Глава Boeing и президент Embraer подписали меморандум о партнерстве

ЭкспертБизнес

Бразильский авиапром улетел под крыло Boeing

Алексей Хазбиев

После завершения сделки с Boeing президент Embraer Пауло Сезар де Соуза э Сильва (слева) станет новым подчиненным главы американского авиагиганта Денниса Мюленбурга

Глава Boeing Деннис Мюленбург и президент Embraer Пауло Сезар де Соуза э Сильва подписали меморандум о стратегическом партнерстве, который предусматривает организацию сразу двух совместных предприятий. Первое будет создано на базе подразделения бразильской корпорации, занимающегося производством и послепродажным обслуживанием коммерческих самолетов. Этот бизнес оценивается в 4,75 млрд долларов и по условиям сделки практически полностью перейдет под контроль американцев. В новом СП у них будет 80% акций, тогда как у бразильцев лишь 20%. Такой расклад неизбежно отразится на управленческой вертикали новой компании. Бразильцы сохранят ключевые посты, включая должность главного исполнительного директора, но подчиняться теперь он будет напрямую главе Boeing. Более того, менеджеры американской корпорации встанут у руля всех финансовых потоков совместной компании, а также будут принимать важнейшие операционные решения.

А вот о втором СП информации почти нет. Известно только, что оно будет сформировано для продвижения военно-транспортного самолета Embraer KC-390 грузоподъемностью около 26 тонн, а также для «расширения сфер применения оборонных продуктов и сервисов». Как предполагается структурировать сделку, стороны раскрыть отказались. В сообщении для прессы сказано лишь, что это произойдет к концу 2019 года. Но эксперты уверены, что Boeing, скорее всего, просто заплатит Embraer 3,8 млрд долларов, что соответствует квартальной чистой прибыли авиагиганта. Если это так, то у американцев есть все причины радостно потирать руки. Они получат в свое распоряжение все важнейшие авиастроительные активы бразильской корпорации, ее сервисные центры по всему миру и готовую линейку из трех только что выпущенных на рынок моделей пассажирских самолетов семейства E-Jet E2. А вот у самой Embraer останется лишь производство бизнес-джетов, на которое сейчас приходится чуть меньше четверти всего денежного потока корпорации.

Но, похоже, такие условия бразильцев вполне устраивают. Напомним, что чуть менее 40% акций Embraer принадлежат нескольким квазигосударственным пенсионным фондам. При этом у правительства Бразилии есть в компании так называемая золотая акция, позволяющая блокировать любые решения совета директоров. Но уже точно известно, что этим правом власти не воспользуются. И это при том, что еще год назад президент Бразилии Мишел Темер обещал своим военным: «При мне Embraer никогда продана не будет». И хотя с юридической точки зрения сделка не выглядит договором купли-продажи, по факту Boeing именно поглощает Embraer, причем очень дешево. Так что же подвигло американцев на этот шаг и почему позиция бразильского лидера неожиданно изменилась?

Не секрет, что еще три года назад схожую сделку с Embraer намеревался провернуть Airbus. Но в прошлом году европейцы неожиданно для всех решили спасти от надвигающегося краха прямого конкурента бразильцев — Bombardier. Эта канадская корпорация, истратив почти семь миллиардов долларов на создание двух моделей пассажирских авиалайнеров — CS100 и CS300, едва не оказалась в состоянии дефолта. Новые канадские самолеты, выполненные преимущественно из композитных материалов, смело можно признать технологическими шедеврами мировой региональной авиации. Но с коммерческой точки зрения они потерпели фиаско из-за крайне небольшой вместимости (120–140 пассажиров) и дороговизны в эксплуатации. А если говорить уж совсем прямо, то из-за маркетингового просчета местных специалистов. Эту ситуацию канадцы пытались исправить откровенным демпингом, причем на американском рынке. Тот же Деннис Мюленбург утверждал, что себестоимость самолетов CSeries составляет порядка 33 млн долларов, в то время как Bombardier пыталась продать их в США примерно за 20 млн долларов. Глава Boeing пожаловался на канадцев Дональду Трампу, который принял решение ввести против Bombardier антидемпинговые пошлины в размере почти 300% стоимости самолета. В этих условиях канадцы приняли отчаянное решение — передать свои ключевые авиастроительные активы под контроль Airbus, причем бесплатно. В обмен на контрольный пакет акций в новом СП европейский концерн обещал профинансировать дальнейшее развитие программы CSeries и предоставил для производства этих самолетов свой завод в Алабаме, чтобы избежать уплаты таможенных пошлин при поставках на американский рынок. И хотя впоследствии Комиссия по международной торговле США драконовские барьеры для канадцев так и не утвердила, сделку между Airbus и Bombardier акционеры этих компаний решили сохранить в неизменном виде.

