Ребенок боится темноты: что делать родителям — полезный совет
Когда вы отправляете ребенка спать, он не хочет уходить в комнату, умоляя срочно позвонить бабушке или еще чуть-чуть посидеть со всеми. Когда вы все-таки уложили малыша в кровать, он просит оставить свет или вообще поспать рядом с вами. Что делать, если ребенок боится темноты?
Аманта, дочь клинического психолога Дорис Бретт, опасалась играть с детьми на площадке и боялась темноты. Она не хотела идти в детский садик и не верила убеждениям, что там все будет хорошо. Вот тогда мать решила рассказать одну историю: «Энни жила в красном кирпичном доме, как наш. У нее была собака точно такая же, как наша, и у нее тоже были папа и мама, как Мартин и я. Но самое главное — она так же, как Аманта, поначалу всего боялась…»
История очень понравилась девочке. С тех пор каждый раз, когда Аманта сталкивалась с проблемами, она приходила к маме и говорила: «Расскажи мне какую-нибудь историю про Энни». А Дорис Бретт сочинила множество историй: про то, как однажды подружка не захотела играть с Энни, как девочка очень хотела поехать в летний лагерь, но боялась, что все узнают ее тайну и будут смеяться, или как она каждый день опаздывала в школу. Все эти истории — смешные и со счастливым концом, потому что Энни не занимать упорства и энергии!
Вскоре от стеснительности и боязни Аманты не осталось и следа. А Дорис Бретт открыла новый жанр психотерапевтических историй, написанных от лица ребенка (и с высоты его опыта), которые незаметно подсказывают ему, как самому найти решение и начать действовать. И эти удивительные истории полюбились множеству детей и родителей.
Только опытному взгляду психолога заметно, насколько психологически грамотно написаны эти рассказы и сколько в них всего «спрятано»
Часто дети боятся открыто говорить о страхах, считают проблему уникальной или «стыдной», а иногда — не могут понять свои эмоции. Когда вы заводите прямой разговор с детьми на болезненную для них тему, они сразу замыкаются, так что до советов дело уже не доходит.
Слушать историю — совсем другое дело. В этом случае детям не читают наставлений, их не обвиняют и не принуждают говорить о своих проблемах — они просто слушают рассказ о девочке, такой же, как они, без вмешательства в их внутренний мир.
Разве мы, взрослые, не делаем то же самое, когда говорим: «Что бы вы посоветовали одной моей знакомой, у которой вот какая проблема?..» Сочувствуя Энни, которая сталкивается с такой же проблемой, ребенок начинает себя с ней отождествлять, а тут вдруг она находит выход — и получается, что это и он его нашел?
Прочитайте эту историю ребенку, если он боится темноты, а еще лучше — сочиняйте ее вместе: предложите угадать, о чем подумала Энни, что она сделает дальше? (Кстати, имя можно и даже полезно изменить так, чтобы оно по звучанию было близко к имени вашего ребенка.) Он с удовольствием добавит к рассказу что-то свое. Обратите внимание на то, что он при этом говорит, рассказывая вам что-то важное о самом себе.