Автопроизводители поехали в ремонт
Автосервисы Eurorepar от глобального автоконцерна Stellantis стали самой крупной независимой сетью станций технического обслуживания автомобилей в России. С их помощью автогигант рассчитывает занять значимую долю растущего рынка автозапчастей
Техническое обслуживание автомобилей, как и продажи новых, всегда было значимым источником дохода ведущих мировых автопроизводителей. Прежде всего компании зарабатывали на реализации своих оригинальных запчастей. Однако сейчас фундамент этого бизнеса оказался на пороге серьезной трансформации. Возмутителем спокойствия выступает недавно созданный альянс Stellantis (образован в прошлом году путем слияния французской группы Peugeot Citroën и итальянско-американской Fiat Chrysler). Автогигант решил не только продавать свои оригинальные детали, но и вывести на глобальный рынок линейку более доступных запчастей для автомобилей всех марок под независимым брендом Eurorepar. Пока речь идет о довольно ограниченном ассортименте самых ходовых автозапчастей для регулярного техобслуживания — фильтры, колодки, моторные масла и другие расходные материалы. Для их продвижения на рынке компания формирует одноименную независимую сеть технических станций в разных странах. В зоне интересов Stellantis оказалась и Россия, где компания открыла уже 273 техстанции, заняв первое место среди независимых сетевых автосервисов на российском рынке.
На первый взгляд автогигант рубит сук, на котором сидит: зачем потребителю покупать дорогие оригинальные запчасти, если тот же автопроизводитель предлагает более дешевые детали, пусть и под другим брендом? Объяснить это противоречие, а также рассказать о специфике российского рынка автозапчастей и технического обслуживания автомобилей «Эксперт» попросил Евгения Болдырева, вице-президента Stellantis, директора по послепродажному обслуживанию и запчастям в Евразии.
— В России Eurorepar Car Service вышла на первое место среди независимых сетевых станций технического обслуживания автомобилей. В чем смысл для Stellantis развивать техстанции под отдельным брендом? Как давно появился этот проект?
— Этот проект появился во Франции в 2010 году, сначала как сеть станций обслуживания и поставки запчастей для автомобилей марки Citroën, а потом еще и Peugeot. В 2015 году, после того как концерн PSA возглавил Карлос Таварес, была принята стратегия развития Push to Pass («Нажми, чтобы обогнать»). В рамках этого плана была создана концепция развития услуг продажи запчастей и технического обслуживания для автомобилей всех брендов по всему миру. Таким образом, наша сеть Eurorepar Car Service стала динамично развиваться, сейчас глобально она насчитывает 5700 станций технического обслуживания. В России сеть состоит из 273 станций в 106 городах, и сегодня это федеральная сеть СТО номер один с числом посещений более миллиона в год. К концу года мы планируем расширить число станций в России до 350 более чем в 140 городах и с полутора миллионами посещений. А к 2030 году численность нашей сети в РФ должна превысить тысячу СТО более чем в 300 городах, более чем с четырьмя миллионами посещений в год.
— Но почему концерн Stellantis решил вдруг заниматься ремонтом и продажей запчастей для автомобилей других брендов? До сих пор большинство автопроизводителей продают оригинальные запчасти только на свой автопарк и неплохо зарабатывают на этом. Зачем вы решили развивать бизнес по продаже неоригинальных деталей?
— Действительно, обычно автопроизводитель продает запчасти только на свой парк. Но ключевой риск здесь заключается в том, что если парк по какой-то причине начинает стареть, приток новых автомобилей в прежних объемах не обеспечивается, то, соответственно, сокращаются и продажи оригинальных запчастей. Во всех странах мира чем старше автомобиль, тем меньше его владельцы покупают на него оригинальные запчасти и посещают станции обслуживания официальных дилеров: по статистике, при среднем возрасте автомобиля восемь–десять лет доля посещающих официальный дилерский центр клиентов составляет менее десяти процентов. Карлос Таварес сказал: давайте мы не станем зависеть от нашего автопарка. Согласно примерным оценкам, парк автомобилей Peugeot Citroën в мире насчитывает порядка 80 миллионов машин. Наш бизнес по оригинальным деталям захватывает 30 процентов автопарка, или порядка 25 миллионов машин, то есть это очень ограниченный объем. Это всего два с половиной процента от общего глобального автопарка, достигающего сейчас порядка миллиарда автомобилей. Почему бы нам не расширить потенциал нашего бизнеса и не начать ориентироваться на эту огромную часть мирового автопарка?
