Мосбиржа обратилась к токенам
Цифровые финансовые активы — новая реинкарнация традиционных акций и облигаций. Мосбиржа хочет войти на этот рынок
Свободе цифровых активов, судя по всему, приходит конец: весь мир взялся за их регулирование. Россия в этом процессе занимает далеко не последнее место, а по некоторым направлениям даже выходит вперед
Теперь во многих странах, в том числе у нас, цифровые активы развиваются под присмотром государства. На специальных площадках операторов информационных систем проходят все новые выпуски цифровых финансовых активов (ЦФА), традиционные биржи начинают присматриваться к этому направлению, а Московская биржа даже готовит законопроект о депозитарном учете ЦФА — похоже, площадка сочла этот рынок перспективным.
Акция с токеном внутри
Если несколько упростить ситуацию, то в России в категорию ЦФА попадают цифровые аналоги традиционных ценных бумаг.
Вообще, акции и облигации на нашем рынке уже давно существуют в бездокументарной, то есть цифровой, форме. Но ЦФА, реализуемые на основе технологии блокчейн, — это следующая ступень.
Если не вдаваться в юридические и технические тонкости, то ЦФА могут содержать не только сам электронный документ в зашифрованной форме (например, денежное право требования), как обычные акции или облигации, часто в форме токенов (цифровых сертификатов) на какой-то актив. В ЦФА может содержаться и алгоритм работы с активом — смарт-контракт, который исполняется автоматически.
В качестве примера можно привести токены Pax Gold (PAXG) от американской Paxos Trust Company (рыночная капитализация — 536 млн долларов). За каждым из токенов стоит тройская унция золота. Компания утверждает, что из PAXG можно выйти и в физический металл.
Другие примеры ЦФА — выпуск привилегированных акций американского онлайн-магазина мебели Overstock.com в формате STO (предложение токена — ценной бумаги); выпуск токенизированных облигаций сингапурским банком DBS (DBS Bank).
Еще один интересный случай — блокчейн-площадка по торговле предметами искусства Maecenas Fine Art. В 2018 году на ней впервые был токенизирован предмет искусства: за 1,7 млн долларов сотне индивидуальных инвесторов была продана доля в 31,5% картины Энди Уорхола «14 небольших электрических стульев» (1980). NFT — тоже в некотором роде ЦФА (подробнее см. «Криптопанки надули пузырь», «Эксперт» № 8 за 2022 год).
Из российской практики можно привести пример ЦФА на палладий, который был выпущен на платформе «Атомайз» (принадлежит «Норникелю» и токенизирует металлы для его Global Palladium Fund; подробнее см. «Европу завалят никелем», «Эксперт» № 39 за 2021 год) и токенизацию задолженности неназванного эмитента на платформе «Лайтхаус» — задолженность была выкуплена «ВТБ Факторингом».
Регулируем по-своему
Следует отметить, что в России к ЦФА не относятся криптовалюты — они рассматриваются отдельно в категории цифровых валют (не путать с цифровыми валютами центральных банков, ЦВЦБ, которые составляют третью категорию). Главное отличие ЦФА от криптовалют и ЦВЦБ как раз в том, что ЦФА никак не предполагаются в качестве средства платежа. Криптовалюты предполагаются, но в России запрещены к использованию в этом качестве. (Напомним, ЦВЦБ Банка России — цифровой рубль — не только предполагается, но и полностью приравнен в правах к безналичному и наличному рублю.)
Но за рубежом под цифровыми активами (Digital Assets), которые иногда называют криптоактивами (Crypto-Assets) или виртуальными активами (Virtual Assets), понимают все виды цифровых активов от STO, ICO (первичное размещение токенов) до криптовалют, стейблкойнов и более экзотических вариантов.
Что касается ужесточения регулирования, то этот процесс активизировался еще в 2021 году. В сентябре прошлого года Китай запретил у себя любую деятельность, связанную с криптовалютами и ICO. В октябре FATF (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) выпустила доклад, из которого следовало, что услуги в сфере цифровых активов должны будут соответствовать тем же требованиям в области борьбы с отмыванием доходов и противодействия финансированию терроризма, что и банковские трансакции и оборот традиционных ценных бумаг.
В марте 2022 года президент США подписал Указ об обеспечении ответственного развития цифровых активов. В том же месяце Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предложила «Структуру отчетности о криптовалютных активах» и поправки к «Общим стандартам отчетности». Затем различные законопроекты, программные документы и аналитические отчеты от регуляторов и законодателей различных стран и организаций посыпались как из рога изобилия.
На сегодняшний день есть два варианта регулирования цифровых активов, (если не считать регулированием практически полный запрет, как в Китае).
