Глава Boeing и президент Embraer подписали меморандум о партнерстве

ЭкспертБизнес

Бразильский авиапром улетел под крыло Boeing

Алексей Хазбиев

После завершения сделки с Boeing президент Embraer Пауло Сезар де Соуза э Сильва (слева) станет новым подчиненным главы американского авиагиганта Денниса Мюленбурга

Глава Boeing Деннис Мюленбург и президент Embraer Пауло Сезар де Соуза э Сильва подписали меморандум о стратегическом партнерстве, который предусматривает организацию сразу двух совместных предприятий. Первое будет создано на базе подразделения бразильской корпорации, занимающегося производством и послепродажным обслуживанием коммерческих самолетов. Этот бизнес оценивается в 4,75 млрд долларов и по условиям сделки практически полностью перейдет под контроль американцев. В новом СП у них будет 80% акций, тогда как у бразильцев лишь 20%. Такой расклад неизбежно отразится на управленческой вертикали новой компании. Бразильцы сохранят ключевые посты, включая должность главного исполнительного директора, но подчиняться теперь он будет напрямую главе Boeing. Более того, менеджеры американской корпорации встанут у руля всех финансовых потоков совместной компании, а также будут принимать важнейшие операционные решения.

А вот о втором СП информации почти нет. Известно только, что оно будет сформировано для продвижения военно-транспортного самолета Embraer KC-390 грузоподъемностью около 26 тонн, а также для «расширения сфер применения оборонных продуктов и сервисов». Как предполагается структурировать сделку, стороны раскрыть отказались. В сообщении для прессы сказано лишь, что это произойдет к концу 2019 года. Но эксперты уверены, что Boeing, скорее всего, просто заплатит Embraer 3,8 млрд долларов, что соответствует квартальной чистой прибыли авиагиганта. Если это так, то у американцев есть все причины радостно потирать руки. Они получат в свое распоряжение все важнейшие авиастроительные активы бразильской корпорации, ее сервисные центры по всему миру и готовую линейку из трех только что выпущенных на рынок моделей пассажирских самолетов семейства E-Jet E2. А вот у самой Embraer останется лишь производство бизнес-джетов, на которое сейчас приходится чуть меньше четверти всего денежного потока корпорации.

Но, похоже, такие условия бразильцев вполне устраивают. Напомним, что чуть менее 40% акций Embraer принадлежат нескольким квазигосударственным пенсионным фондам. При этом у правительства Бразилии есть в компании так называемая золотая акция, позволяющая блокировать любые решения совета директоров. Но уже точно известно, что этим правом власти не воспользуются. И это при том, что еще год назад президент Бразилии Мишел Темер обещал своим военным: «При мне Embraer никогда продана не будет». И хотя с юридической точки зрения сделка не выглядит договором купли-продажи, по факту Boeing именно поглощает Embraer, причем очень дешево. Так что же подвигло американцев на этот шаг и почему позиция бразильского лидера неожиданно изменилась?

Не секрет, что еще три года назад схожую сделку с Embraer намеревался провернуть Airbus. Но в прошлом году европейцы неожиданно для всех решили спасти от надвигающегося краха прямого конкурента бразильцев — Bombardier. Эта канадская корпорация, истратив почти семь миллиардов долларов на создание двух моделей пассажирских авиалайнеров — CS100 и CS300, едва не оказалась в состоянии дефолта. Новые канадские самолеты, выполненные преимущественно из композитных материалов, смело можно признать технологическими шедеврами мировой региональной авиации. Но с коммерческой точки зрения они потерпели фиаско из-за крайне небольшой вместимости (120–140 пассажиров) и дороговизны в эксплуатации. А если говорить уж совсем прямо, то из-за маркетингового просчета местных специалистов. Эту ситуацию канадцы пытались исправить откровенным демпингом, причем на американском рынке. Тот же Деннис Мюленбург утверждал, что себестоимость самолетов CSeries составляет порядка 33 млн долларов, в то время как Bombardier пыталась продать их в США примерно за 20 млн долларов. Глава Boeing пожаловался на канадцев Дональду Трампу, который принял решение ввести против Bombardier антидемпинговые пошлины в размере почти 300% стоимости самолета. В этих условиях канадцы приняли отчаянное решение — передать свои ключевые авиастроительные активы под контроль Airbus, причем бесплатно. В обмен на контрольный пакет акций в новом СП европейский концерн обещал профинансировать дальнейшее развитие программы CSeries и предоставил для производства этих самолетов свой завод в Алабаме, чтобы избежать уплаты таможенных пошлин при поставках на американский рынок. И хотя впоследствии Комиссия по международной торговле США драконовские барьеры для канадцев так и не утвердила, сделку между Airbus и Bombardier акционеры этих компаний решили сохранить в неизменном виде.

Таким образом, Airbus вернулся в некогда покинутую нишу магистральных самолетов на 130–140 пассажиров. И всем стало ясно, что при разработке новых самолетов для этого сегмента Airbus учтет ошибки, допущенные маркетологами Bombardier, и сделает уже не только технологически совершенный, но и коммерчески успешный самолет. И здесь у американцев просто не оставалось другого выхода, кроме как поглотить Embraer. Заметим, что бразильская корпорация ежегодно производит порядка 110 коммерческих региональных самолетов и имеет внушительный пакет твердых заказов — как минимум на пять лет вперед. Но в обозримом будущем ее самолеты почти наверняка проиграют конкурентную борьбу новым моделям CSeries, которые будут проектироваться уже под контролем Airbus. И, в общем, ясно почему. Нынешние бразильские лайнеры семейства E-Jet E2, по сути, представляют собой лишь усовершенствованные модели предыдущего поколения. Новые у них лишь двигатель и некоторые системы бортового оборудования. А вот сама конструкция фюзеляжа и крыльев осталась практически неизменной, сохранив все недостатки, характерные для начала 2000-х, когда они, собственно, и проектировались. Прежде всего это избыточный вес и крайне малый объем композитных деталей.