Таким образом, Airbus вернулся в некогда покинутую нишу магистральных самолетов на 130–140 пассажиров. И всем стало ясно, что при разработке новых самолетов для этого сегмента Airbus учтет ошибки, допущенные маркетологами Bombardier, и сделает уже не только технологически совершенный, но и коммерчески успешный самолет. И здесь у американцев просто не оставалось другого выхода, кроме как поглотить Embraer. Заметим, что бразильская корпорация ежегодно производит порядка 110 коммерческих региональных самолетов и имеет внушительный пакет твердых заказов — как минимум на пять лет вперед. Но в обозримом будущем ее самолеты почти наверняка проиграют конкурентную борьбу новым моделям CSeries, которые будут проектироваться уже под контролем Airbus. И, в общем, ясно почему. Нынешние бразильские лайнеры семейства E-Jet E2, по сути, представляют собой лишь усовершенствованные модели предыдущего поколения. Новые у них лишь двигатель и некоторые системы бортового оборудования. А вот сама конструкция фюзеляжа и крыльев осталась практически неизменной, сохранив все недостатки, характерные для начала 2000-х, когда они, собственно, и проектировались. Прежде всего это избыточный вес и крайне малый объем композитных деталей.

Конечно, Embraer в конечном счете смогла бы привлечь три-четыре миллиарда долларов на разработку принципиально нового технологичного лайнера. Правда, помимо этого бразильцам пришлось бы потратить еще не менее миллиарда на создание новых производств по выпуску композитных деталей для крыльев и фюзеляжа. Но даже в этом случае успех Embraer в борьбе с Airbus отнюдь не гарантирован. Поэтому бразильцы и сдали свою компанию намного более мощному, а главное, политически влиятельному конкуренту. К чему это приведет, уже ясно.

Во-первых, Boeing добьется более низких цен от поставщиков. Благо у американцев и бразильцев они общие. Так, двигатели, ВСУ и электрические системы для Boeing и Embraer поставляет United Technologies и Pratt & Whitney, тормоза и авионику — Honeywell, а элементы фюзеляжа — компании из Японии. Американцы уже объявили, что синергетический эффект от этого на третий год работы СП составит 150 млн долларов. «Они не ведут переговоров, а сразу закручивают гайки, — говорит эксперт Teal Group Ричард Эбулафия. — Цепочкой поставок будет управлять намного строже, и мы увидим, какие там есть скрытые резервы».

Во-вторых, американцы будут пытаться предотвратить экспансию нового СП в сегмент более вместительных самолетов на 150 пассажиров, где у американцев есть младшие модели семейства Boeing 737 MAX. Это означает, что, например, модель Embraer E-195 E2 на 144 места вряд ли получит дальнейшее развитие, а то и вовсе может быть снята с производства.

Взамен Boeing вполне может доверить новому СП разработку и производство элементов хвостового оперения для своих новых магистральных самолетов, которые придут на замену Boeing 737 MAX. Ну и, конечно, профинансировать разработку нового, полностью композитного регионального лайнера, который будет выпускаться на заводах нового СП в Бразилии.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

1999 год 1999 год

Девяностые – странные и жестокие – закончились навсегда

Esquire
«Где они все?» Ученые объяснили, почему инопланетяне до сих пор не прилетели на Землю «Где они все?» Ученые объяснили, почему инопланетяне до сих пор не прилетели на Землю

Астробиологи попытались разрешить парадокс Ферми

Вокруг света
Вегетососудистая дистония и старческое слабоумие: 5 диагнозов, существующих только в России Вегетососудистая дистония и старческое слабоумие: 5 диагнозов, существующих только в России

В России до сих пор ставят диагнозы, которые не признают во всем остальном мире

Psychologies
«Ну не меняться же мне из-за каждого идиота!»: крылатые фразы киногероев Олега Янковского, которые стыдно не знать «Ну не меняться же мне из-за каждого идиота!»: крылатые фразы киногероев Олега Янковского, которые стыдно не знать

Самые крылатые фразы киноперсонажей Олега Янковского

Maxim
Против ногтей, ресниц и брюк: как власти Туркменистана регулируют внешний вид женщин Против ногтей, ресниц и брюк: как власти Туркменистана регулируют внешний вид женщин

В Туркменистане — очередная волна запретов, касающихся внешнего вида женщин

Forbes
Диетолог из Гарварда назвала 5 видов продуктов, которые заставляют вас чувствовать себя уставшими и тревожными Диетолог из Гарварда назвала 5 видов продуктов, которые заставляют вас чувствовать себя уставшими и тревожными

Какие продукты могут вызвать тревогу и усталость

Inc.
Сгладить ситуацию Сгладить ситуацию

Причины появления растяжек на теле и как с ними бороться

Лиза
Физики постримили игру с помощью ридберговских атомов Физики постримили игру с помощью ридберговских атомов

Американские физики использовали газ атомов в качестве приемной антенны

N+1
Начнём с того, что нельзя доверить другим секс и еду: как перестать брать задачи на себя и начать делегировать Начнём с того, что нельзя доверить другим секс и еду: как перестать брать задачи на себя и начать делегировать

Нельзя доверить другим секс и еду: как научиться делегировать обязанности?

