Способ из девяностых. Как заставить бензин подешеветь
Нефть дорожает — бензин дорожает, нефть дешевеет — бензин дорожает. Этот полуанекдот на 100% отражает происходящее в нефтяной отрасли России. Между тем из замкнутого круга есть выход. Для этого нужно повторить одно грамотное решение родом из девяностых годов прошлого века
За последние годы россияне привыкли к тому, что любая непонятная ситуация заканчивается ростом цен на бензин. Согласно данным Росстата, за первые четыре месяца 2018 года средние цены на бензин и дизель выросли на 1,5% и 2,4% соответственно, тогда как потребительские цены на товары и услуги — на 1,2%. В правительстве видят тенденцию и пытаются по своему разумению решить вопрос роста бензиновых расценок. Последняя по времени мера — снижение акцизов. Это не поможет.
Что не так с уменьшением акцизов
В конце мая правительство решило снизить акцизы на автомобильное топливо и отказалось от планового повышения с 1 июля. Меньше чем через месяц акцизы на бензин и дизель 5-го экологического класса должны были поднять до 11 892 рублей и 8258 рублей за тонну соответственно. Вместо этого с июня 2018 года акцизы понизили до 8213 рублей и 5665 рублей за тонну.
Тем не менее за неделю, с 28 мая по 1 июня, по данным Thomson Reuters Kortes, среднероссийские цены на бензин АИ-92 выросли в среднем на 94 копейки, до 41,7 рубля за литр. Таким образом, компании де-факто уже заложили в розничную стоимость бензина обязательства не повышать расценки, взятые при снижении акцизов. Бизнес сыграл на опережение.
Устные интервенции
Снижение акцизов не единственная мера, призванная стабилизировать ситуацию на топливном рынке. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) чуть ли не ежемесячно выносит нефтяным компаниям предупреждения, обязуя их увеличить поставки нефтепродуктов на внутренний рынок. На прошлой неделе такое предписание получила «Роснефть», в апреле — ТАИФ и «Сургутнефтегаз», в феврале — несколько «дочек» «Газпрома».
ФАС пытается повлиять и на трейдеров нефтепродуктов: в апреле служба возбудила антимонопольное дело в отношении десяти крымских трейдеров, подозревая их в согласованной перепродаже топлива до его попадания на АЗС. В марте ФАС направила предостережение главе Совета по товарным рынкам Илье Морозу, который спрогнозировал взрывной рост цен в связи с премиальностью экспортного рынка, поставки на который компаниям более выгодны в сравнении с продажами внутри страны.
Нефтяникам нужен экспорт
Экспортный рынок для российских компаний более высокомаржинален, чем внутренний. С декабря по апрель биржевые цены на премиум-бензин (с октановым числом 95 и выше) с поставкой в Северо-Западной Европе выросли на 11,9%, с $612 до $684,8 за тонну, а с поставкой в Средиземноморье — на 9,5%, с $596,5 до $653,3 за тонну (здесь и далее данные ЦДУ ТЭК, если это не оговорено специально).