Конечно, Embraer в конечном счете смогла бы привлечь три-четыре миллиарда долларов на разработку принципиально нового технологичного лайнера. Правда, помимо этого бразильцам пришлось бы потратить еще не менее миллиарда на создание новых производств по выпуску композитных деталей для крыльев и фюзеляжа. Но даже в этом случае успех Embraer в борьбе с Airbus отнюдь не гарантирован. Поэтому бразильцы и сдали свою компанию намного более мощному, а главное, политически влиятельному конкуренту. К чему это приведет, уже ясно.

Во-первых, Boeing добьется более низких цен от поставщиков. Благо у американцев и бразильцев они общие. Так, двигатели, ВСУ и электрические системы для Boeing и Embraer поставляет United Technologies и Pratt & Whitney, тормоза и авионику — Honeywell, а элементы фюзеляжа — компании из Японии. Американцы уже объявили, что синергетический эффект от этого на третий год работы СП составит 150 млн долларов. «Они не ведут переговоров, а сразу закручивают гайки, — говорит эксперт Teal Group Ричард Эбулафия. — Цепочкой поставок будет управлять намного строже, и мы увидим, какие там есть скрытые резервы».

Во-вторых, американцы будут пытаться предотвратить экспансию нового СП в сегмент более вместительных самолетов на 150 пассажиров, где у американцев есть младшие модели семейства Boeing 737 MAX. Это означает, что, например, модель Embraer E-195 E2 на 144 места вряд ли получит дальнейшее развитие, а то и вовсе может быть снята с производства.

Взамен Boeing вполне может доверить новому СП разработку и производство элементов хвостового оперения для своих новых магистральных самолетов, которые придут на замену Boeing 737 MAX. Ну и, конечно, профинансировать разработку нового, полностью композитного регионального лайнера, который будет выпускаться на заводах нового СП в Бразилии.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Бренды, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца

Сын Эдуарда Артемьева — о влиянии отца и продолжении музыкальной династии

СНОБ
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
Найти путь к изобилию Найти путь к изобилию

Как работает обращение к психологам с запросом на финансовое благополучие

Psychologies
Высчитываем биоритмы Высчитываем биоритмы

Как построить день так, чтобы не только всё успеть, но и преуспеть?

Лиза
«Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане «Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане

Чем впечатляет и разочаровывает «Конклав» Эдварда Бергера?

Forbes
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
«Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной»

В какой момент младенцы начинают хранить тайны лучше шимпанзе

N+1
Дальнобойщики 2:0 Дальнобойщики 2:0

Страшно ли ехать в кабине беспилотного грузовика?

ТехИнсайдер
Фонд «Антон тут рядом»: как создать систему поддержки для людей с аутизмом Фонд «Антон тут рядом»: как создать систему поддержки для людей с аутизмом

«Антон тут рядом» системно поддерживает людей с аутизмом и дает им рабочие места

Forbes
Деды выживали Деды выживали

«Лихие»: очередные экранные 1990-е

Weekend
Роман Мадянов: «В моей жизни все решал Его величество господин великий случай» Роман Мадянов: «В моей жизни все решал Его величество господин великий случай»

Люди меня встречают и в большинстве случаев просят: «Можно пожать вашу руку?»

Коллекция. Караван историй
«Одинокая планета»: драма с Лорой Дерн об отношениях, где женщина намного старше «Одинокая планета»: драма с Лорой Дерн об отношениях, где женщина намного старше

«Одинокая планета»: пляжное чтиво, которое не жалко забыть тумбочке в отеле

Forbes
Успешная диверсификация: как и зачем создавать новые направления бизнеса Успешная диверсификация: как и зачем создавать новые направления бизнеса

Действительно ли стартап необходимо запускать новые бизнес-юниты?

Inc.
15 признаков абьюзивных отношений 15 признаков абьюзивных отношений

Каковы же признаки абьюза? Давайте еще раз перечислим самые яркие

Psychologies
Туда-сюда-издат Туда-сюда-издат

14 историй о том, как писатели пользовались тамиздатом

Weekend
Золотые меандры Сиинэ Золотые меандры Сиинэ

Водный и горный туризм в Якутии: путешествие от первого лица

Наука и жизнь
Как вернуть голос Как вернуть голос

Можно ли восстановить голос без помощи врача?

Лиза
Какие навыки нужны топ-менеджерам для обеспечения успеха и стабильности бизнеса — отвечают лидеры российских компаний Какие навыки нужны топ-менеджерам для обеспечения успеха и стабильности бизнеса — отвечают лидеры российских компаний

Какие навыки помогают топ-менеджерам развивать свои компании?

СНОБ
Внутри рубина лазерный луч может отбрасывать тень при облучении другим лазером Внутри рубина лазерный луч может отбрасывать тень при облучении другим лазером

Световые мечи из «Звездных войнов» — не просто фантастика

ТехИнсайдер
Любовь и виноград Любовь и виноград

Когда сыну поставили диагноз, его мама думала, что о работе можно забыть. И зря!

Новый очаг
Открыть в приложении