Новый адсорбент для стеклопакетов, не имеющий аналогов

ЭкспертHi-Tech

Чтобы окна не потели

Группа компаний «Реал Сорб» запустила производство не имеющего аналогов адсорбента для стеклопакетов и намерена почти вполовину потеснить на отечественном рынке импортеров влагопоглотителей

Виктория Безуглова

Влагопоглотителем заполняется дистанционная рамка стеклопакета. Инновационный влагопоглотитель в виде синтетических кристаллических алюмосиликатов с порами размером три ангстрема обладает повышенными показателями влагоемкости, в нем отсутствуют агрессивные соединения. Предоставлено компанией «Реал Сорб»

Ярославский химический холдинг «Реал Сорб» начал выпускать инновационные влагопоглотители, или молекулярные сита, для стеклопакетов. В разработку и создание технологической линии, которую смонтировали на арендованных площадях промпарка «Мастер» территории опережающего развития (ТОР) в городе Тутаев, инвестор вложил 40 млн рублей. Мощность первой линии «Главсорбента» — так названа дочерняя производственная компания — составляет 1500 тонн в год, а еще через год планируется запустить аналогичную линию и производить 3000 тонн, что составит почти 40% потребности отечественного рынка объемом около миллиарда рублей. При этом новому игроку придется еще побороться за рынок, на 90% насыщенный влагопоглотителями зарубежных производителей, в основном турецких и китайских. К тому же на протяжении ряда лет производство стеклопакетов в России снижается, основная тенденция роста рынка в сегменте замены старых окон на новые пластиковые давно исчерпала себя. «Сегмент замены окон после ремонта тоже сокращается, но в 2021 году ожидаем так называемую вторую волну остекления, за счет которой возможен рост рынка», — оценивает ситуацию генеральный директор ООО «ЕвроТрансСтрой» Сергей Ракчеев. В «Главсорбенте» тоже надеются на грядущий рост рынка, но еще больше — на качество своей продукции, физико-химические характеристики которой должны убедить стройиндустрию в том, что надо делать выбор в их пользу.

Думали долго, построили быстро

Группа компания «Реал Сорб» была создана в 2003 году и сегодня является ведущим производителем адсорбентов. Входящий в ее состав завод молекулярных сит «Реал Сорб» поставляет синтетические цеолиты (молекулярные сита) для широкого спектра отраслей промышленности, главным образом для нефтехимии, очистки природного газа от примесей, криогенной промышленности — для установок разделения воздуха. Другое предприятие холдинга — Верхневолжский катализаторный завод «Реал Сорб» — выпускает осушители и катализаторы на основе активного оксида алюминия — тоже преимущественно для нефтегазового комплекса, в том числе для «Газпрома», «Роснефти», «ЛУКойла», «Сибура». Кроме того, «Реал Сорб» — единственный в России производитель основы для кровоостанавливающего средства «Гемостоп».

На рынке стеклопакетов к 2021 г. ожидается небольшой рост (график 1)

Впрочем, идея заниматься адсорбентами зародилась у основателя холдинга Алексея Зеленова еще в 1998 году — с подачи ученого Владимира Глухова. Тогда же была создана лаборатория, а затем опытно-промышленное производство, где и отработана оригинальная технология производства молекулярных сит — на нее сегодня зарегистрировано два десятка патентов. Особенность технологии заключается в производстве цеолитов без связующего вещества, для чего понадобилось пересмотреть очередность стадий производства и в результате получить продукт без балласта, раньше занимавшего в цеолитах до 35%.

