Что будет дальше с навыком чтения

ЭкспертКультура

Человек эпохи Цукерберга: читать, слушать или смотреть?

Что будет дальше с навыком чтения

Вячеслав Суриков

Рэп-исполнитель Мozee Montana — участница концерта «Рэп как новая поэзия»

Когда на экране монитора появилась надпись «Через десять лет мы все превратимся в издателей и распространителей аудиоконтента», аудитория одной из издательских конференций Санкт-Петербургского культурного форума в условиях цейтнота не настояла на том, чтобы увидеть следующий слайд презентации главы «ЛитРеса» Сергея Анурьева. А между тем именно на нем были приведены детали будущего, которое ждет издателей и читателей. «Эксперт» заполучил этот слайд и прочитал следующее: «Доля интернет-магазинов превысит на рынке книг 50–60%. Аудиокниги догонят электронные по объему и перестанут существовать как разные продукты — пользователи будут выбирать книгу, а не формат. По каждой книге начнут выпускать подкаст с участием автора и редактора книги, который будет служить в качестве ее аннотации. Все книги будут иметь аудиоверсию, при этом у 99% из них появятся аудиодорожки, созданные искусственным интеллектом в соответствии с пожеланиями читателя и его персональными настройками (голос, тембр, ритм)».

Дмитрий Глуховский — первый писатель, который создал текст, существующий только в аудиоформате, ведь аудио — это тоже литература. И, обращаясь к нему, мы, по сути, обращаемся к литературным истокам, откуда вышли «Илиада» и «Одиссея». Индийский эпос «Махабхарата», превосходящий по объему «Илиаду» и «Одиссею» вместе взятые, тоже первоначально существовал исключительно в устной форме. Для Глуховского аудиокнига — попытка соответствовать читательским запросам: «Я прихожу к современному читателю туда, где он находится. Сегодня он в большей степени слушатель, чем читатель. Он не хочет читать бумажные книги, они стоят слишком дорого. Хорошо, я готов экспериментировать вместе с вами и рассказать вам историю так, как вы хотите ее сегодня услышать». Борис Макаренков, директор российского представительства компании Storytel, шведского стримингового сервиса аудиокниг, подтверждает предположения писателя. По его наблюдениям, среди пользователей сервиса много тех, кто до сих пор не читал книги, кроме как в школе.

Вывод: однажды в истории человечества наступит момент, когда, как считает Сергей Анурьев, «издательства и авторы при создании книги будут ориентироваться на то, что она будет потреблена прежде всего в формате аудиокниги». Их основное конкурентное преимущество — удвоение времени читателя. Он может слушать книгу и заниматься чем-нибудь еще, например фитнесом. Евгений Капьев, генеральный директор издательства «Эксмо», так прокомментировал в интервью «Эксперту» эти смелые прогнозы: «Суммарно аудиокнига вместе с электронными книгами занимает пять процентов, но на бумажную приходятся остальные девяносто пять. Аудиокнига может сильно вырасти, но на это потребуется еще много времени. До перелома еще далеко. Аудиокниги могут не во всех сегментах себя проявить. Есть жанры, в которых они не очень хорошо продаются. Сейчас не электронная книга замещает бумажную, а наоборот, рынок растет за счет продаж электронных и аудиокниг. Эти форматы привлекают новую аудиторию. Тогда как книжная индустрия к ним адаптировалась. Сейчас книги стали более кинестетичными. Они доставляют эстетическое удовольствие».

Дмитрий Глуховский стал одним из самых успешных современных писателей во многом благодаря очень точному ощущению формата, который может быть востребован читательской аудиторией. В интервью «Эксперту» он сформулировал очень близкое по значению, актуальному для издателей, определение книги и ее роли в жизни человека. По его словам, книга уже не источник знаний — это объект любви, созданный из целлюлозы и типографской краски, «и это объект скорее символический, который является каким-то понятным нам отождествлением этой истории в мире вещей. Он нужен для того, чтобы человек мог подарить его другому человеку, чтобы он мог поставить его на полку, подразумевая, что это книга, с которой он себя соотносит, поэтому она является частью пространства, в котором он живет. Но это не имеет никакого отношения к погружению в нарратив. Если ты влюбился в эту историю, то ты просто хочешь видеть ее физическое воплощение, потому что его проще любить».

Аудиокнига — один из возможных вариантов, которые можно предложить новому поколению читателей, для кого школьное чтение — травматический опыт знакомства с художественной литературой по принуждению. С еще одним психологическим синдромом сталкиваются выпускники школ и высших учебных заведений — это информационное выгорание; оно заставляет ограничивать свой читательский опыт уже прочитанными в период интенсивного обучения книгами. И потом нужно еще мотивировать себя для того, чтобы вновь обратиться к книгам, но уже не чтобы ответить на уроке или семинаре, а стремясь получить ценный опыт, новые знания или просто увлекательно провести время. Художница Лена Шейдлина, у которой в Instagram более четырех миллионов подписчиков, в ролике, посвященном книгам, предлагает своей аудитории отправиться с помощью текстов в «безграничное море смыслов и образов». «Мальчики, которые читают книги, — это сексуально?» — спрашивает ведущий стрима с участием художницы. «Нет ничего сексуальнее!» — отвечает Лена.

