Конкуренция на российском рынке решений для робомобилей усиливается

ЭкспертАвто

Автороботы ускоряются

Конкуренция на российском рынке решений для робомобилей усиливается: на днях о выходе в этот сегмент автомобильного рынка объявил Сбербанк. А нынешний лидер «Яндекс» для более активного развития выводит свой беспилотный бизнес в отдельную компанию. Однако у машин без водителей на пути остается еще немало препятствий

Алексей Грамматчиков

Уже сейчас в мире насчитывается свыше 300 тыс. автомобилей, способных передвигаться в беспилотном режиме

Беспилотный транспорт в мире развивается высокими темпами, хотя многие до сих пор считают, что автомобиль без водителя — это нечто из области футурологии. По оценкам аналитической компании Gartner, если в 2018 году в мире насчитывалось 137 тыс. автомобилей, оснащенных оборудованием для автономного вождения, то в 2019-м их стало в два с лишним раза больше — 332 тыс., а через три года будет достигнута отметка 745 тыс. единиц (см. график).

Аналитики Gartner говорят в данном случае об автомобилях так называемого третьего уровня автономности, которые способны работать без постоянного контроля со стороны человека.

В целом беспилотные функции автомобилей принято классифицировать по пяти степеням автономности: на первом уровне машина немного помогает водителю (например, это может делать функция адаптивного круиз-контроля, которая в автоматическом режиме поддерживает дистанцию до впереди идущего автомобиля). На втором уровне система уже помогает водителю гораздо больше и в определенном случае может взять управление на себя, но водитель должен быть готов в любой момент забрать управление обратно. Третий уровень предполагает, что машина может ехать в автономном режиме гораздо дольше, водитель здесь «в резерве», он должен быть готов взять управление на себя, но не моментально, как на втором уровне. Четвертый уровень предполагает, что система берет на себя полный контроль за дорогой, позволяя водителю просто отдыхать. Ну и пятый уровень — это полная автоматизация: в такой машине даже нет водительского кресла.

Согласно недавнему докладу Autonomous Vehicle Technology Report 2020, подготовленному исследовательской компанией Wevolver, в мире сейчас нет работающих технологий пятого уровня автономности. Речь пока идет о стремлении достигнуть хотя бы четвертого уровня беспилотности, когда водитель может полностью отвлечься от дороги. И такие системы проходят успешные испытания: необходимое базовое оснащение автомобиля для этого уже имеется, речь идет об устройствах, которые вполне успешно могут отслеживать обстановку на дороге — оптические камеры, радары (ультразвуковые датчики), лидары (лазерные датчики), а также датчики движения, которые соотносят получаемые данные с системой спутниковой навигации и цифровыми картами дорог.

Дело остается за решением таких ключевых условий распространения беспилотного транспорта, как повсеместное появление умной дорожной инфраструктуры, которая должна взаимодействовать с передвигающимся без человека транспортным средством, а также средствами коммуникации, которые способны моментально, без задержек, обмениваться данными с робомобилями. Ну и по-прежнему не завершена большая работа по легализации беспилотного транспорта — принятию множества нормативных актов, определяющих, кто будет отвечать, если у беспилотника на дороге что-то пойдет не так.

Когда эти препятствия будут преодолена, перед беспилотниками откроются большие перспективы. Аналитики прогнозируют, что массовый переход на беспилотные автомобилям в мире может произойти к 2030 году, к этому времени не менее десяти процентов всех автомобилей как в пассажирских, так и в коммерческих перевозках станут беспилотными, а рынок связанных с ними услуг будет исчисляться триллионами долларов. Например, по прогнозам специалистов банка UBS, через десять лет объем одного лишь рынка беспилотных такси в мире превысит два триллиона долларов. При этом благодаря беспилотным технологиям поездки будут на 80% дешевле, более того, они даже будут дешевле проезда на метро, что сделает их еще более массовыми.

Новый сильный игрок

Понимая высокий потенциал этого рынка, мировые компании ведут ожесточенную борьбу за беспилотные технологии будущего. Тон здесь задают уже не традиционные лидеры мирового автопрома, а создатели роботизированных решений. «Рынок беспилотных авто устроен не так, как классический автопром. Здесь ключевую роль играют разработчики интеллектуальных систем и умных комплектующих, которые в большинстве своем не имеют собственной линейки беспилотных моделей, — рассказывает Валерий Емельянов, аналитик “Фридом Финанс”. — Есть всего четыре компании, которые имеют полный цикл создания автороботов: это немецкие Volkswagen, Mercedes и BMW, а также американская Tesla. Но не менее перспективно смотрятся разработчики универсальных автопилотируемых систем, созданные с прицелом на то, что их можно устанавливать на модели любой марки или как минимум на широкий набор моделей. Сюда можно отнести Google, который владеет старейшим автопилотом Waymo — эдаким Android для автомобиля».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Без этого мы не страна» «Без этого мы не страна»

Без производства микроэлектроники невозможно считаться суверенной страной

Эксперт
Курортный роман: как к нему относиться и правильно завершить Курортный роман: как к нему относиться и правильно завершить

Как провести незабываемый курортный роман и закончить его без вреда для психики

Psychologies
Кодный магазин Кодный магазин

Программист из Ульяновска построил компанию стоимостью $100 млн

Forbes
«Бегунки»: почему дети сбегают из дома «Бегунки»: почему дети сбегают из дома

Что делать, если ребенок мечтает о побеге из дома и готовится к нему?

Psychologies
Глэмпинг как оксюморон: комфорт вдали от цивилизации Глэмпинг как оксюморон: комфорт вдали от цивилизации

Что такое глэмпинг? Почему он стал популярен и сколько можно на нем заработать?

Эксперт
Каким спортом заняться? 8 советов, которые помогут выбрать лучший вариант для тебя Каким спортом заняться? 8 советов, которые помогут выбрать лучший вариант для тебя

Как выбрать подходящий вид спорта и начать им заниматься?

Playboy
О давно назревавшем повороте О давно назревавшем повороте

Сигнал о начавшихся переменах на Украине поступил с газового фронта

Эксперт
Кто за главного? Кто за главного?

Свобода воли с точки зрения нейробиологии

kiozk originals
Неприкосновенный запас Неприкосновенный запас

Полная ревизия на случай повторения неприятной ситуации

GQ
5 советских машин, заслуживших признание за рубежом 5 советских машин, заслуживших признание за рубежом

Мастера международного класса!

Maxim
Илон Маск Илон Маск

Tesla, SpaceX и дорога в будущее

kiozk originals
Как горе влияет на наше физическое состояние Как горе влияет на наше физическое состояние

Горе охватывает не только разум, но и наше тело

Psychologies
Илья Калимулин: Феминизм в «цифре». Как модные фем-тренды влияют на маркетинг Илья Калимулин: Феминизм в «цифре». Как модные фем-тренды влияют на маркетинг

Что меняется в пиаре и маркетинге с нарастанием феминистических настроений

СНОБ
Как понять, были ли ваши родители хорошими Как понять, были ли ваши родители хорошими

8 признаков правильного родительства

Psychologies
Ложь и провокация: самые популярные лже-истории, в которые поверили миллионы Ложь и провокация: самые популярные лже-истории, в которые поверили миллионы

Прощальное письмо Маркеса, напутствие от Мерил Стрип и другие фейки

Cosmopolitan
Как заснуть, если мешают мысли о работе Как заснуть, если мешают мысли о работе

Как уснуть, если работа не уходит из головы, а подсчета овец уже недостаточно

Inc.
«Я просто очень быстрый человек» «Я просто очень быстрый человек»

Юлия Снигирь не любит откладывать на завтра то, что можно сделать прямо сейчас

OK!
«Россия 1» выпустила фильм о Беслане, борющийся с альтернативной версией трагедии. Что с ним не так «Россия 1» выпустила фильм о Беслане, борющийся с альтернативной версией трагедии. Что с ним не так

Новый фильм о Беслане — «издевательство над погибшими»?

TJ
Почему пришла в упадок цивилизация острова Пасхи: новый взгляд Почему пришла в упадок цивилизация острова Пасхи: новый взгляд

Многогранное общество рапа-нуи когда-то упростилось по целому ряду причин

National Geographic
Как подсознание работает на нас: 4 способа услышать его подсказки Как подсознание работает на нас: 4 способа услышать его подсказки

Что вы представляете, когда вам говорят о подсознании?

Psychologies
5 подсказок для изменившего партнера 5 подсказок для изменившего партнера

Как восстановить отношения после измены?

Psychologies
ЦА ЦА

Как найти свою целевую аудиторию и стать для нее магнитом

kiozk originals
Как легенда стритстайл-фотографии Томми Тон изменил бренд Deveaux Как легенда стритстайл-фотографии Томми Тон изменил бренд Deveaux

Переход от фотографа к дизайнеру – явление редкое

GQ
Как участнику рейтинга Forbes и его коллегам удалось впервые «поймать» неуловимую черную дыру Как участнику рейтинга Forbes и его коллегам удалось впервые «поймать» неуловимую черную дыру

Ученые подтвердили существование неуловимого прежде вида черных дыр

Forbes
Храм — бассейн — храм: 7 фактов о храме Христа Спасителя, которые не стыдно знать и атеисту Храм — бассейн — храм: 7 фактов о храме Христа Спасителя, которые не стыдно знать и атеисту

Удивительная история храма Христа Спасителя

Maxim
Советский «умный дом», придуманный 33 года назад Советский «умный дом», придуманный 33 года назад

FaceTime и Siri в СССР?

Maxim
Золотое масло Золотое масло

Как выбрать качественный крем с аргановым маслом

Здоровье
Сергей Романцов: Главный критерий. Записки зоозащитника Сергей Романцов: Главный критерий. Записки зоозащитника

Тексты Сергея Романцова, посвященные эмпатии к животным и опыту зоозащиты

СНОБ
Еще 5 легендарных мечей, которые до сих пор целы Еще 5 легендарных мечей, которые до сих пор целы

Продолжаем серию ЖЗМ — «Жизнь замечательных мечей».

Maxim
Стив Джобс Стив Джобс

Первая и единственная биография Стива Джобса

kiozk originals
Открыть в приложении