Таким образом, получилось, что Eurorepar Car Service — это мультибрендовая сеть обслуживания, мы привлекаем в нее станции, которые специализируются не только на обслуживании Peugeot и Citroën, но и, скажем, на ремонте Volkswagen, Škoda, машин японских и корейских брендов. Сеть СТО Eurorepar Car Service, запчасти под брендом Eurorepar, а также логистический сервис по их доставке, который мы развиваем под названием Distrigo, объединены в экосистему Aftermarket. В некоторых странах, чтобы быстрее занять нужные позиции, мы прошли через слияния и поглощения — например, в Китае мы поглотили несколько крупных дистрибуторов запчастей. Я не слышал, чтобы другие автопроизводители тоже шли по этому пути. Да, некоторые из них создают собственные независимые бренды для автомобильных компонентов. Но чтобы комплексно развивать бизнес — вместе с сетью СТО и логистикой — так пока не делает никто из автопроизводителей.
— Может, потому, что это связано со значимыми рисками? Главный из них — вероятность «убить» свой же бизнес оригинальных запчастей и обслуживания у официальных дилеров. Вы говорите, что запчасти Eurorepar на 20–30 процентов дешевле оригинальных. Но кто тогда будет покупать более дорогие оригинальные запчасти и ремонтировать машину у дорогого официального дилера, если сам автопроизводитель предлагает купить у него запчасти дешевле и поехать в авторизованную им же недорогую сервисную станцию?
— Общерыночная тенденция заключается в том, что автовладельцы в мире все меньше покупают оригинальных запчастей. Например, в России доля оригинальных автомобильных деталей в 2013 году составляла 45 процентов рынка, а в 2020-м упала до 25 процентов. А доля официальных дилеров в сервисных услугах упала с 20 процентов в 2013 году примерно до 10 процентов в 2021-м. Есть такое выражение: если вы не можете бороться с революцией, надо ее возглавить. Да, сегмент неоригинальных запчастей менее маржинальный и более конкурентный. Но он гораздо более перспективный, почему бы туда не пойти и не забрать кусок этого пирога?
То же самое можно сказать про рынок технического обслуживания автомобилей. По разным подсчетам, в России насчитывается порядка 60 тысяч независимых СТО, из них более половины — это гаражи, не имеющие никакого юридического статуса. Менее 30 тысяч оформлены как организации или частные предприниматели, и из них только три-четыре тысячи технических станций — это официальные дилеры. То есть российский рынок автосервиса все еще разобщен и не консолидирован. На нем появляются сети СТО типа «Бош Авто Сервис», «Вилгуд», Fit Service, но все вместе такие сети с учетом наших станций — это точно меньше одной тысячи. Оборот рынка услуг автосервиса и автозапчастей динамично растет, потенциал у него огромный, и места сейчас хватит всем.
— Получается, что вы просто, извините, добиваете и так умирающий бизнес оригинальных запчастей и технического обслуживания у официального дилера, который все еще важен для автопроизводителя.
— Я бы не давал столь категоричные оценки. Мы считаем, что в отношении оригинальных запчастей на рынке останутся клиенты, которые будут продолжать покупать такие детали. Они хотят быть уверены в качестве продукта, особенно если разница в цене не критичная. Возьмем, скажем, стоимость тормозных колодок. Оригинальные такие детали сейчас могут стоить пять-шесть тысяч рублей, неоригинальные — порядка четырех тысяч. В процентах разница существенная — это 20–30 процентов. Но в абсолютном выражении клиент часто может позволить себе заплатить эти две тысячи разницы, чтобы быть уверенным в таком критически важном элементе безопасности автомобиля, как тормозная система. Как часто меняют колодки? Ну, один, максимум два раза в год, почему бы не заплатить больше? Как автопроизводитель, в отношении оригинальных запчастей мы следим, чтобы они не стоили на порядок больше неоригинальных деталей.