Еще один сетевой хит, популяризирующий чтение у подростков, ролик «Литературные кликбейты», в котором Дмитрий Сыендук провел мастер-класс по привлечению внимания к книгам. В его версии реклама «Преступления и наказания» должна звучать так: «Нищий студент зарубил старуху. Эта бессовестная тварь дрожала от страха. Читать далее». По поводу «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда»: «Этот новый наркотик меняет людей до неузнаваемости. Этот англичанин превратился в маньяка после первой же дозы. Читать далее». Про «Мы» Евгения Замятина: «Такого будущего для своих детей вы бы не хотели. В XXVI веке всех ждет секс по талончикам». Про «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека: «Даже конченый дебил зарабатывает — на войне, продавая краденых собак». Каждый из этих слоганов звучит нетрадиционно для чопорной книжной индустрии, но ролик вышел на канале YouTube, у которого более пяти миллионов подписчиков, и получил свыше двух миллионов просмотров.

И Сыендук, и Шейдлина выступили по поводу книг благодаря проекту ЮФ, направленному на формирование новой читательской аудитории, которая сумеет сохранить интерес к чтению в условиях, когда за внимание читателя борется все большее количество источников развлечения и информации. При этом навык чтения по-прежнему востребован. По данным Евгения Капьева, современный человек читает не меньше двух часов в день, но только девять минут приходится на книги. И задача индустрии — увеличить объем чтения в рамках этих, уже выделенных человеком на чтение, двух часов. Он уверен, что книги никогда не умрут, в первую очередь потому, что у издателей благодаря обратной связи есть четкое представление о востребованности тех или иных тем, и, как только та или иная из них начинает продаваться, они сразу усиливают свое присутствие в этом тематическом сегменте. Главное — вовремя реагировать на сигналы, которые посылает рынок. «Если автор не продается, не надо еще раз его издавать», — говорит Евгений Капьев.

Книжная индустрия по-прежнему поставляет на рынок самый большой объем контента. При этом цена риска запуска продукта, в отличие от кино, для которого провал одного проекта может оказаться катастрофическим, остается минимальной. Бумага защищена множеством форматов, способных существовать только в виде бумаги. Если зритель смотрит фильм в кинотеатре, он не может промотать сцену, которая кажется ему скучной. Тогда как если он держит в руках книгу, то может просто пролистнуть несколько страниц и продолжить читать — те фрагменты, которые его по-настоящему интересуют. По мнению Евгения Капьева, читатель управляет временем прочтения книги так, как считает нужным, и тратит на ее чтение столько времени, сколько есть в его распоряжении: «Я не отрицаю, что давление форматов будет очень серьезным, мы не ожидаем большого роста, но мы не ожидаем и серьезных падений. С точки зрения цены книга останется одним из самых дешевых способов проведения досуга. Фильм — это два часа, а книга — это длинное удовольствие, которое вы можете растянуть на целую неделю».

Среди причин, по которым книги проигрывают другим медиа, издатели называют отсутствие площадок для их обсуждения, рост конкуренции с самиздатом, отсутствие рейтингов, которые ориентировали бы читателя и облегчали ему выбор. И задачи, стоящие перед индустрией, заключаются в первую очередь в создании книжной экосистемы, которая была бы наполнена смыслами, созданными писателями, и позволяла читателям погружаться в эту среду. При этом издатели должны выпускать книги, чьи смыслы будут выходить за рамки этой экосистемы, влиять на всю остальную вселенную и тем самым совершать экспансию в другие сферы, расширяя границы книжной экосистемы и формируя у нового поколения привычку читать книги. Позиции книжной индустрии еще очень сильны, и у нее достаточно потенциала, чтобы эти привычки сформировать. Образец, который позволяет отечественной книжной индустрии с уверенностью смотреть в будущее, — модный и технологичный Китай, где сейчас насчитывается более 200 тыс. книжных магазинов, а популяризация чтения стала одной из стратегий преображения нации. У них получается. Значит, может получиться и у всех остальных.

Фото Предоставлено пресс-службой «ЭКСМО-АСТ

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Арт, еда и спа: три причины поехать в Эстонию Арт, еда и спа: три причины поехать в Эстонию

«РБК Стиль» отправился в Таллин

РБК
Операция «Мавзолей» Операция «Мавзолей»

Как из вождя мирового пролетариата, атеиста и сторонника кремации сделали мумию?