Первый вариант, практикуемый в США и большинстве западных стран, — регулирование «по аналогии». Если цифровой актив выполняет функцию акций или облигаций, то он подпадает под соответствующие правила регулирования и под надзор со стороны Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC). Если это стейблкойны, которые чаше всего являются обязательствами коммерческих банков, как и безналичные фиатные деньги, — то под надзор ФРС. Криптовалюты в США предлагают приравнять к фьючерсам на биржевые товары (по всей видимости, беспоставочным) и отдают на откуп Комиссии по торговле товарными фьючерсами (CFTC). Такой вариант позволяет почти напрямую использовать всю предыдущую регуляторную и правоприменительную практику. Однако есть вероятность, что новые особенности цифровых активов не позволят им полностью вписаться в прокрустово ложе старых правил.
Второй вариант, по которому пошла Россия, — отдельное регулирование для цифровых активов с жестким контролем со стороны регулятора (в нашем случае это ЦБ). Это более прогрессивный вариант, с хорошим заделом на будущее, но в первое время почти наверняка возникнут проблемы из-за отсутствия наработанной регуляторной и правоприменительной практики.
В России Федеральный закон № 259- ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте…» вступил в силу с 1 января 2021 года, последние изменения в него были внесены в июле 2022-го. Фактически закон отдает регулирование на откуп ЦБ. По этому закону ЦФА выпускаются и учитываются в информационных системах, оператором которых может быть только юридическое лицо, включенное в реестр операторов этих систем. Реестр ведет Банк России. Сейчас в реестре только три записи: ООО «Атомайз», ПАО Сбербанк и ООО «Лайтхаус».
Зачем это нужно бирже, которая вполне успешно работает с традиционными ценными бумагами? Как «Эксперту» объяснили в пресс-службе самой Московской биржи, они видят ЦФА в качестве еще одной категории инвестиционных инструментов, которые могут обращаться в действующей финансовой инфраструктуре.
Удобнее и пока дешевле
ЦФА — это фактически всего лишь следующий шаг в развитии ценных бумаг. Такой же закономерный, как переход от выкрикивания своих заявок лично в помещении биржи к тому, чтобы делать заявки через брокера с помощью телефона, а затем от заявок по телефону к современным торговым терминалам.
Технических и регуляторных преимуществ у ЦФА немало. Как рассказали «Эксперту» в «Атомайз», цифровые финансовые активы расширяют возможности компаний-эмитентов по привлечению инвестиций и упрощают для них доступ на рынки капитала. «Ключевая особенность ЦФА — программируемость. В них могут быть заложены любые параметры, как сложные, так и простые, — поясняет генеральный директор “Атомайз” Екатерина Фроловичева. — Основа ЦФА — программный код, поэтому он может гибко подстраиваться под потребности эмитента. У эмитентов появляется больше свободы в производстве финансового продукта, поскольку они работают напрямую с инфраструктурой и сами определяют параметры будущего инструмента. От этого зависят как стоимость, так и сроки производства ЦФА. В ряде случаев выпуск цифрового финансового актива не только удобнее, но и заметно дешевле и быстрее по сравнению с классической эмиссией».
Капитал, привлеченный с помощью традиционных акций или облигаций, обезличен, он поступает в компанию и может направляться на любые цели — не обязательно на заявленные в проспекте эмиссии. С другой стороны, нигде не прописано, что акционеры или владельцы облигаций будут получать деньги из конкретного денежного потока. Попытки сфокусироваться на отдельном проекте (проектное финансирование, SPV и т. д.), как правило, не нравятся инвесторам и дороже обходятся эмитенту.
В ЦФА практически нет ограничений на прописываемые условия. Можно выпустить токены, привязанные к продажам руды или металла с одного конкретного месторождения/ГОКа. Или занять на открытие магазинов в конкретном регионе, обеспечив выплаты по займам из выручки магазинов только этого региона. Вариантов масса
Что касается дешевизны ЦФА для эмитента, то, как напоминают в «Атомайз», при совершении действий с ЦФА смартконтракт автоматически исполняет логику контракта, а переход права собственности фиксируется в блокчейне; соответственно, внести изменения в уже сделанную запись невозможно. «Исчезает необходимость в посредниках, таких как организатор размещения, депозитарий, клиринговый центр и другие. В свою очередь, это ведет к высвобождению комиссионных расходов эмитента», — добавляет Екатерина Фроловичева.
Впрочем, операторы действующих в России информационных систем, где выпускаются и обращаются ЦФА, не готовы комментировать свои финансовые результаты и планы выхода на окупаемость. Это заставляет предположить, что вряд ли низкие комиссии за выпуск ЦФА останутся на текущем уровне и дальше. Просто сейчас борьба за место на зарождающемся рынке только в самом начале.
Старший юрист практики по интеллектуальной собственности/информационным технологиям АБ «Качкин и партнеры» Андрей Алексейчук поясняет, что в целом преимущества ЦФА заключаются, во-первых, в скорости и удобстве их оборота, а во-вторых, в менее строгом регулировании на данный момент. Кроме того, отмечает юрист, возможность выпуска ЦФА, аналогичных акциям, в непубличных акционерных обществах дает возможность привлечь финансирование тем компаниями, которые еще не готовы к полноценному IPO. Все это упрощает бизнесу доступ на рынки капитала.
