Глава Boeing и президент Embraer подписали меморандум о партнерстве

ЭкспертБизнес

Бразильский авиапром улетел под крыло Boeing

Алексей Хазбиев

После завершения сделки с Boeing президент Embraer Пауло Сезар де Соуза э Сильва (слева) станет новым подчиненным главы американского авиагиганта Денниса Мюленбурга

Глава Boeing Деннис Мюленбург и президент Embraer Пауло Сезар де Соуза э Сильва подписали меморандум о стратегическом партнерстве, который предусматривает организацию сразу двух совместных предприятий. Первое будет создано на базе подразделения бразильской корпорации, занимающегося производством и послепродажным обслуживанием коммерческих самолетов. Этот бизнес оценивается в 4,75 млрд долларов и по условиям сделки практически полностью перейдет под контроль американцев. В новом СП у них будет 80% акций, тогда как у бразильцев лишь 20%. Такой расклад неизбежно отразится на управленческой вертикали новой компании. Бразильцы сохранят ключевые посты, включая должность главного исполнительного директора, но подчиняться теперь он будет напрямую главе Boeing. Более того, менеджеры американской корпорации встанут у руля всех финансовых потоков совместной компании, а также будут принимать важнейшие операционные решения.

А вот о втором СП информации почти нет. Известно только, что оно будет сформировано для продвижения военно-транспортного самолета Embraer KC-390 грузоподъемностью около 26 тонн, а также для «расширения сфер применения оборонных продуктов и сервисов». Как предполагается структурировать сделку, стороны раскрыть отказались. В сообщении для прессы сказано лишь, что это произойдет к концу 2019 года. Но эксперты уверены, что Boeing, скорее всего, просто заплатит Embraer 3,8 млрд долларов, что соответствует квартальной чистой прибыли авиагиганта. Если это так, то у американцев есть все причины радостно потирать руки. Они получат в свое распоряжение все важнейшие авиастроительные активы бразильской корпорации, ее сервисные центры по всему миру и готовую линейку из трех только что выпущенных на рынок моделей пассажирских самолетов семейства E-Jet E2. А вот у самой Embraer останется лишь производство бизнес-джетов, на которое сейчас приходится чуть меньше четверти всего денежного потока корпорации.

Но, похоже, такие условия бразильцев вполне устраивают. Напомним, что чуть менее 40% акций Embraer принадлежат нескольким квазигосударственным пенсионным фондам. При этом у правительства Бразилии есть в компании так называемая золотая акция, позволяющая блокировать любые решения совета директоров. Но уже точно известно, что этим правом власти не воспользуются. И это при том, что еще год назад президент Бразилии Мишел Темер обещал своим военным: «При мне Embraer никогда продана не будет». И хотя с юридической точки зрения сделка не выглядит договором купли-продажи, по факту Boeing именно поглощает Embraer, причем очень дешево. Так что же подвигло американцев на этот шаг и почему позиция бразильского лидера неожиданно изменилась?

Не секрет, что еще три года назад схожую сделку с Embraer намеревался провернуть Airbus. Но в прошлом году европейцы неожиданно для всех решили спасти от надвигающегося краха прямого конкурента бразильцев — Bombardier. Эта канадская корпорация, истратив почти семь миллиардов долларов на создание двух моделей пассажирских авиалайнеров — CS100 и CS300, едва не оказалась в состоянии дефолта. Новые канадские самолеты, выполненные преимущественно из композитных материалов, смело можно признать технологическими шедеврами мировой региональной авиации. Но с коммерческой точки зрения они потерпели фиаско из-за крайне небольшой вместимости (120–140 пассажиров) и дороговизны в эксплуатации. А если говорить уж совсем прямо, то из-за маркетингового просчета местных специалистов. Эту ситуацию канадцы пытались исправить откровенным демпингом, причем на американском рынке. Тот же Деннис Мюленбург утверждал, что себестоимость самолетов CSeries составляет порядка 33 млн долларов, в то время как Bombardier пыталась продать их в США примерно за 20 млн долларов. Глава Boeing пожаловался на канадцев Дональду Трампу, который принял решение ввести против Bombardier антидемпинговые пошлины в размере почти 300% стоимости самолета. В этих условиях канадцы приняли отчаянное решение — передать свои ключевые авиастроительные активы под контроль Airbus, причем бесплатно. В обмен на контрольный пакет акций в новом СП европейский концерн обещал профинансировать дальнейшее развитие программы CSeries и предоставил для производства этих самолетов свой завод в Алабаме, чтобы избежать уплаты таможенных пошлин при поставках на американский рынок. И хотя впоследствии Комиссия по международной торговле США драконовские барьеры для канадцев так и не утвердила, сделку между Airbus и Bombardier акционеры этих компаний решили сохранить в неизменном виде.

Таким образом, Airbus вернулся в некогда покинутую нишу магистральных самолетов на 130–140 пассажиров. И всем стало ясно, что при разработке новых самолетов для этого сегмента Airbus учтет ошибки, допущенные маркетологами Bombardier, и сделает уже не только технологически совершенный, но и коммерчески успешный самолет. И здесь у американцев просто не оставалось другого выхода, кроме как поглотить Embraer. Заметим, что бразильская корпорация ежегодно производит порядка 110 коммерческих региональных самолетов и имеет внушительный пакет твердых заказов — как минимум на пять лет вперед. Но в обозримом будущем ее самолеты почти наверняка проиграют конкурентную борьбу новым моделям CSeries, которые будут проектироваться уже под контролем Airbus. И, в общем, ясно почему. Нынешние бразильские лайнеры семейства E-Jet E2, по сути, представляют собой лишь усовершенствованные модели предыдущего поколения. Новые у них лишь двигатель и некоторые системы бортового оборудования. А вот сама конструкция фюзеляжа и крыльев осталась практически неизменной, сохранив все недостатки, характерные для начала 2000-х, когда они, собственно, и проектировались. Прежде всего это избыточный вес и крайне малый объем композитных деталей.