Дилетант
Приложение вместо инспектора: как правильно и быстро оформить ДТП Приложение вместо инспектора: как правильно и быстро оформить ДТП

В России заработало новое мобильное приложение «Помощник ОСАГО»

РБК
Мозг, память и чтение: как стать умнее и знать больше других Мозг, память и чтение: как стать умнее и знать больше других

Ученые сделали вывод, что объем памяти мозга человека составляет 1 петабайт

Популярная механика
Первый хочет стать главным Первый хочет стать главным

Мир готовится к глобальному энергетическому переходу

Эксперт
Металлические подсолнухи на выжженном поле Металлические подсолнухи на выжженном поле

Будущее солнечных батарей будет совсем не таким, как кажется сегодня

Naked Science
Две минуты до отправления Две минуты до отправления

90 лет назад пошла первая в стране электричка

Огонёк
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Новая ниша: почему производитель одежды для мужчин Henderson решил шить для женщин Новая ниша: почему производитель одежды для мужчин Henderson решил шить для женщин

Почему компания Henderson решила поменять формат магазинов?

Forbes
На краю единицы На краю единицы

Слабый внутренний спрос поставил рост на паузу

Эксперт
Легкое дыхание Легкое дыхание

Суфле — это по-французски

Огонёк
Шанс разбудить провинцию Шанс разбудить провинцию

Важнейший социальный эффект ВСМ гораздо важнее сроков их окупаемости

Эксперт
Федор Бондарчук: «Я по-прежнему идеалист» Федор Бондарчук: «Я по-прежнему идеалист»

Федор Бондарчук – о молодом Голливуде, диджитал-детоксе и восстании машин

Cosmopolitan
Любовь, склероз и проверка соискателей: как работают частные детективы в России Любовь, склероз и проверка соискателей: как работают частные детективы в России

У частных сыщиков нет особых прав — сплошные обязанности

РБК
Раф Симонс дал первое интервью после Calvin Klein: главное Раф Симонс дал первое интервью после Calvin Klein: главное

Раф Симонс — о давлении, молодых дизайнерах и будущем его собственного бренда

Esquire
Человек эволюционирующий Человек эволюционирующий

8 идей, способных изменить природу человека

Русский репортер
Праздник без памяти. Почему каждое 7 ноября власть попадает в ловушку исторических комплексов Праздник без памяти. Почему каждое 7 ноября власть попадает в ловушку исторических комплексов

Наследие Октябрьской революции проявляет себя чаще, чем кажется

СНОБ
Елена Ксенофонтова: «Я ненормальная мама» Елена Ксенофонтова: «Я ненормальная мама»

Звезда сериала «Кухня» о долгожданной премьере, маминых сынках и своих детях

Лиза
Переключайтесь Переключайтесь

Как наметить путь, который вам будет по душе: план для самостоятельных действий

Psychologies
Конъюнктивит: заразен и опасен! Конъюнктивит: заразен и опасен!

Как распознать конъюнктивит?

Здоровье
Спросил? Отвечаем! Спросил? Отвечаем!

Вокруг темы здоровья собрано немало мифов. Отделяем правду от досужих домыслов

Playboy
Российские ученые приблизили создание «новой флешки» Российские ученые приблизили создание «новой флешки»

Прорыв на пути к созданию новых типов энергонезависимых ячеек памяти

Популярная механика
Испанская инквизиция: религиозный террор Испанская инквизиция: религиозный террор

С чего начилась и как закончилась эпоха испанской инквизиции

Дилетант
«Я умею побеждать и бюррократию, и коррупцию»: как помощник президента Татарстана Наталия Фишман-Бекмамбетова меняет жизнь республики «Я умею побеждать и бюррократию, и коррупцию»: как помощник президента Татарстана Наталия Фишман-Бекмамбетова меняет жизнь республики

Кто стоит за «урбанистической революцией» в Татарстане?

Forbes
Каршеринг для новичков: что делать, когда есть права, но нет машины Каршеринг для новичков: что делать, когда есть права, но нет машины

Заменит ли каршеринг потребности водителей

Популярная механика
Взрывающиеся яйца и летающие пони: игрушки-убийцы, которые сняли с производства Взрывающиеся яйца и летающие пони: игрушки-убийцы, которые сняли с производства

Материал о том, почему нужно быть осторожными даже с самыми «невинными» вещами

Cosmopolitan
ВТБ и «Эфко» заработают на экспорте хлеба с маслом ВТБ и «Эфко» заработают на экспорте хлеба с маслом

Группа ВТБ и компания «Эфко» договорились о совместном строительстве

РБК
«Свинг укрепил мои отношения с мужем»: откровенная история одной пары «Свинг укрепил мои отношения с мужем»: откровенная история одной пары

Алена и ее муж Саша вместе уже 11 лет, у них есть дети, работа и маленькая тайна

Cosmopolitan
Искусство как приём Искусство как приём

Интерьер, выстроенный вокруг предметов искусств, сам стал произведением

SALON-Interior
Открыть в приложении