Будучи «гуру» в области молекулярных сит, «Реал Сорб» тем не менее до недавнего времени не обращал внимания на огромный рынок стеклопакетов. По словам директора «Главсорбента» Алексея Глухова, причина этого проста: цена на продукты для нефтегазовой промышленности была на порядок выше, чем на самые дорогие молекулярные сита «Фоносорб» для стеклопакетов немецкого производителя Grace. К тому же у «Реал Сорба» не было технологии, позволяющей конкурировать в цене с лидерами рынка. Однако сегодня рыночная ситуация изменилась: цена на европейские влагопоглотители стала неподъемной для отечественных производителей окон, и в страну хлынули другие продукты, которые в большинстве своем являются не молекулярными ситами, а хемосорбентами, где основным действующим веществом выступает не цеолит, а оксид кальция, то есть негашеная известь. Но агрессивные соединения, такие как оксид, гидроксид или хлорид кальция, способны вызывать коррозию дистанционной рамки стеклопакета, а значит, сократить срок его службы. «Гарантия на стеклопакеты по ГОСТу должна быть не меньше пяти лет, но в последнее время далеко не все стеклопакеты стали дотягивать до этого срока, и это заметно именно сейчас, потому что отрасль полностью перешла на турецкие продукты около трех лет назад», — говорит Алексей Глухов. Хемосорбенты заняли почти весь рынок, а сита таких компаний, как Grace, в прошлом году практически не поставлялись в страну.

Тренд на рост экспорта российских стеклопакетов очевиден (график 2)

Между тем долгие изыскания в научно-производственном центре «Реал Сорба» наконец увенчались успехом: удалось добиться значительного удешевления технологии и сохранить продукт на том уровне качества, который приемлем для мирового рынка. Был разработан RS-H1 — селективный адсорбент с комбинированной кристаллической матрицей, обладающий стереорегулярной гибридной структурой. «Мы равнялись на EN-1279 — европейский отраслевой стандарт для стекол и комплектующих, используемых в производстве стеклопакетов, чтобы в перспективе нашу продукцию можно было экспортировать», — говорит Алексей Глухов. И вторым ключевым фактором для запуска нового производства стала возможность его размещения в ТОР «Тутаев» — с пакетом налоговых льгот для резидента: налог на прибыль первые пять лет — 0%, в последующие пять лет — 12%, налог на имущество — 0% в первые пять лет и 1,1% последующие пять лет, отчисления в страховые фонды суммарно по всем фондам — 7,6% в течение десяти лет.

«Главсорбент» начал монтаж оборудования в марте этого года, и уже в ноябре линия была запущена. Большая часть оборудования произведена в Рыбинске — по индивидуальному техническому заданию, у производителя, с которым «Реал Сорб» давно сотрудничает по основной линейке своей продукции. «Надо понимать, что серийного оборудования для подобных процессов не существует, все чертилось инженерами практически с нуля. В данный момент все работает, изготовитель со своей задачей справился», — констатирует Алексей Глухов. По расчетам «Главсорбента», на окупаемость проекта они могут выйти в течение двух лет. Но впереди еще задача запустить вторую линию, и здесь компания надеется на государственное участие — софинансирование со стороны Фонда развития моногородов.

Что выбрать: адсорбент или хемосорбент?

В производстве стеклопакета цена влагопоглотителя, засыпаемого в дистанционную рамку, может составлять от 1,5 до 5% в зависимости от марки стеклопакета. И на форумах оконщиков периодически идут жаркие споры о том, что лучше использовать: адсорбенты (молекулярные сита) или хемосорбенты, часто мимикрирующие под сита. Молекулярное сито для стеклопакетов — это синтетические кристаллические алюмосиликаты 3А (с порами размером три ангстрема), с высокой селективностью при адсорбции воды, высоким показателем влагоемкости, низким показателем pH и отсутствием агрессивных соединений. А хемосорбенты, основным действующим веществом которых является оксид кальция, имеют, по отзывам, неплохие показатели газовой десорбции, но проигрывают молекулярному ситу в тестах по насыпной плотности продукта, показателю точки росы, влагоемкости.

Казалось бы, выбор очевиден, однако первый же запрос в интернете показывает, что бочка в 150 кг молекулярного сита «Фоносорб 551.150» компании Grace стоит 56 380 руб, это значит что один килограмм сита обойдется в 376 рублей — против 50 рублей за кило хемосорбента. «Это и есть ответ на вопрос, какой влагопоглотитель выбирают производители окон», — считает начальник цеха стеклопакетов компании «Экоокна» Юрий Рыжов. При этом в выборе нового поставщика для своего предприятия он обратил бы внимание на качество продукта, его стабильность, своевременность поставок и, конечно же, на цену, которая должна быть ниже 50 рублей. По словам Алексея Глухова, в «Главсорбенте» с окончательной ценой на молекулярные сита для стеклопакетов еще не определились и сейчас поставляют продукцию ряду крупных компаний в тестовом режиме. Однако он обещает, что цена будет разумной — соответствующей качеству адсорбента и вместе с тем удовлетворяющей рыночному запросу.