То же самое касается обслуживания у официальных дилеров. Сегодня у российских официальных дилеров нормо-час стоит две — две с половиной тысячи рублей, у независимых — тысячу-полторы. Но в то же время и официальные дилеры, в том числе при нашем участии, все более активно борются за своих клиентов, предлагают им акции и скидки, так что разница в цене обслуживания размывается, часть клиентов, которые хотят быть уверенным в качестве ремонта, останутся в официальных сервисных станциях. Так что мы убеждены, что рынок таких услуг большой, здесь не стоит вопрос, что какой-то вид запчастей или сервиса вытеснит другой, места, опять-таки, хватит всем.
Бренд в обмен на закупки
— По какому принципу вы подбираете станции для своей сети Eurorepar в России, сколько инвестируете в каждую СТО? Вы становитесь совладельцами некоторых из них, продаете франшизу? Как складываются экономические взаимоотношения со станциями?
— Нет, совладельцами партнерских станций мы не становимся. Мы предлагаем стать частью сети тем независимым СТО, которые уже работают на рынке и хорошо себя зарекомендовали. Такая партнерская станция не обязательно должна быть большой, достаточно наличия двух-трех подъемников, но помещение должно быть чистым, аккуратным, должен быть также необходимый список оборудования, нужная квалификация персонала. Со своей стороны, мы вкладываем средства в продвижение бренда Eurorepar, в маркетинг, в визуальную идентификацию, когда все вывески, оформление станции делается за наш счет. Кроме того, мы изготавливаем и предоставляем бесплатно форму для персонала, организуем для него обучение, помогаем продвигать станцию в интернете на нашем сайте, оказываем содействие в работе с клиентами.
Скажем, у нас есть компания, которая приходит на станцию, берет базу клиентов, профессионально ее сегментирует, анализирует и пытается вернуть клиентов, которые, например, более года не посещали СТО. Мы не работаем по принципу франшизы, когда владелец бренда дает четкие инструкции, что и где должно стоять, выделяет оборудование, а потому берет часть от выручки или фиксированную цену за каждый визит. Мы просим, чтобы у нас покупали запасные части Eurorepar вместо запчастей других брендов. При этом планка не очень высокая — закупка запчастей от 30 тысяч рублей в месяц. С такими требованиями СТО обычно легко справляются, у нас есть сейчас станции, которые закупают запчасти на 200 тысяч и на 500 тысяч рублей в месяц.
— Рассчитываете ли вы на то, что со временем ваши партнерские станции будут покупать сто процентов всех запчастей у вас?
— Нет, такой высокой планки мы не ставим, так как это невозможно. Пока в нашем ассортименте автокомпонентов Eurorepar мы предлагаем так называемые детали быстрого оборота, которые ориентированы прежде всего на регулярное техническое обслуживание автомобилей: моторные масла и другие технические жидкости, фильтры, колодки, ремни, свечи, элементы подвески. В нашей линейке нет сложных механических деталей или, скажем, элементов кузова. В общей сложности на сегодняшний день в нашей мировой линейке Eurorepar сейчас насчитывается порядка 16 тысяч позиций, это очень мало. Для сравнения: у любого крупного автопроизводителя в каталоге оригинальных деталей насчитывается 250 тысяч наименований. В России список предлагаемых деталей Eurorepar пока меньше, он насчитывает четыре тысячи наименований.
— Это связано с тем, что для российского рынка нужен особый ассортимент автодеталей? Есть ли в связи с этим у вас планы локализации выпуска автомобильных компонентов в России?
— Да, безусловно, ассортимент требуемых для российского рынка автозапчастей сильно отличается от того же европейского рынка. В России, например, гораздо больше корейских и японских автомобилей, которым требуются свои запчасти. В текущем году мы создаем в России отдельный закупочный департамент, усилиями которого планируем довести в ближайшие два года ассортимент российского каталога минимум до 10 тысяч наименований. Дальше мы будем искать поставщиков этих деталей, в том числе среди российских производителей. К сожалению, пока в РФ не так много компаний, которые могут выпускать качественные автомобильные компоненты. Но они есть: например, это компания «БИГ Фильтр», у которой даже размещаются заказы на производство оригинальной продукции. Хорошо развито в России производство моторных масел, по ним мы успешно локализуем производство, выпуская масла на российских предприятиях под брендом Eurorepar. Большие возможности в России по локализации выпуска шин, здесь много развитых шинных предприятий, в Европе мы выпускаем шины под нашим брендом, вполне возможно, будем это делать и для российского рынка.
