольшим бюджетом и неочевидным бокс-офисом, у которых, тем не менее, есть шансы на успех. Надежда Мотина, директор по закупкам и прокату Capella Film («Джульетта» Педро Альмодовара, «Лев» Гарта Дэвиса, «Тоня против всех» Крэйга Гиллеспи с Марго Роби, «Большая игра» Аарона Соркина), объясняет: «Результат проката того или иного фильма непредсказуем. На него влияют те же факторы, что и на все остальные виды бизнеса: экономическая ситуация, погодные условия, такие большие события, как чемпионат мира по футболу. Я помню, как, когда летом были пожары, никто не ходил в кинотеатры или, когда зимой были аномальные морозы, никто никуда не мог выйти. К сожалению, происходит снижение покупательной способности, особенно в регионах. Мы регулярно принимаем участие в региональных фестивалях американского, британского, французского кино. И видим, что в Москве и Санкт-Петербурге интерес к таким событиям есть, люди приходят, а в регионах с этим очень тяжело. Там люди если и выбираются в кинотеатры, то на какие-то семейные фильмы, куда они ведут детей, либо на очень крупные релизы, которые рекламируют по всем каналам».

Первые, с кем должен договориться прокатчик, — правообладатели. В новейшей истории отечественного кинопроката есть случаи, когда контракты на выпуск фильма в России подписывали чуть ли не на коленке, но в большинстве случаев здесь работают личные связи прокатчиков и репутация компании. Между прокатчиками может развернуться настоящая битва за новые проекты. Ее интенсивность свидетельствует о потенциале фильма. Репутация компании складывается из того, как она исполняет финансовые обязательства и как отрабатывает проект: сможет ли прокатчик добиться максимального результата и получить деньги сверх минимальной гарантии. Кроме того, он может предложить лучшую цену или какие-то специальные условия разделения прибыли. Не последнюю роль играет харизма и обаяние прокатчика. Надежда Мотина поясняет: «Переговоры идут не только со студиями, но и с продюсерами, которые понимают: если они подписывают контракт со мной, фильм выпустят в прокат и будут соблюдены все интересующие их условия. У меня было несколько ситуаций, когда за фильм боролись несколько компаний и продюсеры выбирали мое предложение, потому что я уже работала с ними».

Ключевой момент в прокатной судьбе фильма — выбор даты релиза. Для любого фильма важно не выйти в прокат одновременно еще с одним фильмом, рассчитанным на ту же аудиторию. Но даже если удастся разойтись по дате выхода с аналогичными релизами, это не избавляет от необходимости прикладывать усилия, чтобы объяснить зрителям, почему им нужно пойти в кинотеатр и посмотреть именно этот фильм. Выложить трейлер в Сети недостаточно. При обилии информации, ежедневно обрушивающейся на потенциальных зрителей, трейлер могут просто не заметить. При выборе даты выхода релиза компания учитывает конкурентное окружение: есть ли фильмы этого же жанра или более крупные фильмы — другого, но работающие на ту же аудиторию, и, если есть такие на этой дате, мы понимаем, что они отберут у нас аудиторию. Если в ту же дату выходят голливудские блокбастеры, даже будь они другого жанра, прокатчик понимает: они займут бльшую долю всех сеансов.

Следующий этап — контакт с букерами: теми, кто составляет репертуар кинотеатров. Они обязаны знать предпочтения аудитории кинотеатра, подбирать фильмы в соответствии с ее вкусами и распределять их во времени. Букеры ориентируются в первую очередь на рекламные бюджеты, которыми сопровождается прокат фильма. Здесь независимым компаниям трудно соперничать с мейджорами: 20th Century Fox, Disney, Universal Pictures. Но в этом случае наиболее ярко проявляется их миссия — разнообразить возможности доступа отечественной аудитории к современному кино. Независимая прокатная компания начинает работу с кинотеатрами задолго до выхода фильма: показывает материалы, убеждает их в грамотности своих действий. На то, чтобы преодолеть инерционность восприятия и получать намного более выгодную постановку уходят многие годы. Кинотеатральные сети относятся с недоверием к новым на рынке игрокам. Они просто не понимают, насколько хорошо компания отработает фильм.

Если обобщить принцип распределения доходов от проката фильма между прокатчиком и кинотеатрами, то проще всего сказать, что они делятся пятьдесят на пятьдесят. Но крупные сети могут забирать себе больше половины доходов от фильма, и прокатчику, как правило, достается около 45%. Из них, если фильм успешен, после возмещения собственных расходов он может выделить часть дополнительных доходов, если это оговорено в контракте с продюсерами. Дополнительные доходы возникают от телевизионных продаж (сейчас они снижаются: телеканалы отдают предпочтение своей продукции) и цифровых (растут, но медленно — из-за активности пиратов). Стратегию независимого прокатчика Надежда Мотина формулирует следующим образом: «Главное — хорошее чутье. Если ты выбираешь правильные фильмы, то из десяти фильмов, которые выпустил, какой-то сработает хуже, какой-то лучше, но в целом ты в плюсе. Самое страшное — ошибиться несколько раз подряд по дорогим релизам. У независимых компаний нет подушки безопасности». Пример успешного проката для Capella Film (в прошлом году увеличила свою долю на рынке в два раза) — «Капитан Фантастик», продержавшийся в прокате вместо обычных двух недель два месяца, и «Большая игра», собравшая более 80 млн рублей.

