Как прокатчикам удается осуществлять свою миссию

ЭкспертБизнес

Для чего нужны независимые прокатные компании

И как им удается осуществлять свою миссию — делать как можно более разнообразным репертуар отечественных кинотеатров

Вячеслав Суриков

Фото ТАСС

Прокатный бизнес — один из форматов, позволяющих выразить свою любовь к кино; это первое, о чем говорят прокатчики. Любовь к кино заставляет брать на себя связанные с его прокатом финансовые риски. MG — выплачиваемая в долларах минимальная гарантия, размер которой определятся самими правообладателями. Он составляет от десяти тысяч до миллиона долларов, а бывает даже больше. Расходы на продвижение в совокупности со стоимостью изготовления и доставки копий зависят от количества экранов, где выходит фильм, и могут достигать 50 млн рублей — соответственно потенциалу фильма. В независимый прокат могут попадать картины, стоимость прав на которые исчисляется несколькими миллионами долларов. Они выходят на полторы тысячи экранов. В этом случае нельзя обойтись без телевизионной рекламы, и тогда это совсем другие затраты.

Независимые прокатчики работают с фильмами с небольшим бюджетом и неочевидным бокс-офисом, у которых, тем не менее, есть шансы на успех. Надежда Мотина, директор по закупкам и прокату Capella Film («Джульетта» Педро Альмодовара, «Лев» Гарта Дэвиса, «Тоня против всех» Крэйга Гиллеспи с Марго Роби, «Большая игра» Аарона Соркина), объясняет: «Результат проката того или иного фильма непредсказуем. На него влияют те же факторы, что и на все остальные виды бизнеса: экономическая ситуация, погодные условия, такие большие события, как чемпионат мира по футболу. Я помню, как, когда летом были пожары, никто не ходил в кинотеатры или, когда зимой были аномальные морозы, никто никуда не мог выйти. К сожалению, происходит снижение покупательной способности, особенно в регионах. Мы регулярно принимаем участие в региональных фестивалях американского, британского, французского кино. И видим, что в Москве и Санкт-Петербурге интерес к таким событиям есть, люди приходят, а в регионах с этим очень тяжело. Там люди если и выбираются в кинотеатры, то на какие-то семейные фильмы, куда они ведут детей, либо на очень крупные релизы, которые рекламируют по всем каналам».

Первые, с кем должен договориться прокатчик, — правообладатели. В новейшей истории отечественного кинопроката есть случаи, когда контракты на выпуск фильма в России подписывали чуть ли не на коленке, но в большинстве случаев здесь работают личные связи прокатчиков и репутация компании. Между прокатчиками может развернуться настоящая битва за новые проекты. Ее интенсивность свидетельствует о потенциале фильма. Репутация компании складывается из того, как она исполняет финансовые обязательства и как отрабатывает проект: сможет ли прокатчик добиться максимального результата и получить деньги сверх минимальной гарантии. Кроме того, он может предложить лучшую цену или какие-то специальные условия разделения прибыли. Не последнюю роль играет харизма и обаяние прокатчика. Надежда Мотина поясняет: «Переговоры идут не только со студиями, но и с продюсерами, которые понимают: если они подписывают контракт со мной, фильм выпустят в прокат и будут соблюдены все интересующие их условия. У меня было несколько ситуаций, когда за фильм боролись несколько компаний и продюсеры выбирали мое предложение, потому что я уже работала с ними».

Ключевой момент в прокатной судьбе фильма — выбор даты релиза. Для любого фильма важно не выйти в прокат одновременно еще с одним фильмом, рассчитанным на ту же аудиторию. Но даже если удастся разойтись по дате выхода с аналогичными релизами, это не избавляет от необходимости прикладывать усилия, чтобы объяснить зрителям, почему им нужно пойти в кинотеатр и посмотреть именно этот фильм. Выложить трейлер в Сети недостаточно. При обилии информации, ежедневно обрушивающейся на потенциальных зрителей, трейлер могут просто не заметить. При выборе даты выхода релиза компания учитывает конкурентное окружение: есть ли фильмы этого же жанра или более крупные фильмы — другого, но работающие на ту же аудиторию, и, если есть такие на этой дате, мы понимаем, что они отберут у нас аудиторию. Если в ту же дату выходят голливудские блокбастеры, даже будь они другого жанра, прокатчик понимает: они займут бльшую долю всех сеансов.