Ремонтников-любителей все меньше
— Вы говорите, что развиваете свой бизнес в России за счет небольших и средних сервисных станций. Однако не секрет, что зачастую качество ремонта в таких сервисах оставляет желать лучшего. Притом что конструкция современных автомобилей становится все более сложной. Как вы собираетесь обеспечивать высокое качество ремонта в небольших СТО, которые по определению ограничены в инвестициях в оборудование или в профессиональную подготовку своих сотрудников? Будете ли вы для клиентов сети Eurorepar Car Service давать гарантию на качество работ?
— Да, вы правы, рынок услуг независимых СТО для клиента сейчас в целом чем-то похож на лотерею. Безусловно, там есть хорошие механики, электрики и другие специалисты, но, увы, случается и некачественный ремонт. Поэтому мы, безусловно, даем гарантию клиенту на работы в нашей сети, что является ее важным конкурентным преимуществом. Сейчас клиент Eurorepar получает два года гарантии на все наши автозапчасти и на связанные с ними работы.
В текущем году мы хотим реализовать концепцию, когда гарантия будет распространяться на все запчасти и услуги, приобретенные на станциях Eurorepar Car Service. У нас будет единая горячая линия, но и сейчас мы активно участвуем в решении проблем взаимоотношений с клиентами, если они возникают. Мы собираемся, обсуждаем, подключаем технических специалистов, и если видим, что, даже если не точно, а скорее всего клиент не виноват, то находим способ его удовлетворить. Либо находим способ убедить станцию, что она должна компенсировать клиенту все претензии. Если оказывается совсем сложный случай, мы готовы взять компенсацию на себя. У нас есть стандарты, как нужно общаться с клиентом, как узнать удовлетворенность, как обеспечивать лояльность, эти знания мы передаем нашим станциям.
— Получается, что развитие собственной сети автосервисов — это способ продавать ваши запчасти. Но как быть с тем, что большинство автовладельцев в России сами предпочитают приобретать автомобильные запчасти и потом приезжать с ними в автосервис?
— Это не совсем так. Да, в России есть автовладельцы, которые сами покупают запчасти и даже сами их устанавливают на свои автомобили, осуществляя несложный ремонт. Но таких клиентов очень мало, особенно с учетом того, что конструкция современных автомобилей усложняется и навыков на любительском уровне в сфере авторемонта становится недостаточно, ну разве что если делать нехитрые операции вроде замены салонного и воздушного фильтра. Есть вторая категория автовладельцев — та, про которую вы говорите, которые сами покупают детали и приезжают с ними в сервис. И третий тип — это клиенты, которые покупают запчасти на сервисных станциях. Так вот, доля третьего вида потребителей больше, чем вторых и первых вместе взятых, и она увеличивается. Дело в том, что купить на станции деталь удобнее, чем когда сначала механик вам скажет, что нужно менять, потом вы уезжаете, тратите время на поиск запчасти и потом с ней возвращаетесь на СТО.
И второй важный момент: на рынке неоригинальных запчастей присутствует огромное количество брендов, и простой человек редко имеет возможность в этом списке разобраться. Попробуйте сейчас купить, скажем, тормозные колодки для вашей машины, вам выпадут предложения сотни марок таких деталей. В этой ситуации клиент советуется с сотрудником сервиса, который рекомендует: мол, колодки Eurorepar хорошие, у нас их берут, советую ставить. Таким образом, лояльность сервисной станции является важным каналом продаж наших запчастей.
И кстати, в этих условиях очень важно логистическое звено, которое мы развиваем в России под названием Distrigo. Наши партнерские техстанции — это обычно небольшие предприятия, у них нет своих складов, они не в состоянии держать большой запас запчастей. Мы налаживаем схему, когда запчасти в сервис могут подвозить не просто раз в день, а иногда три или даже пять раз. Если сервису, допустим, надо быстро клиенту поменять амортизатор, он кликнул на сайте, ему через два часа эту деталь привезли. Это получается качественно более высокий уровень услуг.
— Какой объем инвестиций Stellantis осуществляет в направление продаж запчастей в России и насколько вы уверены в дальнейшем росте российского рынка услуг авторемонта? С одной стороны, говорят: да, российский автопарк стареет, он вроде бы должен требовать больше техобслуживания. Но из-за платных парковок и других ограничений на передвижение на личных авто-мобилях в больших городах люди в среднем на машине ездят меньше, чем раньше. Средний автопробег в России снижается. При этом из-за снижения покупательной способности люди стараются больше экономить на обслуживании машины, что называется, терпят до конца и осуществляют ремонт своего авто, только когда этого уже нельзя не делать.