Конечно, Embraer в конечном счете смогла бы привлечь три-четыре миллиарда долларов на разработку принципиально нового технологичного лайнера. Правда, помимо этого бразильцам пришлось бы потратить еще не менее миллиарда на создание новых производств по выпуску композитных деталей для крыльев и фюзеляжа. Но даже в этом случае успех Embraer в борьбе с Airbus отнюдь не гарантирован. Поэтому бразильцы и сдали свою компанию намного более мощному, а главное, политически влиятельному конкуренту. К чему это приведет, уже ясно.

Во-первых, Boeing добьется более низких цен от поставщиков. Благо у американцев и бразильцев они общие. Так, двигатели, ВСУ и электрические системы для Boeing и Embraer поставляет United Technologies и Pratt & Whitney, тормоза и авионику — Honeywell, а элементы фюзеляжа — компании из Японии. Американцы уже объявили, что синергетический эффект от этого на третий год работы СП составит 150 млн долларов. «Они не ведут переговоров, а сразу закручивают гайки, — говорит эксперт Teal Group Ричард Эбулафия. — Цепочкой поставок будет управлять намного строже, и мы увидим, какие там есть скрытые резервы».

Во-вторых, американцы будут пытаться предотвратить экспансию нового СП в сегмент более вместительных самолетов на 150 пассажиров, где у американцев есть младшие модели семейства Boeing 737 MAX. Это означает, что, например, модель Embraer E-195 E2 на 144 места вряд ли получит дальнейшее развитие, а то и вовсе может быть снята с производства.

Взамен Boeing вполне может доверить новому СП разработку и производство элементов хвостового оперения для своих новых магистральных самолетов, которые придут на замену Boeing 737 MAX. Ну и, конечно, профинансировать разработку нового, полностью композитного регионального лайнера, который будет выпускаться на заводах нового СП в Бразилии.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Жевать лучшего Жевать лучшего

Самые влиятельные московские рестораторы о трендах, бизнесе и любви к еде

Esquire
Скажи мне, что ты ешь Скажи мне, что ты ешь

Как продукты, которые мы предпочитаем, могут раскрыть характер?

Лиза
«Служебный роман» наоборот: как влюбить в себя начальника (профессионально, конечно!) «Служебный роман» наоборот: как влюбить в себя начальника (профессионально, конечно!)

Какими качествами обладает идеальный сотрудник?

Maxim
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Соскочить с крючка вины: как распознать манипуляцию с первой секунды Соскочить с крючка вины: как распознать манипуляцию с первой секунды

Что такое навязанная вина и как она связана с манипуляцией?

VOICE
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Шестой Шестой

Новый 4Runner: пятнадцать лет спустя

Автопилот
Движение вверх Движение вверх

Последние пять лет Москва переживает промышленный бум

Ведомости
Фундамент будущего Фундамент будущего

Блиц-интервью с учеными, лидерами мнений в своей профессии

OK!
7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Эксперт по счастью: 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Inc.
Ланч-боксы с подогревом: как они работают и стоит ли брать Ланч-боксы с подогревом: как они работают и стоит ли брать

Как работает ланч-бокс с подогревом и стоит ли вообще его покупать?

CHIP
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Потерянная туфелька и утраченная актуальность Потерянная туфелька и утраченная актуальность

Краткая история Золушки от египетских пирамид

Weekend
Павел Прилучный. Когда проходит влюбленность, приходит любовь Павел Прилучный. Когда проходит влюбленность, приходит любовь

Когда нет благодарности у обоих, тогда и случаются эти кризисы

Караван историй
Дэн Браун Дэн Браун

Правила жизни писателя Дэна Брауна

Правила жизни
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Партнер-провокатор: что стоит за его манипуляциями и как реагировать правильно Партнер-провокатор: что стоит за его манипуляциями и как реагировать правильно

Как вычислить манипуляцию провокацией и как правильно реагировать на нее

Psychologies
7 поломок, которые чаще всего случаются весной. О чем стоит знать заранее 7 поломок, которые чаще всего случаются весной. О чем стоит знать заранее

На какие детали и узлы автомобиля нужно обратить особое внимание весной

РБК
Природные успокоительные и витаминные бомбы: 7 фруктов, богатых магнием Природные успокоительные и витаминные бомбы: 7 фруктов, богатых магнием

Получить суточную дозу магния можно, просто добавив в свой рацион эти продукты!

ТехИнсайдер
У бонобо нашли вокальные диалекты У бонобо нашли вокальные диалекты

Ученые сравнили вокализации бонобо из трех разных зоопарков

N+1
Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии

О том, как в «Заводном апельсине» рассматривается тема насилия

СНОБ
«Мне нечего прятать» «Мне нечего прятать»

О необходимости высказывания в мире, любви к своему дому и об отношениях с отцом

Правила жизни
Клетки сами лечат пациента Клетки сами лечат пациента

В России начинается волна развития биомедицинских клеточных технологий

Монокль
Парфюмерный этикет Парфюмерный этикет

Как правильно использовать ароматы

Grazia
«Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны» «Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны»

Желание восстановить историю семьи может привести к историческому расследованию

Дилетант
Охота Дантеса Охота Дантеса

Жорж Дантес — лихой офицер, планировавший себе блестящее будущее в России

Дилетант
Падение Падение

Зло, которое все ищут где-то далеко, заключено в каждом отдельном человеке

Правила жизни
Открыть в приложении