Следующий этап — контакт с букерами: теми, кто составляет репертуар кинотеатров. Они обязаны знать предпочтения аудитории кинотеатра, подбирать фильмы в соответствии с ее вкусами и распределять их во времени. Букеры ориентируются в первую очередь на рекламные бюджеты, которыми сопровождается прокат фильма. Здесь независимым компаниям трудно соперничать с мейджорами: 20th Century Fox, Disney, Universal Pictures. Но в этом случае наиболее ярко проявляется их миссия — разнообразить возможности доступа отечественной аудитории к современному кино. Независимая прокатная компания начинает работу с кинотеатрами задолго до выхода фильма: показывает материалы, убеждает их в грамотности своих действий. На то, чтобы преодолеть инерционность восприятия и получать намного более выгодную постановку уходят многие годы. Кинотеатральные сети относятся с недоверием к новым на рынке игрокам. Они просто не понимают, насколько хорошо компания отработает фильм.

Если обобщить принцип распределения доходов от проката фильма между прокатчиком и кинотеатрами, то проще всего сказать, что они делятся пятьдесят на пятьдесят. Но крупные сети могут забирать себе больше половины доходов от фильма, и прокатчику, как правило, достается около 45%. Из них, если фильм успешен, после возмещения собственных расходов он может выделить часть дополнительных доходов, если это оговорено в контракте с продюсерами. Дополнительные доходы возникают от телевизионных продаж (сейчас они снижаются: телеканалы отдают предпочтение своей продукции) и цифровых (растут, но медленно — из-за активности пиратов). Стратегию независимого прокатчика Надежда Мотина формулирует следующим образом: «Главное — хорошее чутье. Если ты выбираешь правильные фильмы, то из десяти фильмов, которые выпустил, какой-то сработает хуже, какой-то лучше, но в целом ты в плюсе. Самое страшное — ошибиться несколько раз подряд по дорогим релизам. У независимых компаний нет подушки безопасности». Пример успешного проката для Capella Film (в прошлом году увеличила свою долю на рынке в два раза) — «Капитан Фантастик», продержавшийся в прокате вместо обычных двух недель два месяца, и «Большая игра», собравшая более 80 млн рублей.

Еще один яркий пример успешного проката, реализованного одной из отечественных независимых прокатных компаний, — фильм Паоло Дженовезе «Идеальные незнакомцы». Он вышел в России в феврале прошлого года на 130 экранах. На родной территории был показан год назад, и в России оказался уже доступен в пиратской версии. Компания посмотрела на результаты проката фильма в Италии и решила провести эксперимент, ничего особенно не ожидая. У фильма не было никаких предпосылок для успеха: имена режиссера и актеров российской аудитории были неизвестны. Фильм в условиях минимизации затрат вышел даже без дубляжа — с одним закадровым голосом. На сегодняшний день картину продолжают показывать в российских кинотеатрах. Его сборы вместо ожидаемых пяти миллионов перевалили за 55 млн рублей. Сработало сарафанное радио. Зрители попадали на фильм по рекомендации, а потом могли прийти на него еще несколько раз — уже с друзьями. В прокатном бизнесе тоже случаются чудеса.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Понять мэра Понять мэра

Мэр Москвы Сергей Собянин

Эксперт
Beauty. Интервью Beauty. Интервью

Основатель компании Beauty Forma Мариус Матас поделился бьюти-секретами

SNC
Россиянка, приговоренная к пожизненному сроку во Вьетнаме, может вернуться домой Россиянка, приговоренная к пожизненному сроку во Вьетнаме, может вернуться домой

Мария Дапирка в 2014 году стала жертвой нигерийской наркомафии

Cosmopolitan
Твоя третья половина: что так тянет девушек на романы с женатыми Твоя третья половина: что так тянет девушек на романы с женатыми

Возрадуйся! Женщины, наконец, рассказали, почему они так любят женатых.