— У нас большие планы: каждый год мы планируем удваивать объемы продаж запчастей Eurorepar на российском рынке. Объем инвестиций Stellantis в направление Aftermarket в РФ мы не раскрываем. Но могу сказать, что 90 процентов наших инвестиций на постпродажное обслуживание приходится на Aftermarket (по нашим расчетам, при условии, что каждый сервисный центр покупает запчастей как минимум на 30 тысяч рублей в месяц, годовая выручка на данном этапе составляет минимум 100 млн рублей. — «Эксперт»). Что же касается общих перспектив рынка, то да, с одной стороны, на него давит снижение покупательной способности. И да, согласно статистике, средний пробег автомобиля снижается, с 15,6 тысячи километров в 2013 году до 14,5 тысячи в 2021-м. Но на самом деле люди продолжают ездить на личных авто. Вот, например, за пандемийное время из-за закрытых границ стали более популярны автомобильные путешествия внутри страны. Скажем, я лично раньше не ездил столько на автомобиле, сколько за последний год. А раз ты чаще путешествуешь, то и чаще нужно обслуживать и ремонтировать автомобиль. Так что в любом случае объемы российского рынка запчастей и автомобильного техобслуживания будут расти и дальше.
Автопарк стареет, рынок запчастей растет
Российский рынок автомобильных запчастей и авторемонта быстро развивается. Основной стимул — увеличение возраста автопарка. При сокращении продаж новых автомобилей, росте цен на них и продолжающемся дефиците люди ездят на стареющих авто: по итогам 2021 года средний возраст автомобиля в РФ — 14 лет, а два года назад, в 2019-м он составлял 13,4 года.
Чем старше автомобиль, тем чаще его надо ремонтировать. На этом фоне рынок услуг авторемонта и технического обслуживания в России, по данным «Автостата», за последние семь лет вырос почти втрое: с 245 млрд рублей в 2014 году до 680 млрд в 2021-м (см. график 1).
Оборот автосервисов в РФ вырос более чем в 2,5 раза за 7 лет
Ключевые участники рынка авторемонта — станции технического обслуживания (СТО) официальных дилеров, независимые СТО, а также гаражные мастерские, представленные частными механиками, которые никак не регистрируют свою деятельность. По подсчетам «Автостата», именно «гаражи» все еще занимают доминирующее положение на рынке: в 2021 году сервисы официальных дилеров заработали только 15% всех доходов от этого вида услуг (54,5 млрд рублей), независимые СТО — 32,5% (119,8 млрд), а частные механики получили долю в 52,8% (194,8 млрд рублей). Заметный тренд на рынке — консолидация разрозненных сервисов в крупные независимые сети. К самым крупным сетям независимых СТО в России помимо Eurorepar (273 станции в 106 городах) сейчас относятся Fit Service (265 станций в 31 городе РФ), «Вилгуд» (около 150 станций), «Бош Авто Сервис» (64 станции), «Белый сервис» (64 станции).
Более емкий по денежным оборотам — рынок автозапчастей, объемы которого тоже существенно растут. По оценкам «Автостата», а также маркетплейса по продаже автозапчастей Autodoc. ru, за последние семь лет продажи деталей для находящихся в эксплуатации автомобилей в России выросли в два раза: с одного триллиона рублей в 2014 году до двух триллионов в 2021-м (см. график 2). Для сравнения: продажи новых автомобилей в России в 2021 году составили чуть больше трех триллионов рублей.
За 7 лет продажи автозапчастей в РФ выросли вдвое
Ключевыми товарными группами на рынке автозапчастей являются шины, на которые приходится 15% всех продаж, далее идут элементы подвески (10%), масла и технические жидкости (8%), а также фильтры (6%). Согласно исследованиям, около 70% запчастей в России продаются через станции техобслуживания, а около трети автовладельцы приобретают сами, обычно через интернет-магазины. При этом доля оригинальных запчастей (детали, которые маркируются брендами автопроизводителей) на российском рынке сейчас оценивается на уровне 25%, и она сокращается.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl