Продажи автомобилей в России опять начали сокращаться

ЭкспертАвто

Чип тормозит конвейеры и разгоняет цены

Продажи автомобилей в России опять начали сокращаться. Но уже не из-за падения спроса, а из-за растущего дефицита автомобилей: автопроизводители вынуждены останавливать конвейеры из-за нехватки чипов и других запчастей

Продажи легковых автомобилей в РФ по итогам августа упали на 17% по сравнению с августом прошлого года, до 114,1 тыс. машин, подсчитали в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Месяцем ранее рынок сократился на 6,5%, до 132,64 тыс. машин (см. график). Однако если на статистику июля влияла высокая база второго летнего месяца 2020 года (тогда был снят локдаун, и продажи резко пошли вверх), то сейчас ситуация иная: август прошлого года не был ознаменован аномальным скачком, продажи тогда находились в рамках среднегодовых показателей. Основная причина нынешнего падения продаж непривычна для участников рынка и связана с производственными перебоями ведущих автопроизводителей, в том числе в России.

Нехватка электроники останавливает производства по всему миру

Возникший во второй половине прошлого года дефицит микроэлектроники негативно отразился на развитии автомобильной промышленности. Согласно исследованию Boston Consulting Group (BCG), если в первом квартале текущего года производственные потери мировых автопроизводителей составили примерно 1,4 млн автомобилей, то за период апрель—июнь было уже недовыпущено почти вдвое больше — 2,6 млн единиц. Аналитики прогнозируют, что до конца текущего года на производственных площадках будет «заморожено» еще до 5 млн штук, таким образом, в 2021 году из-за нехватки микрочипов склады автодилеров недосчитаются до 9 млн автомобилей, или порядка 13% их мирового производства.

В BCG говорят, что мировая нехватка чипов осложняется конкуренцией со стороны производителей других товаров (компьютеров, бытовой электроники), а восстановить их производство мешают новые вспышки коронавируса в разных странах. По подсчетам BCG, из-за нехватки чипов наиболее существенные потери в первую половину 2021-го понесли Ford (падение производства более чем на 700 тыс. штук), Stellantis (марки Chrysler, Citroën, Dodge, Fiat, Jeep и др. — падение почти на 600 тыс.), RenaultNissanMitsubishi (падение более чем на 415 тыс. штук).

Увы, этот кризис докатился и до российского автопрома: крупнейший российский автопроизводитель АвтоВАЗ в конце августа — начале сентября на три недели полностью останавливал производственные линии, из-за чего серьезно пострадал выпуск таких моделей, как Lada Granta, Niva, ХRay, а также Renault Logan, Sandero, Largus. Вынуждены работать с перебоями и некоторые другие российские автопроизводители. Например, в сентябре о задержках отгрузки автомобилей объявили представители столичного завода «Автофрамос», где выпускаются такие модели, как Renault Kaptur, Duster, Arkana.

Производственные перебои уже отражаются на статистике продаж: по итогам августа реализация машин АвтоВАЗа упала на 32% (до 19,4 тыс.), Renault — на 11% (до 9600). Помимо этих брендов в первой десятке самых продаваемых марок в августе серьезное падение пережил Volkswagen (минус 41%, 6700), Škoda (−39%, 5400), Nissan (−28%, 2700), Hyundai (−19%, 14,1 тыс.). Впрочем, с учетом низкой базы продаж новых автомобилей из-за локдауна весной прошлого года по итогам восьми месяцев продажи машин находятся в существенном плюсе: тот же АвтоВАЗ с начала года показывает прирост на 31% (251,6 тыс.), Hyundai — на 24% (118,5 тыс.), Renault — на 23% (90,9 тыс.), Škoda — на 19% (66,2 тыс.). А в целом российский авторынок по итогам восьми месяцев 2021 года вырос на 21,3%, до 1,067 млн единиц, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Электронные функции на потом

Сбои в производстве привели к тому, что возникший в конце прошлого года на российском рынке дефицит автомобилей еще больше усугубляется. По словам автодилеров, ходовых моделей в России сейчас приходится ждать по два-три месяца. «Дольше всего в сентябре текущего года придется ждать премиальных автомобилей и моделей топовых комплектаций, так как они требуют большего количества электронных компонентов, — констатирует Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto. — Однако трудности возникают и у автомобилистов, выбирающих наиболее востребованные авто, производство которых локализовано в России. Например, заказанную в начале августа Lada Granta в средней комплектации за 725 тысяч рублей покупатели не получили до сих пор, зато получили уведомление, что за время ожидания цена на нее возросла до 800 тысяч. В нашей компании мы по-прежнему ощущаем дефицит практически по всем маркам. Единственное исключение в портфеле составляет китайский бренд Сhery, который предоставляет хоть какую-то доступность автомобилей и активно завоевывает рынок, забирая долю, например, у корейских брендов».

«Дефицит комплектаций и опций присутствует по всем нашим брендам, — соглашается Андрей Терлюкевич, генеральный директор группы компаний “АвтоСпецЦентр”. — В массовом сегменте на многие импортные модели, особенно в хороших комплектациях, очередь уже перешла на 2022 год. Автомобили локальной сборки найти проще, но чем дороже комплектация, тем больше вероятность дефицита».

В свою очередь, производители в сложившейся ситуации пытаются гибко корректировать свои производственные планы. Например, представители марки Hyundai рассказывают, что из-за дефицита чипов на своем заводе под Санкт-Петербургом они могут временно сократить выпуск автомобилей определенных комплектаций — скажем, поставить вперед выпуск автомобиля без электрического привода багажника или другой опции. «Пока проблема нехватки чипов не коснулась нашего завода, но мы готовы к тому, чтобы гибко реагировать на возможное неблагоприятное развитие этой ситуации», — говорит Татьяна Моисейченко, пресс-секретарь завода Nissan в России.

На ряде интернет-форумов появились сообщения, что некоторые дилеры даже предлагают забирать из салона недоукомплектованные машины, а недостающие детали поставить на них потом. Однако автопроизводители и дилеры опровергают эту информацию, признавая, впрочем, что машин с более значимым набором электроники стало меньше. «Недоукомплектованные автомобили мы не продаем, — говорит Андрей Каменский, директор по маркетингу автомобильной группы “Авилон”. — В связи с дефицитом микрочипов, чтобы сократить сроки поставок, производители ввели ограничения на некоторые опции. Например, в зависимости от бренда и модели покупателям временно недоступны панорамные крыши, камеры кругового обзора, дисплеи. Автодилер информирует клиента о существующих сложностях с комплектующими и ограничениями на конкретные опции еще на этапе подбора оснащения машины. Клиенту также сообщают о возможных рисках касательно изменений в комплектации и сроках поставок, так как сегодня они не регламентированы производителями».

Аналитики прогнозируют, что на спад проблема производственных сбоев может пойти не раньше середины следующего года. «Мы ожидаем выхода предложения микрочипов на уровень, когда оно сможет удовлетворить спрос отрасли, не ранее второго полугодия 2022 года, — говорит Владислав Бутенко, председатель BCG в России и СНГ, руководитель направления автомобилестроения. — Мы также видим, что производители других компонентов начинают задумываться о корректировке объема производства ввиду вынужденного падения спроса со стороны автоиндустрии. Если это произойдет без плотного взаимодействия между сторонами, появится возможность возникновения системного и довольно долгосрочного сбоя в цепочках поставок».

«Сами производители новых авто не ожидают восстановления поставок полупроводников до середины 2022 года, что будет увеличивать срок ожидания и стоимость новых автомобилей и дальше, — соглашается Денис Мигаль. — В августе уже 25 автобрендов обновили прайсы, увеличив цены на свои модели в среднем на один-четыре процента, к концу года к этому может добавиться еще десять процентов. Таким образом, исходя из сегодняшних прогнозов производства автомобилей на четвертый квартал, можно утверждать, что большинству производителей не удастся справиться с нехваткой комплектующих и дефицит до конца года сохранится. При этом производители, у кого будет больший доступ к комплектующим, будут более успешны и смогут увеличить свою рыночную долю».