Maxim
10 лучших настолок, чтобы скоротать мальчишник 10 лучших настолок, чтобы скоротать мальчишник

Разнообразь последнюю «свободную» тусовку игрой в настольные игры

Maxim
Губернаторы-капиталисты. Кто ушел от миллиардеров на госслужбу Губернаторы-капиталисты. Кто ушел от миллиардеров на госслужбу

Карьерный путь и биография губернаторов

Forbes
Футбольное перемирие Футбольное перемирие

Послание президента и его назначения с точки зрения Донбасса

Русский репортер
Очень сложная игра Очень сложная игра

Первая полезная компьютерная игра

Популярная механика
Такой предсказуемый Трамп Такой предсказуемый Трамп

Мир пока не научился правильно «читать» нынешнего американского президента

Огонёк
Праздник крепостных: что выиграет Путин от проведения чемпионата по футболу Праздник крепостных: что выиграет Путин от проведения чемпионата по футболу

Владимир Путин способен извлечь дивиденды из ультрадорогого футбольного турнира

Forbes
Владимир «RodjER» Никогосян: «Родители поменяли мнение об игре, когда я принёс первые деньги» Владимир «RodjER» Никогосян: «Родители поменяли мнение об игре, когда я принёс первые деньги»

Главный турнир года в мире киберспорта — The International 2018 всё ближе

Maxim
Египетский бог: как сборной России выйти в плей-офф чемпионата мира Египетский бог: как сборной России выйти в плей-офф чемпионата мира

В решающем матче России нужно остановить команду Египта

Forbes
В каких продуктах есть белки? 7 главных альтернатив мясу В каких продуктах есть белки? 7 главных альтернатив мясу

Вы решили отказаться от мяса или снизить его потребление?

Playboy
Как стать оптимистом Как стать оптимистом

Как во время беременности сохранить веру в лучшее и продолжать радоваться жизни?

9 месяцев
Общие задачи Общие задачи

Выпуск седана Vesta Cross «Автоваз» отметил масштабным автопробегом

АвтоМир
Президент Камеди Клаба Президент Камеди Клаба

История о том, как Алек Болдуин стал самым смешным Трампом на телевидении

GQ
Все по-взрослому Все по-взрослому

Как решить проблемы, возникающие у детей на отдыхе без родителей

StarHit
Все деньги Мура Все деньги Мура

В июле 2010 года жизнь Люка Мура по прозвищу Милки изменилась раз и навсегда

Esquire
Ирена Понарошку запрещает сыну мясо и гаджеты и хочет, чтобы он стал блогером Ирена Понарошку запрещает сыну мясо и гаджеты и хочет, чтобы он стал блогером

Ирена Понарошку провела мастер-класс со студентами

Cosmopolitan
Летнее время Летнее время

GQ прогулялся по тихим каннским переулкам с Тео Ю и Ириной Старшенбаум

GQ
На Марсе нашли залежи богатых органикой сланцев На Марсе нашли залежи богатых органикой сланцев

Теперь понятно, где искать органику на Марсе

Популярная механика
Психически здоровые на месте сумасшедших: эксперимент Розенхана Психически здоровые на месте сумасшедших: эксперимент Розенхана

Что будет, если совершенно здоровые люди случайно попадут к психиатрам

Cosmopolitan
Почему осуждать других вредно? Почему осуждать других вредно?

Осуждая других людей, мы наносим вред не только им, но и себе

Psychologies
Подводные трубопроводы: как это работает Подводные трубопроводы: как это работает

Есть вещи, которые никогда не перестанут вызывать восхищения

Популярная механика
7 автомобильный опций, без которых тебе будет только лучше 7 автомобильный опций, без которых тебе будет только лучше

Не потратил — значит, сэкономил!

Maxim
Положение вне игры Положение вне игры

Что заставляет становиться частью силы, известной как «футбольные фанаты»?

Psychologies
Иностранный легион: сколько Россия заработает на болельщиках чемпионата мира-2018 Иностранный легион: сколько Россия заработает на болельщиках чемпионата мира-2018

Forbes разбирается, фанаты каких сборных потратят в России больше всего

Forbes
Рубаха-парень Рубаха-парень

Кендрик Ламар получил Пулитцеровскую премию на сцене Колумбийского университета

Esquire
Такого мы не видели никогда: первый день чемпионата мира в 20 фотографиях Такого мы не видели никогда: первый день чемпионата мира в 20 фотографиях

Какой была церемония открытия главного спортивного события года

Esquire
Три способа провести выходные с пользой для здоровья Три способа провести выходные с пользой для здоровья

ЗОЖ не только для тех, кто помешался на петрушке и токсинах

Esquire
Открыть в приложении