Продажи автомобилей в России опять начали сокращаться

ЭкспертАвто

Чип тормозит конвейеры и разгоняет цены

Продажи автомобилей в России опять начали сокращаться. Но уже не из-за падения спроса, а из-за растущего дефицита автомобилей: автопроизводители вынуждены останавливать конвейеры из-за нехватки чипов и других запчастей

Продажи легковых автомобилей в РФ по итогам августа упали на 17% по сравнению с августом прошлого года, до 114,1 тыс. машин, подсчитали в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Месяцем ранее рынок сократился на 6,5%, до 132,64 тыс. машин (см. график). Однако если на статистику июля влияла высокая база второго летнего месяца 2020 года (тогда был снят локдаун, и продажи резко пошли вверх), то сейчас ситуация иная: август прошлого года не был ознаменован аномальным скачком, продажи тогда находились в рамках среднегодовых показателей. Основная причина нынешнего падения продаж непривычна для участников рынка и связана с производственными перебоями ведущих автопроизводителей, в том числе в России.

Нехватка электроники останавливает производства по всему миру

Возникший во второй половине прошлого года дефицит микроэлектроники негативно отразился на развитии автомобильной промышленности. Согласно исследованию Boston Consulting Group (BCG), если в первом квартале текущего года производственные потери мировых автопроизводителей составили примерно 1,4 млн автомобилей, то за период апрель—июнь было уже недовыпущено почти вдвое больше — 2,6 млн единиц. Аналитики прогнозируют, что до конца текущего года на производственных площадках будет «заморожено» еще до 5 млн штук, таким образом, в 2021 году из-за нехватки микрочипов склады автодилеров недосчитаются до 9 млн автомобилей, или порядка 13% их мирового производства.

В BCG говорят, что мировая нехватка чипов осложняется конкуренцией со стороны производителей других товаров (компьютеров, бытовой электроники), а восстановить их производство мешают новые вспышки коронавируса в разных странах. По подсчетам BCG, из-за нехватки чипов наиболее существенные потери в первую половину 2021-го понесли Ford (падение производства более чем на 700 тыс. штук), Stellantis (марки Chrysler, Citroën, Dodge, Fiat, Jeep и др. — падение почти на 600 тыс.), RenaultNissanMitsubishi (падение более чем на 415 тыс. штук).

Увы, этот кризис докатился и до российского автопрома: крупнейший российский автопроизводитель АвтоВАЗ в конце августа — начале сентября на три недели полностью останавливал производственные линии, из-за чего серьезно пострадал выпуск таких моделей, как Lada Granta, Niva, ХRay, а также Renault Logan, Sandero, Largus. Вынуждены работать с перебоями и некоторые другие российские автопроизводители. Например, в сентябре о задержках отгрузки автомобилей объявили представители столичного завода «Автофрамос», где выпускаются такие модели, как Renault Kaptur, Duster, Arkana.

Производственные перебои уже отражаются на статистике продаж: по итогам августа реализация машин АвтоВАЗа упала на 32% (до 19,4 тыс.), Renault — на 11% (до 9600). Помимо этих брендов в первой десятке самых продаваемых марок в августе серьезное падение пережил Volkswagen (минус 41%, 6700), Škoda (−39%, 5400), Nissan (−28%, 2700), Hyundai (−19%, 14,1 тыс.). Впрочем, с учетом низкой базы продаж новых автомобилей из-за локдауна весной прошлого года по итогам восьми месяцев продажи машин находятся в существенном плюсе: тот же АвтоВАЗ с начала года показывает прирост на 31% (251,6 тыс.), Hyundai — на 24% (118,5 тыс.), Renault — на 23% (90,9 тыс.), Škoda — на 19% (66,2 тыс.). А в целом российский авторынок по итогам восьми месяцев 2021 года вырос на 21,3%, до 1,067 млн единиц, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Электронные функции на потом

Сбои в производстве привели к тому, что возникший в конце прошлого года на российском рынке дефицит автомобилей еще больше усугубляется. По словам автодилеров, ходовых моделей в России сейчас приходится ждать по два-три месяца. «Дольше всего в сентябре текущего года придется ждать премиальных автомобилей и моделей топовых комплектаций, так как они требуют большего количества электронных компонентов, — констатирует Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto. — Однако трудности возникают и у автомобилистов, выбирающих наиболее востребованные авто, производство которых локализовано в России. Например, заказанную в начале августа Lada Granta в средней комплектации за 725 тысяч рублей покупатели не получили до сих пор, зато получили уведомление, что за время ожидания цена на нее возросла до 800 тысяч. В нашей компании мы по-прежнему ощущаем дефицит практически по всем маркам. Единственное исключение в портфеле составляет китайский бренд Сhery, который предоставляет хоть какую-то доступность автомобилей и активно завоевывает рынок, забирая долю, например, у корейских брендов».

«Дефицит комплектаций и опций присутствует по всем нашим брендам, — соглашается Андрей Терлюкевич, генеральный директор группы компаний “АвтоСпецЦентр”. — В массовом сегменте на многие импортные модели, особенно в хороших комплектациях, очередь уже перешла на 2022 год. Автомобили локальной сборки найти проще, но чем дороже комплектация, тем больше вероятность дефицита».

В свою очередь, производители в сложившейся ситуации пытаются гибко корректировать свои производственные планы. Например, представители марки Hyundai рассказывают, что из-за дефицита чипов на своем заводе под Санкт-Петербургом они могут временно сократить выпуск автомобилей определенных комплектаций — скажем, поставить вперед выпуск автомобиля без электрического привода багажника или другой опции. «Пока проблема нехватки чипов не коснулась нашего завода, но мы готовы к тому, чтобы гибко реагировать на возможное неблагоприятное развитие этой ситуации», — говорит Татьяна Моисейченко, пресс-секретарь завода Nissan в России.

На ряде интернет-форумов появились сообщения, что некоторые дилеры даже предлагают забирать из салона недоукомплектованные машины, а недостающие детали поставить на них потом. Однако автопроизводители и дилеры опровергают эту информацию, признавая, впрочем, что машин с более значимым набором электроники стало меньше. «Недоукомплектованные автомобили мы не продаем, — говорит Андрей Каменский, директор по маркетингу автомобильной группы “Авилон”. — В связи с дефицитом микрочипов, чтобы сократить сроки поставок, производители ввели ограничения на некоторые опции. Например, в зависимости от бренда и модели покупателям временно недоступны панорамные крыши, камеры кругового обзора, дисплеи. Автодилер информирует клиента о существующих сложностях с комплектующими и ограничениями на конкретные опции еще на этапе подбора оснащения машины. Клиенту также сообщают о возможных рисках касательно изменений в комплектации и сроках поставок, так как сегодня они не регламентированы производителями».

Аналитики прогнозируют, что на спад проблема производственных сбоев может пойти не раньше середины следующего года. «Мы ожидаем выхода предложения микрочипов на уровень, когда оно сможет удовлетворить спрос отрасли, не ранее второго полугодия 2022 года, — говорит Владислав Бутенко, председатель BCG в России и СНГ, руководитель направления автомобилестроения. — Мы также видим, что производители других компонентов начинают задумываться о корректировке объема производства ввиду вынужденного падения спроса со стороны автоиндустрии. Если это произойдет без плотного взаимодействия между сторонами, появится возможность возникновения системного и довольно долгосрочного сбоя в цепочках поставок».

«Сами производители новых авто не ожидают восстановления поставок полупроводников до середины 2022 года, что будет увеличивать срок ожидания и стоимость новых автомобилей и дальше, — соглашается Денис Мигаль. — В августе уже 25 автобрендов обновили прайсы, увеличив цены на свои модели в среднем на один-четыре процента, к концу года к этому может добавиться еще десять процентов. Таким образом, исходя из сегодняшних прогнозов производства автомобилей на четвертый квартал, можно утверждать, что большинству производителей не удастся справиться с нехваткой комплектующих и дефицит до конца года сохранится. При этом производители, у кого будет больший доступ к комплектующим, будут более успешны и смогут увеличить свою рыночную долю».

Фото: предоставлено компанией Nissan

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Инвесторов зажало между НАТО и инфляцией Инвесторов зажало между НАТО и инфляцией

Рынки акций ждут тяжелые времена

Эксперт
Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане? Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане?

почему стоит смотреть новую драму Стефана Бризе «(Не)бывшие»?

Правила жизни
Стройка в стиле Lego Стройка в стиле Lego

В России резко возрос интерес к модульному домостроению

Эксперт
Старикам везде у нас почет Старикам везде у нас почет

Самые уважаемые автомобильные марки в современной России

Автопилот
Новый закон о банкротстве никого не спасет Новый закон о банкротстве никого не спасет

В России законодательство о банкротстве не может обрести совершенную форму

Эксперт
За что держаться, когда думаешь, что мир рушится: концепция антихрупкости За что держаться, когда думаешь, что мир рушится: концепция антихрупкости

Что такое концепция антихрупкости, которая помогает выстоять?

