Аккуратность лидерства
Редакционная статья
Российская розница снова накануне подъема. И это в момент глубокого кризиса в экономике, когда все уже забыли, что такое рост реальных доходов населения. Изобилие супермаркетов, гипермаркетов, мини-маркетов, магазинов у дома, а в последнее время еще и маркетплейсов, кажется, не оставляет офлайн-игрокам возможностей для быстрого роста. И в этой мысли еще больше укрепляешься, когда вспоминаешь абсолютно пустой рынок, на котором когда-то стартовали нынешние лидеры — «Пятерочка», «Магнит», «Лента».
Тем оптимистичнее должны смотреть российские ритейлеры на событие, которое произойдет на этой неделе в Лондоне. Сеть магазинов фиксированных цен Fix Price проводит первичное размещение на LSE. Рынок уже оценил будущего эмитента по максимальной цене, и это вызвано в первую очередь его быстрым ростом. В итоге по капитализации (8,3 млрд долларов) Fix Price даже обошел наших славных гигантов — «Пятерочку» (6 млрд долларов), «Магнит» (5 млрд) и «Ленту» (1 млрд). Все мы понимаем, что рынок еще может отыграть назад, но дело в другом.
Это размещение показало, что на розничном рынке России снова есть пустота — сегмент низких и очень низких цен. Если верить статистике, в целевую аудиторию магазинов фиксированных цен и жестких дискаунтеров — людей с доходом до 45 тыс. рублей — попадает более 70% населения России. При этом перспектива возобновления роста экономики, а с ней и зарплат, остается весьма туманной. Похоже, мы станем свидетелями формирования новой модели потребления. Если, имея лишние деньги, человек склонен поддаваться импульсивному потреблению, ориентироваться на стандарты более высоких социальных страт, то в условиях жесткого бюджетирования он становится прагматичным и аккуратным.
Вместе с потребителем, очевидно, должна становиться все более прагматичной и аккуратной розница. И в этом смысле показателен опыт нынешних героев — акционеров Fix Price Сергея Ломакина и Артема Хачатряна. История их успеха — это история накопления мастерства: и в качестве стратегов, и в качестве управляющих ритейла. В далеком 1998 году они вместе с пионерами рынка цивилизованной торговли резко рванули вперед с проектом сети магазинов «Копейка». Однако с приходом в Москву питерской сети «Пятерочка», создатели которой с ювелирной точностью отладили управление компанией, шансы «Копейки», выстроенной с меньшим фанатизмом, быстро сдулись. Затем, войдя в новые проекты — Fix Price и «Центробувь», Ломакин с Хачатряном стали залихватски осваивать очередные пустые рынки. Обувной проект удалось раскрутить до масштабов крупнейшего федерального игрока, но после девальвации 2014 года перекредитованная «Центробувь» обанкротилась, и это показало, что у агрессивно растущей компании должен быть внутренний резерв устойчивости. Похоже, после этого акционеры стали аккуратнее выстраивать бизнес оставшегося у них актива. Как итог, сегодня лондонским инвесторам предъявлена компания, по эффективности технологий не уступающая зубрам мирового рынка. Это отражается и на ее доходности, по этому показателю Fix Price занимает второе место после канадской Dollarama и опережает американские Ollie's, Dollar General, Five Below Dollar Tree.
Мораль сей басни в том, что Fix Price — это норма жизни для розничного рынка завтрашнего дня. Но не факт, что существующие игроки будут осваивать сегмент низких цен с такой же аккуратностью в технологиях и одновременно с напором. Крупнейшие ритейлеры только начинают запускать пилотные проекты сетей-дискаунтеров. