Выход сервиса на IPO может привести к переоценке самого «Яндекса»

ЭкспертБизнес

«Яндекс.Такси»: выезд на IPO

Совместное предприятие «Яндекса» и Uber ведет переговоры с инвестбанками о первичном размещении акций. Выход сервиса на IPO может привести к переоценке самого «Яндекса»

Заур Мамедьяров

На прошлой неделе агентство Bloomberg со ссылкой на собственные источники сообщило, что «Яндекс. Такси» ведет переговоры с Morgan Stanley и Goldman Sachs о проведении IPO. Компания готовится к размещению на биржах России и США, однако процесс подготовки долгий и может занять до года. На фоне этих новостей акции самого «Яндекса» показали бодрый рост на 4%, однако в мае этого года компания Uber вышла на IPO, по мнению многих неудачно, и это настораживает.

По предварительным оценкам различных инвестбанков, стоимость «Яндекс. Такси» составит от пяти до восьми миллиардов долларов. Goldman Sachs оценивает компанию в 7,7 миллиарда. Для сравнения: перед IPO Uber рассчитывала на оценку в 80–90 млрд, сейчас же, спустя полгода, ее капитализация составляет около 50 млрд долларов. Поэтому окончательная оценка зависит от спроса инвесторов и от итоговой структуры бизнеса, который будет выходить на IPO. «Мы рассматриваем возможность выхода на IPO, как мы говорили ранее, и мы работаем с рядом банков по различным вопросам», — прокомментировал информацию представитель «Яндекс. Такси».

«Яндекс. Такси» — совместное предприятие «Яндекса» и Uber, созданное летом 2017 года, когда компании договорились объединить свои сервисы по онлайн-заказу такси в России и соседних странах (например, в Азербайджане, Армении, Белоруссии). Тогда «Яндекс» получил в объединенной компании долю в 59,3% акций, обещав при этом вложить 100 млн долларов. Uber получил 36,6% акций (сейчас доля выросла до 38%), инвестировав 225 млн долларов.

Пока не ясно, будут ли включены в IPO сервис доставки еды «Яндекс. Еда» и подразделение по разработке беспилотных автомобилей, которые также входят в состав «Яндекс. Такси». Судя по всему, беспилотные автомобили все же останутся за пределами публичного размещения бумаг: вскоре после сообщений о переговорах «Яндекс. Такси» с инвестбанками появилась новость о том, что компания планирует выделить свое беспилотное направление в отдельное юрлицо «Яндекс.СДК». Это позволит не учитывать убытки беспилотного бизнес-юнита в отчетности «Яндекс. Такси» и тем самым на бумагах повысить рентабельность компании.

Вопрос о проведении IPO «Яндекс. Такси» обсуждался с момента создания совместного предприятия с Uber: еще в 2017 году в компании заявили, что планируют выйти на IPO в первой половине 2019 года. В январе этого года операционный и финансовый директор «Яндекса» Грег Абовский говорил, что «Яндекс. Такси» планирует стать публичной компанией в 2019 или 2020 году.

Повезет или нет?

В июле этого года в «Яндекс. Такси» сообщили о покупке части бизнеса крупного агрегатора такси ГК «Везет», популярного в регионах и представленного в 123 городах России. В частности, по условиям сделки структура «Яндекса» должна была получить программное обеспечение и колл-центры регионального агрегатора, а нынешние акционеры «Везет» — до 3,6% акций «Яндекс. Такси» и до 71,5 млн долларов в случае успешного достижения показателей эффективности. Сумма сделки не была названа, но отмечалось, что в течение трех лет «Яндекс. Такси» планирует потратить на развитие системы такси в регионах восемь миллиардов рублей, половина этой суммы пойдет на внедрение технологий, отвечающих за безопасность поездок, а вторая половина — на программы поддержки местных таксопарков и водителей. Вероятно, решение о покупке крупнейшего регионального агрегатора такси было принято как раз с расчетом на проведение IPO — сделка позволит «Яндекс. Такси» усилить лидирующие позиции на рынке сервисов заказа такси.

Уже в октябре в связи с изменением параметров сделки «Яндекс. Такси» отозвало первоначальное ходатайство о покупке и подало новое заявление в ФАС. Как объяснили в компании, это связано с включением в сделку новых объектов бизнеса «Везет», например сервиса заказа грузоперевозок «Везет Добро».

Недовольство в связи с проведением сделки выразили конкуренты «Яндекс. Такси» — Mail.ru Group, которой принадлежит доля в бизнесе сервиса «Ситимобил», и сервис такси Gett. Так, Mail. ru Group в 2018 году инвестировала в «Везет» в виде конвертируемого займа и планировала получить долю в компании. Позже группа компаний сочла актив переоцененным и отказалась от идеи войти в бизнес регионального агрегатора. Представители Mail.ru Group подчеркивали, что, поскольку у группы до конца июля действовало право вето на отчуждение ключевых активов «Везет», компания не могла совершать новых сделок без получения письменного согласия от своего заимодателя. В самой ГК «Везет» при этом отмечают, что условия займа нарушены не были.