VC.RU
Правила жизни Шер Правила жизни Шер

Шер. Певица и актриса. Вот правила ее жизни

Правила жизни
Как экономить, если денег и так ни на что не хватает? Способы, которые работают Как экономить, если денег и так ни на что не хватает? Способы, которые работают

Как экономить еще сильнее, если ты уже экономишь?

The Voicemag
Возвращение королей. Ультралюкс из прошлого, возрожденный в наши дни Возвращение королей. Ультралюкс из прошлого, возрожденный в наши дни

Кто и зачем возвращает забытые супербренды Delage и Hispano-Suiza

РБК
Топ-6 бесплатных VPN-расширений для браузера Chrome Топ-6 бесплатных VPN-расширений для браузера Chrome

Самые популярные и надежные VPN-сервисы для Chrome

CHIP
«Со всем, что мы вытеснили, нам придется встретиться лицом к лицу» «Со всем, что мы вытеснили, нам придется встретиться лицом к лицу»

Василиса Кузьмина о байопике Ники Турбиной и конце девяностых

Weekend
Свет по шнурку. Оптоволокно – что такое, как работает и зачем нужно Свет по шнурку. Оптоволокно – что такое, как работает и зачем нужно

Как удалось передать свет по проводам, и почему именно свет?

Цифровой океан
Книги с захватывающим сюжетом: 5 историй о гонках, вoйне и нацистской Германии Книги с захватывающим сюжетом: 5 историй о гонках, вoйне и нацистской Германии

Подборка книг, сюжет которых не уступает лучшим триллерам в кино

TechInsider
Персона Персона

О будущем B2B-сегмента в интернет-торговле

Robb Report
Освободите себя от ненужных споров Освободите себя от ненужных споров

8 правил деэскалации в общении

Reminder
Режиссер Яна Гладких о сериале Amore more Режиссер Яна Гладких о сериале Amore more

О консерватизме русской публики и поиске того, что делает человека счастливым

СНОБ
«Люди делают свою биографию в той или иной степени сознательно» «Люди делают свою биографию в той или иной степени сознательно»

Филолог Игорь Пильщиков вспоминает о Юрия Лотмана и Тартуско-московскую школу

Arzamas
«И вся эта смерть продолженье» «И вся эта смерть продолженье»

О чем и как писал поэт Алексей Цветков

Полка
Петербургский отельер — о том, как сделать премиум-отель из коммуналок Петербургский отельер — о том, как сделать премиум-отель из коммуналок

Отельер Юнис Теймурханлы — о потребности постоянно находиться в гостинице

РБК
Хроники противоестественного Хроники противоестественного

Премьера новой работы Сергея Лозницы «Естественная история разрушения»

Weekend
Открываем сезон: 10 съедобных грибов и как их отличить от ложных Открываем сезон: 10 съедобных грибов и как их отличить от ложных

На что обратить внимание в сезон «тихой охоты»?

TechInsider
По совету классика: почему стоит уехать на выходные в мае в Переделкино По совету классика: почему стоит уехать на выходные в мае в Переделкино

Когда в «Переделкино входит весна», пора забывать городские привычки

Вокруг света
Женщины в медицине Женщины в медицине

Семь СЕО из мира медицины

Собака.ru
Металлурги и демиурги: 6 инженеров, прославивших промышленный Урал Металлурги и демиурги: 6 инженеров, прославивших промышленный Урал

Урал — самая индустриализованная зона планеты Земля

Вокруг света
Умные лайфхаки для вашего автомобиля: комфортное вождение Умные лайфхаки для вашего автомобиля: комфортное вождение

Эти хитрости для автовладельцев помогут продлить срок жизни вашего автомобиля

TechInsider
«Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...» «Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...»

Петр Кислов о Полине Гагариной

Коллекция. Караван историй
7 знаковых лекарств, поднявших медицину на новый уровень 7 знаковых лекарств, поднявших медицину на новый уровень

Как неожиданные и странные открытия век за веком двигали прогресс вперед

TechInsider
Открыть в приложении