Окна и сита на экспорт

В целом, по мнению маркетологов «Главсорбента», производители окон сегодня созрели для внедрения нового адсорбента, так как у ряда компаний накопились рекламации на используемые влагопоглотителям и есть желание перейти на продукцию более высокого качества. К тому же многие производители стеклопакетов ужесточают свои требования к качеству, чтобы в конкурентной борьбе иметь преимущество, привлекать как отечественных, так и зарубежных покупателей. Ведь параллельно с существенным падением спроса на стеклопакеты в последние годы наметилась другая тенденция — рост экспорта на рынки СНГ. По данным агентства Tebiz Group, этот показатель с 2012 по 2016 год увеличился более чем в пять с половиной раз в натуральном выражении. Популярность отечественной продукции обусловлена низкой ценой, в 2016 году доли лидеров продаж в натуральном выражении распределились следующим образом: Казахстан — 44,40%, Белоруссия — 31,16%, Азербайджан — 8,15%. Среди стабильных покупателей отечественных стеклопакетов также Иран, Узбекистан и Киргизия.

В «Главсорбенте» тоже рассматривают возможность выхода на экспортные рынки, преимущественно европейские, где ярославская продукция будет конкурентоспособна по цене и качеству. Жесткие европейские стандарты практически не пропускают на рынок хемосорбенты из Турции и Китая, тогда как цены на молекулярные сита известных брендов высоки даже для европейских производителей окон, и те были бы рады возможности выбора. Кроме того, потенциальные клиенты «Главсорбента» находятся на Ближнем Востоке, скажем в Арабских Эмиратах, поскольку качественное молекулярное сито востребовано не только в холодном, но и в жарком, влажном климате, где некачественный влагопоглотитель способен деформировать стеклопакет.

Что касается спроса на внутреннем рынке, то помимо общего роста производства стеклопакетов в ближайшие годы эксперты ожидают роста именно в сегменте качественных окон. По мнению Сергея Ракчеева, в 2020 году 70% рынка займут окна с добавленной стоимостью, и 30% — сектора эконом. Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал обращает внимание на то, что за последние три года средние цены на стеклопакеты выросли на 45% и в 2019 году средняя цена достигла 2079 рублей за квадратный метр. Очевидно, что при высоких ценах потребители становятся более требовательными в выборе окон, они не только хотят удовлетворить свои базовые потребности в тишине и тепле, но и получить предложения с дополнительными опциями. И в этой ситуации сильно экономить на качестве влагопоглотителя, а значит, на сроке эксплуатации стеклопакетов производителям нет смысла.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Чтобы рыбы хватало всем Чтобы рыбы хватало всем

Принята «Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса РФ до 2030 года»

Эксперт
Не смешно: скрытая боль «улыбчивой» депрессии Не смешно: скрытая боль «улыбчивой» депрессии

За маской веселости могут скрываться печаль, боль, страх и тревога

Psychologies
Новый груз для дальнобойщиков Новый груз для дальнобойщиков

Автоперевозчики бьют тревогу

Эксперт
Совсем другая Совсем другая

В сериале Мария Куликова играет строгого хирурга, но в жизни она совсем другая

Домашний Очаг
Встать рядом с китайцами Встать рядом с китайцами

«Обувь России» хочет активнее работать с регионами через AliExpress

Эксперт
Софья Таюрская: горячие фото солистки нашумевшей группы «Little Big» Софья Таюрская: горячие фото солистки нашумевшей группы «Little Big»

Яркая, дерзкая и очень талантливая Софья Таюрская

Playboy
Александр Невский: Слова «невозможно» не существует Александр Невский: Слова «невозможно» не существует

Как сделать карьеру в Голливуде и при этом не стать плохим русским парнем

Playboy
Чем запомнилась мода 2010-х: часть вторая Чем запомнилась мода 2010-х: часть вторая

Вспоминаем громкие и значимые события, с которыми будут ассоциироваться 2010-е

GQ
Вне времени Вне времени

TAG Heuer, всемирно известный швейцарский бренд, соединил невозможное

Популярная механика
ЗОЖ in the City ЗОЖ in the City

Валентина Зеляева – наш wellness-колумнист – назначает вам свидание с Нью-Йорком

Elle
Чистое дыхание авиации Чистое дыхание авиации

Первые регулярные рейсы электросамолеты могут совершить в ближайшие годы

Популярная механика
6 преимуществ йоги для парней (в том числе для подвигов в постели) 6 преимуществ йоги для парней (в том числе для подвигов в постели)

В последние годы все больше и больше мужчин раскатывают маты для йоги

Playboy
«Мать украла мою личность»: ложь длиною в жизнь «Мать украла мою личность»: ложь длиною в жизнь

Экстон Бец-Гамильтон делится шокирующими открытиями

Psychologies
«Я не хочу быть понятным для всех» «Я не хочу быть понятным для всех»

Трудно ли быть инопланетянином? Рассказывает актер Риналь Мухаметов

Огонёк
Оказание первой помощи при обморожении: главные правила и что нельзя делать ни в коем случае Оказание первой помощи при обморожении: главные правила и что нельзя делать ни в коем случае

Каждому нужно знать, как оказать первую помощь при обморожении

Playboy
Тайлер Дерден Тайлер Дерден

Правила жизни Тайлера Дердена

Esquire
Блогеры без комиссии: сможет ли Instagram изменить правила игры на рекламном на рынке в $4,1 млрд Блогеры без комиссии: сможет ли Instagram изменить правила игры на рекламном на рынке в $4,1 млрд

Instagram вслед за Facebook запустил биржу блогеров

Forbes
Конец передела: как зять миллиардера Тимченко создал морского монстра с выручкой 22 млрд рублей Конец передела: как зять миллиардера Тимченко создал морского монстра с выручкой 22 млрд рублей

Русская компания Глеба Франка растолкала конкурентов по промыслу краба

Forbes
Кредиторы побили акционеров Кредиторы побили акционеров

Почему российские компании предпочитают выводить бумаги из свободного обращения

РБК
СИЗО: очередь солидарности СИЗО: очередь солидарности

Почему в СИЗО нет места классовым, национальным и поколенческим дрязгам

Русский репортер
Кто оплатит качество жизни Кто оплатит качество жизни

Для бизнеса опора на социум и экологию — это вопрос долгосрочной стратегии

Эксперт
Вернуть былое величие: убираем царапины на автомобиле своими руками Вернуть былое величие: убираем царапины на автомобиле своими руками

Если вы используете машину, то избежать появления царапин на кузове невозможно

Популярная механика
7 вопросов Михаилу Дмитриеву, экономисту 7 вопросов Михаилу Дмитриеву, экономисту

О том, что принесет 2020 год российской экономике и рядовому кошельку

Русский репортер
Вестерн в космосе: почему нужно смотреть сериал «Мандалорец» Вестерн в космосе: почему нужно смотреть сериал «Мандалорец»

Не поздно подключиться к космическому вестерну из вселенной «Звездных войн»

РБК
Валерия Розов: Нужно ли вашей компании тратить деньги на корпоратив Валерия Розов: Нужно ли вашей компании тратить деньги на корпоратив

Кому корпоратив принесет пользу и как поступить, если сотрудники — интроверты

СНОБ
Сила Сибири и слабость модели. Трубы, о которые разбиваются прорывные прожекты Сила Сибири и слабость модели. Трубы, о которые разбиваются прорывные прожекты

Управлять страной гораздо проще, чем возиться с тысячами частных компаний

СНОБ
20 главных фильмов зимы 20 главных фильмов зимы

О том, какие фильмы нас ждут в кинотеатрах в ближайшие зимние месяцы

РБК
Удачный момент Удачный момент

Люпита Нионго — о выборе стиля, покорении Голливуда и новых проектах

Glamour
Квартира с графичным интерьером, 40 м² Квартира с графичным интерьером, 40 м²

Интерьер этой квартиры отражает образ и характер своей сдержанной хозяйки

AD
Кто такие поколение Z и как они живут в интернете Кто такие поколение Z и как они живут в интернете

Поколение Z стало первым поколением, которое взрослеет на глазах у интернета

Esquire
Открыть в приложении