Сервис Gett после информации о планах «Яндекс.Такси» приобрести «Везет» подал жалобу в ФАС, заявив, что сделка нарушает конкурентные условия на рынке такси. Гендиректор Gett в России Максим Жаворонков отметил, что эта покупка создаст «непреодолимые барьеры для новых инвестиций в отрасль».

Есть вероятность, что ФАС не одобрит сделку между «Яндекс. Такси» и «Везет», однако все зависит от того, участниками какого рынка следует считать эти компании. Сервисы онлайн-заказа такси действуют в России сравнительно недавно, и финансово-правовая база по ним пока не успела сформироваться. Например, если относить «Яндекс. Такси» и «Везет» к категории «агрегаторов такси», то, по подсчетам Gett, их совокупная доля на этом рынке составит 70%. При этом ранее глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что заблокирует сделку, если совокупная доля сторон на рынке превысит 50%. «Если они до 35 процентов недотянут на рынке, то мы с легким сердцем дадим согласие. Если будет больше 35 процентов, но меньше 50, то мы обычно даем согласие и жесткое предписание. Если совокупная доля будет больше 50 процентов, ответ будет однозначный: нет», — объяснил Артемьев и отметил, что «большого восторга» по поводу возможной сделки не испытывает. В «Яндекс.Такси», разумеется, учли такой риск, поэтому специально указали в условиях сделки, что планируют приобрести именно программное обеспечение и колл-центры, а не таксопарки «Везет» — в таком случае сделка формально затрагивает не рынок агрегаторов такси, а рынок ПО. Как бы то ни было, ФАС пока не вынесла решения по сделке — и, учитывая недавнее изменение ее условий, объявит его еще не скоро. От сроков закрытия сделки зависит в том числе и срок выхода «Яндекс. Такси» на IPO.

Опыт Uber

В этом году публичной компанией уже стал сервис Uber — аналитики называли его IPO самым ожидаемым размещением года. Перед проведением IPO Uber рассчитывала на оценку в 80,5– 91,5 млрд долларов. Компания планировала продать 180 млн акций по цене от 44 до 50 долларов и привлечь около 10 млрд долларов. Однако результаты размещения на бирже оказались ниже ожиданий компании и инвестбанков: еще в день проведения IPO акции Uber стоили по 45 долларов, а уже на следующий день цена снизилась до 42. Капитализация компании составляла 69,7 млрд долларов.

За полгода, прошедшие с выхода Uber на IPO, ситуация все еще не выправилась: сейчас капитализации компании на 20% ниже, чем в день публичного размещения бумаг. Во втором квартале 2019 года убытки Uber составили около 5,2 млрд долларов — это рекордные квартальные потери для компании, в пять раз больше, чем в первом квартале, и в шесть раз больше, чем за аналогичный период предыдущего года. В октябре наблюдается положительный тренд, однако прошло слишком мало времени, чтобы можно было делать какие-либо выводы. Цена акции Uber 1 ноября колебалась в районе 33 долларов.

По оценкам аналитиков Альфа-банка, IPO «Яндекс.Такси» состоится не раньше весны будущего года, так как нынешняя неопределенность по поводу закона об иностранном участии в капитале крупнейших российских интернет-компаний является препятствием для крупных иностранных инвестиций в российский интернет-сектор.

Во втором квартале текущего года «Яндекс.Такси» впервые вышла на прибыль: скорректированная EBITDA составила 423 млн рублей. Ранее, с 2015 года, этот показатель был всегда отрицательным — вероятно, из-за расширения бизнеса. По итогам третьего квартала 2019 года компания повысила годовые планы роста выручки до 36–38%. Таким образом, выручка за 2019 год составит 173–176 млрд рублей, чистая прибыль 7,3–7,8 млрд рублей при сохранении чистой рентабельности 15%. Эти показатели выгодно отличают компанию от Uber, поэтому и выход на IPO может оказаться куда более успешным. Однако участники рынка в последний год стали относиться к финансированию ИT-бизнеса строже, оценивая перспективы выхода на прибыль и хорошие дивиденды: показателен недавний провал размещения компании WeWork (стартап считался одним из самых дорогих в США) и продолжающиеся неудачи сервиса Lyft.

Фото: Василий Кузьмиченок/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рама Тайский: король в законе Рама Тайский: король в законе

Сегодняшний тайский король даст фору Калигуле

Maxim
Тонкая работа Тонкая работа

Эклектичный интерьер, в котором гармонично соединились разных стилей

SALON-Interior
Незаменимый Незаменимый

К чему приведет борьба российских властей с долларом

Forbes
Правда в ногах: как работает эспандер для ног Правда в ногах: как работает эспандер для ног

Как тренировать ноги и ягодицы с помощью эспандера для ног

Cosmopolitan
Два счетчика Два счетчика

О тарифах на новой платной автотрассе М-11

Эксперт
Как восстановить волосы после отпуска? Как восстановить волосы после отпуска?

Можно ли вернуть волосам прежний вид домашним уходом после отпуска

Худеем правильно
Каучуковое свойство Каучуковое свойство

Михаил Сутягинский пытается развернуть высокотехнологичный бизнес в России

Forbes
Голицыны Голицыны

Происходят Голицыны от литовского князя Гедимина

Дилетант
Легенда «геленда» Легенда «геленда»

Mercedes-Benz Gelandewagen. Ну очень уважаемый автомобиль!

Quattroruote
Проститутка в кино, лесбиянка в жизни: любопытные факты об актрисе Джоди Фостер Проститутка в кино, лесбиянка в жизни: любопытные факты об актрисе Джоди Фостер

Вспоминаем интересные моменты необычной жизни Актрисы Джоди Фостер

Cosmopolitan
Лариса Лужина: «Обращусь я к друзьям» Лариса Лужина: «Обращусь я к друзьям»

Лариса Лужина отпраздновала юбилей в Доме кино

Караван историй
То ли волк, то ли собака То ли волк, то ли собака

Откуда появляются волкособаки?

Наука и жизнь
Мне 16, и я живу один в дикой природе Мне 16, и я живу один в дикой природе

История этого шотландского подростка поразит любого родителя

Psychologies
Королевская семья и британская пресса: история взаимоотношений Королевская семья и британская пресса: история взаимоотношений

Королевская семья и британская пресса: история взаимоотношений

Esquire
Просто не сложилось Просто не сложилось

Этим известным советским актрисам так и не удалось познать радость материнства

Лиза
Не набрали нацпроектной мощности Не набрали нацпроектной мощности

Как российские регионы осваивают бюджет на исполнение майского указа президента

РБК
7 главных правил безопасности домашнего электрика, которые должен соблюдать каждый 7 главных правил безопасности домашнего электрика, которые должен соблюдать каждый

Каждому из нас время от времени приходится ремонтировать электрику в доме

CHIP
Какой Volvo лучше: универсал V60 Cross Country или седан S60? Какой Volvo лучше: универсал V60 Cross Country или седан S60?

Почему Volvo ограничит скорость своих автомобилей на отметке 180 км/ч

GQ
Восстание машин Восстание машин

Фёдор Бондарчук рассказал, почему съемочный процесс - лучшее время жизни

OK!
Закрыть окно Закрыть окно

Что такое "углеводное окно" и как использовать его для похудения?

Худеем правильно
Мороз по дому: как выбрать подходящий холодильник Мороз по дому: как выбрать подходящий холодильник

Ни одну современную квартиру невозможно представить себе без холодильника

Популярная механика
«Еще один налог на предпринимателей»: как «суверенный интернет» изменит жизнь российского бизнеса «Еще один налог на предпринимателей»: как «суверенный интернет» изменит жизнь российского бизнеса

Как риск отключения от глобального интернета влияет на российский бизнес?

Forbes
Жизненный урок: у кого учатся современные женщины-лидеры Жизненный урок: у кого учатся современные женщины-лидеры

Разговор с успешными женщинами о том, в чем же их секрет успеха

Forbes
Я хочу, чтобы меня любили Я хочу, чтобы меня любили

Быть любимыми – это условие выживания, потому что любовь – не просто чувство

Psychologies
Земную жизнь пройдя до половины… Земную жизнь пройдя до половины…

Этот кризис парадоксальным образом приходит к нам в самом расцвете лет

Psychologies
Эвакуация детей из Испании в СССР Эвакуация детей из Испании в СССР

С Пиренейского полуострова увезли тысячи детей для спасения от гражданской войны

Дилетант
Вячеслав Муругов Вячеслав Муругов

Генеральный директор телеканала СТС о службе на границе и первой шутке для КВН

Robb Report
Как сохранить хорошие отношения с бывшими? Как сохранить хорошие отношения с бывшими?

Не пытайтесь стать друзьями сразу после расставания

GQ
Почему после удачных свиданий мужчины перестают звонить? Почему после удачных свиданий мужчины перестают звонить?

Почему ваши с партнером ожидания могут не совпадать?

Psychologies
Вера & Эдгардо Вера & Эдгардо

Коварный ELLE заставил Веру и Эдгардо станцевать фламенко

Elle
Открыть в приложении