Еще один яркий пример успешного проката, реализованного одной из отечественных независимых прокатных компаний, — фильм Паоло Дженовезе «Идеальные незнакомцы». Он вышел в России в феврале прошлого года на 130 экранах. На родной территории был показан год назад, и в России оказался уже доступен в пиратской версии. Компания посмотрела на результаты проката фильма в Италии и решила провести эксперимент, ничего особенно не ожидая. У фильма не было никаких предпосылок для успеха: имена режиссера и актеров российской аудитории были неизвестны. Фильм в условиях минимизации затрат вышел даже без дубляжа — с одним закадровым голосом. На сегодняшний день картину продолжают показывать в российских кинотеатрах. Его сборы вместо ожидаемых пяти миллионов перевалили за 55 млн рублей. Сработало сарафанное радио. Зрители попадали на фильм по рекомендации, а потом могли прийти на него еще несколько раз — уже с друзьями. В прокатном бизнесе тоже случаются чудеса.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Примите ванну с алмазами Примите ванну с алмазами

Компания РАМ разработала технологию наноалмазного гальванического покрытия

Эксперт
Кто такая Сара Эдвардс и почему «8 подруг Оушена» — самый модный фильм 2018 года Кто такая Сара Эдвардс и почему «8 подруг Оушена» — самый модный фильм 2018 года

Как Дебби Оушен и ее банда в кутюре грабили Met Gala

Vogue
Все против одной Все против одной

Коллеги затравили тебя – насмехаются, игнорируют, распускают сплетни

Лиза
Одна сатана Одна сатана

Чем избранницы футболистов сборной России пожертвовали ради семьи

StarHit
Солнечный друг: нужны ли солнцезащитные средства в городе Солнечный друг: нужны ли солнцезащитные средства в городе

Когда и какие солнцезащитные меры принимать

Esquire
Cкайп-терапия: эффект отсутствия Cкайп-терапия: эффект отсутствия

Насколько эффективно виртуальное общение с психологом

Psychologies
Способ из девяностых. Как заставить бензин подешеветь Способ из девяностых. Как заставить бензин подешеветь

Нефть дорожает — бензин дорожает, нефть дешевеет — бензин дорожает

Forbes
Удар по занятости. Чем повышение пенсионного возраста опасно для российской экономики Удар по занятости. Чем повышение пенсионного возраста опасно для российской экономики

Россия рискует пойти по стопам некоторых стран ЕС

Forbes
Им не страшен кризис. Кто зарабатывает на туалетной бумаге Им не страшен кризис. Кто зарабатывает на туалетной бумаге

За последние годы в России произошло несколько экономических кризисов

Forbes
Как прожить без телевизоров, телефонов, кино, компьютеров и музыки? Спроси у амишей! Как прожить без телевизоров, телефонов, кино, компьютеров и музыки? Спроси у амишей!

В последнее время становится все более популярной тема побега от цивилизации

Maxim
Гонка преследования Гонка преследования

Самые мощные, быстрые и технологичные новинки автопрома

Robb Report
Миграция бьет европейский глобализм Миграция бьет европейский глобализм

Отношение к миграционному кризису разделило политические элиты

Эксперт
Дорогого стоит Дорогого стоит

Как аристократка и тусовщица стала золотых дел мастером

Vogue
Мост Мост

Почему Крым теперь снова — не остров

Русский репортер
Чему может научить ребенка домашний питомец? Чему может научить ребенка домашний питомец?

Животные пробуждают в детях доброту, чуткость, любовь к природе

Psychologies
Алексей Ягудин: «Я заядлый собачник» Алексей Ягудин: «Я заядлый собачник»

Легендарный спортсмен помогает детям и их родителям определиться с питомцем

Лиза
10 необычных сексуальных ритуалов животных 10 необычных сексуальных ритуалов животных

Сексуальные привычки и обычаи животных

Популярная механика
«Расстались, но живем вместе»: правила выживания «Расстались, но живем вместе»: правила выживания

После развода мы вынуждены делить кров с бывшим партнером

Psychologies
Кто быстрее нажмет на курок Кто быстрее нажмет на курок

Осенью может разразиться очередной мировой кризис

Эксперт
Печальный прогноз. ФАС не нашла нарушений в росте тарифов ЖКХ с 1 июля Печальный прогноз. ФАС не нашла нарушений в росте тарифов ЖКХ с 1 июля

ФАС считает предстоящее 1 июля 2018 года повышение цен вполне плановым

Forbes
Все по-взрослому Все по-взрослому

Как решить проблемы, возникающие у детей на отдыхе без родителей

StarHit
«Говорить о пенсиях надо издалека» «Говорить о пенсиях надо издалека»

«Огонек» посмотрел на ситуацию с пенсионной реформой глазами социолога

Огонёк
Красно-белый маршрут Красно-белый маршрут

Чехословацкий фактор в Гражданской войне

Огонёк
Наталия Антонова. Формула счастья Наталия Антонова. Формула счастья

Когда не ждешь чуда, оно обычно и случается....

Караван историй
Мной управляют или я подчиняюсь? Мной управляют или я подчиняюсь?

Как распознать приемы, цель которых – подчинить нашу волю

Psychologies
Богатая биография Богатая биография

История Ротшильдов в деталях неизвестна никому, включая самих ее представителей

GQ
Вспомнить всех Вспомнить всех

Как растиражированный образ неизвестного солдата вернулся домой

Огонёк
Розовые розы Розовые розы

Дом в Ричмонде в розовом цвете

AD
Что носили мужчины на прошлой неделе Что носили мужчины на прошлой неделе

От строгого смокинга Джорджа Клуни до сияющего костюма Роберто Росселлини

GQ
«Я отдал дочь в ясли и чувствую, как будто бросил ее» «Я отдал дочь в ясли и чувствую, как будто бросил ее»

Роль отца в наши дни меняется на глазах

Psychologies
Открыть в приложении