Действительно, представим себе АО, которое хочет привлечь капитал, но не хочет увеличивать долговую нагрузку — и становиться публичным тоже не хочет. Оно могло бы выпустить токены под будущие доходы, привлечь деньги и решить свои проблемы.
Конечно, все, что можно реализовать с помощью ЦФА, можно теоретически реализовать и с помощью традиционных ценных бумаг, но многое будет очень громоздко. Если делать аналоги сложных ЦФА, то выпуск обрастает множеством дополнительных документов, дополнительной организационной работой, биржевыми и банковскими процедурами. Все это съедает время, деньги, удобство и в итоге становится неинтересным для реализации — не невозможным, а именно неинтересным.
«Все, что можно продать и купить при помощи ЦФА, теоретически можно продать и купить традиционными путями, но это неудобно. Трансакционные издержки не позволяют торговать этими активами (со сложной структурой, множеством условий, сложным регулированием. — “Эксперт”) часто, а ЦФА позволяют покупать и продавать такие активы чаще и делают более ликвидными, — рассказывает аналитик ФГ “Финам” Леонид Делицын. — Речь идет об автоматическом исполнении десятков, сотен и тысяч сделок ежедневно, подобных автоматической торговле на бирже. Но роботы на бирже торгуют только биржевыми инструментами, а заниматься организацией торговли конкретной тонной руды отдельной горнодобывающей компании биржи не станут».
Впрочем, как напоминают в пресс-службе Московской биржи, суть процесса эмиссии ЦФА остается той же, что и суть эмиссии обычных акций и облигаций, а значит, ЦФА — это всего лишь упрощенная форма выпуска и обращения ценных бумаг. На бирже уверены, что ЦФА постепенно будет приобретать популярность у розничных инвесторов благодаря возможности диверсификации портфеля и снижению трансакционных рисков и издержек.
Депозитарные расписки на цифровые активы — довольно интересное предложение, и оно может заинтересовать инвесторов, которые хотят вложиться в ЦФА, но психологически не готовы к работе с не проверенным временем инструментом. Эти расписки дадут им возможность совершать сделки с ЦФА в рамках традиционной биржевой инфраструктуры.
Коннект с кошельком
ЦБ С защитой прав инвесторов в ЦФА пока, в отсутствие практики, есть вопросы. Фактически, как поясняет Леонид Делицын, доверяя друг другу, участники сделок с ЦФА идут на некоторый риск. Например, покупая токен, обеспеченный тонной руды, покупатель ЦФА доверяет крупной металлургической компании. Впрочем, пока на ЦФА-платформах в России представлены только крупнейшие компании и банки, у которых довольно неплохие рейтинги, к тому же они дорожат своей репутацией. Поэтому отсутствие рейтингов и жесткого регулирования конкретных инструментов в настоящий момент никак не сказывается. Вопрос о том, что будет, когда на платформах появятся более мелкие эмитенты, остается открытым.
Как поясняет Андрей Алексейчук, в теории права владельцев ЦФА должны быть защищены в той же степени, что и права владельцев традиционных ценных бумаг — с точки зрения защиты прав закон не делает различий между такими владельцами. Но на практике уровень защиты прав владельцев ЦФА зависит от добросовестности оператора информационной системы и принимаемых им мер безопасности. «В случае, если информация о ЦФА, содержащаяся в информационной системе, будет утрачена, защитить свои права станет очень сложно, — рассказывает Алексейчук. — Кроме того, судебная практика по спорам в отношении прав на ЦФА пока не сформирована, поэтому неизвестно, как суды будут воспринимать различные аспекты перехода прав на ЦФА».
Конечно, в законе о ЦФА прописана ответственность оператора информационной системы за сохранность информации, но возмещение убытков должно происходить в соответствии с гражданским законодательством, в котором пока не учтены все особенности ЦФА.
Наиболее смелые инвесторы, возможно, скоро смогут сами ознакомиться с новым видом активов. Уже осенью «Атомайз» планирует дать доступ к ЦФА физическим лицам. Торговля будет вестись на базе номинального счета по модели DVP (одновременных расчетов между сторонами сделки). Остальные операторы информационных систем о таких планах пока не объявляли. Что интересно, «Атомайз» планирует реализовать интеграцию с цифровым рублем. В теории это должно дать возможность совершать сделки без посредничества кошелька на платформе, а также без брокера, который требуется для торговли обычными ценными бумагами сейчас. Инвестировать в ЦФА можно будет непосредственно из своего кошелька с цифровыми рублями в ЦБ. Наверняка похожую схему с внедрением цифрового рубля воплотят и другие операторы.
Иллюстративная фантазия на тему блокчейна
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl