Техника — молодежи
Что такое STEM-мышление и зачем детей в российских школах теперь учат смотреть на прозу жизни с точки зрения математики и физики.
Два года назад на страницах этого приложения мы писали: миром правит эмоциональный интеллект, к математике и физике детям нужно подходить как к жизненным проблемам и представлять, что в задачках не X и Y, а их друзья Наташа и Петя.
И вот тренд изменился. Теперь, как сказали бы в советских школах, «единственно верно» наоборот: смотреть на жизненные ситуации с точки зрения естественных и точных наук.
Надо стремиться поместить все, что происходит на уроке — и в жизни, — в простую и понятную систему. Этот подход описывается аббревиатурой STEM — Science («наука»), Technology («технология»), Engineering («инженерное проектирование»), Math («математика»). В школах США и Европы STEM-программы применяются уже более двадцати лет. В СССР STEM, который тогда назывался, понятное дело, не так модно, применяли в очень строгих физико-математических школах вроде СУНЦ МГУ им. А. Н. Колмогорова. В Пятьдесят седьмой школе в 1968 году математик Николай Константинов придумал нескучные практические занятия. На них дети проводили исследования на стыке математики, физики и истории. Например, сами с нуля создавали по расчетам лауреата Сталинской премии Х. А. Рахматулина модель аэростата противовоздушной обороны вроде тех, что использовались в небе над Москвой во время войны.
Современный STEM-подход тоже основан на том, чтобы сформировать навык, закрепляя полученную информацию посредством экспериментов.
На занятиях изучают не отдельные предметы (допустим, химию или информатику), а работают над проектом на стыке нескольких дисциплин (поэтому некоторые педагоги используют вместо аббревиатуры STEM термин «проектная деятельность»). Этот проект школьникам нужно обсудить, распланировать, протестировать и реализовать. А проектами могут быть и умный автоматизированный аквариум с дистанционным управлением, и шляпа для незрячих людей с ультразвуковыми сенсорными датчиками.
В учебных программах российских школ термин STEM появился вместе с «братом» — STEAM. Буква А здесь означает Arts («искусство»). Вы разведете руками: какой же тут Arts, если речь идет о системном математическом подходе к действительности? Однако можно вспомнить Леонардо да Винчи: его мастерство в живописи и стремление совершать открытия в технике друг другу вовсе не мешали, а помогали. Его Мадонны, вероятно, не выглядели бы столь реалистичными, если бы Леонардо не подходил к процессу системно. Художник в подробностях изучил строение каждого мускула человеческого тела — вот он, настоящий STEAM.
Не стоит забывать и о том, что арт-дисциплины развивают креативность, необходимую для технических изобретений и научных открытий. Галилей сочинял стихи, Эйнштейн играл на скрипке, Морзе рисовал портреты. А в нашем веке само искусство использует компьютерные технологии, от обработки в фотошопе до создания сложнейших инсталляций. Поэтому даже детям, одаренным творчески, имеет смысл освоить цифровые и технические навыки.
В школах STEM и STEAM различать не стремятся. В московской школе № 1517 STEM-мышление прививают на уроке «Наука»: дети разрабатывают проекты на стыке математики, естествознания, физики и робототехники. «Наши ученики уже создают продукты, которые меняют мир, — рассказывает руководитель «Лаборатории инновационных образовательных проектов» школы № 1517 Елена Давыдова-Мартынова. — Например, ученица шестого класса Дарья Рашитова придумала когнитивный медицинский сервис для диагностики заболеваний глаз. Ученица девятого класса Алия Узденова разработала сервис распознавания эмоций для телемедицинских киосков. А одиннадцатиклассница Анна Манвелян спроектировала бот — помощник для пожилых людей: он напоминает о том, что пора принять лекарство, находит телефон врача, ведет учет показаний давления.