Прощай, оружие
Американская пресса называла его «самым опасным человеком на земле», а министр иностранных дел Великобритании – «продавцом смерти». Его обвинили в том, что он продавал оружие диктаторам, партизанам, полевым командирам по всему миру, и приговорили к 25 годам заключения. Esquire рассказывает историю Виктора Бута, возможно, самого известного торговца оружием.
Афганистан, 1995 год. Идет гражданская война. Талибы, среди которых много джихадистов, воевавших с Советским Союзом в 1989-м, рвутся к Кабулу. Президент Бурхануддин Раббани закупает оружие. «Аэростан», транспортная компания со штаб-квартирой в арабском городе Шарджа, вызывается решить проблему. В Афганистан отправляется огромный Ил-76, набитый албанским оружием и боеприпасами. Его экипаж – семеро русских летчиков.
Проблемы начинаются над Кандагаром. Самолет талибов заставляет командира экипажа Владимира Шарпатова посадить Ил-76 в кандагарском аэропорту. Груз достается боевикам, летчиков берут в заложники. В эту историю – вскоре она станет известна как Airstan Incident – окажутся втянуты политики из России, Афганистана и даже из США. Владелец «Аэростана», загадочный бизнесмен из Таджикистана (или России, или Украины – никто не может сказать точно), даже встретится с лидером талибов, муллой Омаром. Но боевики не хотят обсуждать освобождение заложников.
Проходит триста семьдесят восемь дней. «Талибан» готовится к осаде Кабула. И вот 16 августа 1995 года пленникам выпадает шанс спастись. Половина их охранников отправляется на послеполуденную молитву. Летчики нападают на оставшихся, связывают их и бросают в грузовой отсек. Шарпатов соединяет нужные провода, двигатели включаются, самолет начинает разбег. Его преследуют машины боевиков. Взлетная полоса перегорожена пожарной машиной, но Ил-76 в последнюю секунду отрывается от земли, уходит из афганского воздушного пространства и берет курс на Эмираты – там безопасно.
Чудесное спасение летчиков празднует вся Россия – стране как раз отчаянно не хватает героев. О побеге из Кандагара пишут все газеты мира. Но никто из журналистов не может найти владельца самолета, бизнесмена из Шарджи. Некоторые называют его Виктором Бутом, другие Виктором Булакиным или Вадимом Аминовым. Его фотографий нет. Есть только смутные слухи о связях с КГБ и о транспортной империи.
Много позже мир узнает Бута как «продавца смерти» – американские силовики даже назовут его «самым опасным человеком на земле». Бут, завладевший советскими транспортными самолетами, ржавеющими после падения Берлинской стены, может доставить что угодно: мебель в Казахстан, живых раков в Европу, редкие гладиолусы из Южной Африки в любую точку мира. Оружие.