Фото: предоставлено компанией Nissan

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сара, Сабрина и Ламия: Франция глазами мигрантов Сара, Сабрина и Ламия: Франция глазами мигрантов

Что думают француженки из стран Магриба об успехах мультикультурализма

Эксперт
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
По ком звонит колокол нового миропорядка? По ком звонит колокол нового миропорядка?

Смогут ли современные социальные практики лишить человека свободы воли

Эксперт
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
«Момент взлета» Мелинды Гейтс: как спасти всех женщин «Момент взлета» Мелинды Гейтс: как спасти всех женщин

Одна из самых богатых и влиятельных женщин мира пишет о том, что ее волнует

Эксперт
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
Боксёрские перчатки узника №136954 Боксёрские перчатки узника №136954

Саламо Арух, уроженец Салоники, был схвачен нацистами в мае 1943 года

Дилетант
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Найти путь к изобилию Найти путь к изобилию

Как работает обращение к психологам с запросом на финансовое благополучие

Psychologies
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
«Я приношу деньги, дальше — не моя забота»: 5 типов отцов, которые портят детям психику «Я приношу деньги, дальше — не моя забота»: 5 типов отцов, которые портят детям психику

Пять самых деструктивных типов отцов

Psychologies
Бизнес на кончиках пальцев: как Ксения Рыкова развивает инклюзивный массажный салон Бизнес на кончиках пальцев: как Ксения Рыкова развивает инклюзивный массажный салон

Как в России реагируют на инклюзию в велнес-индустрии?

Forbes
7 реальных историй хотела здорово, получилось красиво 7 реальных историй хотела здорово, получилось красиво

Истории читательниц, которые хотели сделать вклад в здоровье, а получили красоту

Новый очаг
Давление ниже плинтуса Давление ниже плинтуса

Простые и эффективные способы привести его в норму без таблеток

Лиза
7 вредных советов, которые быстро уничтожат даже очень хорошую АКБ 7 вредных советов, которые быстро уничтожат даже очень хорошую АКБ

При умелом использовании, АКБ легко привести в негодность за год

ТехИнсайдер
Ничего личного Ничего личного

Почему не стоит давать советы окружающим?

VOICE
Ангелина Стречина: «Я считаю себя везунчиком» Ангелина Стречина: «Я считаю себя везунчиком»

У меня возникли сомнения: действительно ли мне доверяют, не ошиблись ли?

Коллекция. Караван историй
Игра или проблема Игра или проблема

Что такое квадробинг и как реагировать родителям на эту субкультуру?

Лиза
«Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой «Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой

Что переживают женщины, которые только начинают грудное вскармливание

Forbes
Служебный роман Служебный роман

Советские актеры, у которых служебные отношения переросли в личные

Лиза
Банкир миллиардеров Банкир миллиардеров

Как Эдмонд Сафра стал легендой в мире private banking

Деньги
ДНК всемогущая ДНК всемогущая

Можно ли узнать все о своем происхождении благодаря генетическим исследованиям?

Grazia
Сказка о нарезанном времени: 4 урока тайм-менеджмента от моей бабушки Сказка о нарезанном времени: 4 урока тайм-менеджмента от моей бабушки

Вы часто сетуете, что в сутках всего 24 часа? Хронически ничего не успеваете?

Psychologies
Российский сорт в открытом и закрытом грунте Российский сорт в открытом и закрытом грунте

Сколько лет потребуется отечественной селекции для увеличения доли семян овощей

Агроинвестор
Тернистый путь электрокара: когда мир откажется от бензиновых двигателей Тернистый путь электрокара: когда мир откажется от бензиновых двигателей

Смогут ли торговые войны замедлить распространение электромобилей?

Forbes
Музей целой Вселенной Музей целой Вселенной

Кирхерианум: что общего у ордена иезуитов и интерактивного музея

Вокруг света
Открыть в приложении