Театр имени Евг. Вахтангова: 101 год спустя
Составляющие успеха одного из самых посещаемых в России театров

В ноябре этого года Юрий Бутусов, будучи на тот момент главным режиссером Вахтанговского театра, сообщил его директору Кириллу Кроку, что в ближайшем будущем не приедет в Россию и не сможет продолжать работу в театре. Бутусов поставил в нем спектакли «Мера за меру», «Бег», «Пер Гюнт» и «Король Лир». На открытии сезона была заявлена его постановка «Идиот» по Достоевскому. Еще раньше, в феврале, Римас Туминас покинул пост художественного руководителя театра, каковым оставался на протяжении последних пятнадцати лет. Он поставил на сцене Театра Вахтангова самые значимые свои спектакли. Премьера одного из них, «Войны и мира», состоялась год назад. В результате ключевой фигурой в Театре Вахтангова стал Кирилл Крок. Он пришел сюда на должность директора в 2010 году по приглашению Туминаса и взял на себя руководство и театром, и его масштабной реконструкцией.
Стиль
Переломным для Театра Вахтангова стал приход в него Туминаса. Он смог не просто слиться с театром, влюбить в себя труппу, превратить ее в единый ансамбль, но сдвинуть с места этот тяжелый корабль, который находился тогда в фазе стагнации. Предшественнику Туминаса Михаилу Ульянову с его колоссальным авторитетом стоило неимоверных организационных усилий получить разрешение на строительство Новой сцены. И ему даже удалось запустить его, но завершить работы он не успел. А Туминас сдвинул театр с мертвой точки, убедив актеров в том, что его понимание русской классики не только обоснованно, но и открывает в ней новые смыслы. В результате он смог удержать консервативную аудиторию и одновременно привлечь публику, которая жаждала современной драматургии. В результате Театр Вахтангова сошел с орбиты, где до сих пор пребывает Малый театр и до какого-то времени оставался МХАТ имени М. Горького.
Римас Туминас не стал перечеркивать привычную для российского зрителя манеру психологического реализма, но он, как ученик Анатолия Эфроса, смог как можно дальше отодвинуться от натурализма — от привычки воспроизводить на сцене стереотипы о том, как может выглядеть реальность. Ему удалось найти баланс между психологической достоверностью и театральной метафорой и сделать это новым стилем Театра Вахтангова. На сцене возникает узнаваемый мир, и актеры ведут себя как обычные люди, но при этом ты понимаешь: этот мир особенный. Здесь возможно все что угодно. Но переключение на язык театральной метафоры происходит естественным образом. И зритель оказывается к этому готов. Театральная метафора не шокирует его, не заставляет говорить: «Так не бывает» — вместо этого она завораживает, очаровывает его. И в конечном счете с ним происходит то, что не может произойти ни в каком другом месте, кроме театра.
Еще одна установка репертуарной политики Театра Вахтангова состоит в том, чтобы уделять внимание в равной степени классическим текстам и текстам современных драматургов, а также открывать новые для российской сцены тексты. Здесь театр создает для себя еще одну возможность укрепить отношения со зрителем. При всей своей консервативности тот жаждет новых текстов, новых героев и новых смыслов. Нуждается в классике, но не может питаться только ею. При этом театр, с одной стороны, идет на колоссальный риск: ему нужно предпринять дополнительные усилия, чтобы продать зрителю неизвестное название, с другой — в таком случае постановку ни с чем не сравнивают. Еще не существует канона в интерпретации пьесы. Зритель свободен от стереотипов. И если пьеса попадает в ожидания зрителя, невидимая дуга доверия, протянутая между ним и театром, укрепляется. И театр начинает существовать в облаке зрительской любви, позволяющей ему двигаться в верном направлении.

Бюджет
Сегодня театр получает около 415 млн рублей из государственного бюджета (на 2021 год сумма составила 393 млн). Чтобы оплачивать все расходы, ему необходимо зарабатывать еще не менее 650 млн (в 2021-м — 548,9 млн). По словам Кирилла Крока, это, в том числе, поддержание здания в должном виде, возможность купить новое оборудование и реализовать проект восстановления Дома Вахтангова во Владикавказе. Только в Москве в прошлом году было сыграно 1005 спектаклей. Гастрольных — 45 (обычно за 80). В год с пандемийными ограничениями на спектакли театра пришло 214 тыс. зрителей. Без ограничений их число, как правило, достигает 300 тыс. В 2021 году зал заполнялся на 88%, в обычные годы — на 97%. Средняя зарплата в театре — 134,4 тыс. рублей. В репертуаре сейчас 66 спектаклей.