VOICE
«Гибель государства возможна, но тогда нас ждет мир частных поселков с высоким забором, а за ним — бесконечные трущобы» «Гибель государства возможна, но тогда нас ждет мир частных поселков с высоким забором, а за ним — бесконечные трущобы»

Интервью с историческим социологом Георгием Дерлугьяном

Эксперт
6 фильмов о дружбе, одержимости и соперничестве между женщинами 6 фильмов о дружбе, одержимости и соперничестве между женщинами

Фильмы, где связанные узами женщины переживают кризис идентичности

СНОБ
Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот» Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот»

Неофициальная поэзия 1960-х: поэтические содружества и авторы-одиночки

Полка
Парус, лыжи, кошки, спиннинг… Парус, лыжи, кошки, спиннинг…

В кратер вулкана на лыжах и неделя «вне зоны действия сети»

Вокруг света
Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду

Случаи, почему течет посудомойка, а также способы, как это исправить

CHIP
Хороший тон Хороший тон

Как добиться эффекта идеально гладкой сияющей кожи с помощью тональных средств

Лиза
Константин Чайкин: Дело — время Константин Чайкин: Дело — время

История от создателя самых узнаваемых российских часов нового времени

Maxim
Два аспида не поделили червягу Два аспида не поделили червягу

Исследователи стали свидетелями битвы за добычу между двумя коралловыми аспидами

N+1
Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом

София Ионеску — первая женщина-врач, которая провела операцию на головном мозге

Forbes
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ): что это такое, как работает Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ): что это такое, как работает

ДПДЗ прямым образом влияет на работу мотора. Как его проверить?

РБК
Постколониальный док и борьба с зависимостью: лучшие женские работы на Берлинале Постколониальный док и борьба с зависимостью: лучшие женские работы на Берлинале

Работы женщин, которые заявили о себе на Берлинале

Forbes
По следам первопроходцев По следам первопроходцев

Следы эпохи Великих географических открытий – во всей нашей жизни

Вокруг света
Свободный доступ Свободный доступ

Что такое инклюзивная среда и почему этот тренд актуален для каждого

РБК
Тренинг двойной эффективности: почему стоит нанимать женщин после декрета Тренинг двойной эффективности: почему стоит нанимать женщин после декрета

В каком контексте мамы строят карьеру, и почему они ценные сотрудники

Forbes
Чек-лист тревожного человека: как понять, что тебе нужна помощь Чек-лист тревожного человека: как понять, что тебе нужна помощь

Как понять, что твоя тревожность уже вышла за рамки нормальной реакции

VOICE
10 новых классных сериалов, которые никто не смотрит 10 новых классных сериалов, которые никто не смотрит

Малоизвестные, но крутые сериалы, вышедшие за последнее время

Maxim
История графа Дракулы — от лютого воеводы до героя-любовника История графа Дракулы — от лютого воеводы до героя-любовника

Кто такой Дракула, почему интерес к нему не утихает, чем интересен роман Стокера

СНОБ
Зачем люди коллекционируют кроссовки и почему это хорошая инвестиция Зачем люди коллекционируют кроссовки и почему это хорошая инвестиция

Рассказываем о тех, кто покупает редкие кроссовки и зарабатывает на этом

Maxim
Тигр в доме: ужасная трагедия семьи Берберовых, которая доказывает, что диким животным не место в квартире Тигр в доме: ужасная трагедия семьи Берберовых, которая доказывает, что диким животным не место в квартире

Эта страшная история началась в 1970 году в славном городе Баку...

ТехИнсайдер
Инвесторы меняют локацию Инвесторы меняют локацию

Приток капиталов фиксируют фонды США, Индии и России

Деньги
Где хранить зимнюю одежду, если у тебя нет шкафов или места в них не хватает: советы организаторов пространства Где хранить зимнюю одежду, если у тебя нет шкафов или места в них не хватает: советы организаторов пространства

Всякий раз оттягиваешь момент, когда нужно убрать зимние вещи?

VOICE
Про сердце. Факты о здоровье сердца, которые важно знать именно женщинам Про сердце. Факты о здоровье сердца, которые важно знать именно женщинам

Факты о здоровье сердца, на которые женщинам важно обратить внимание

Лиза
Разорвавшие шаблон Разорвавшие шаблон

Идеи этих ученых настолько опережали эпоху, что современники считали их чушью

Вокруг света
Фактор стройности Фактор стройности

Питаясь по этой системе, ты не будешь чувствовать себя голодной

Лиза
Открыть в приложении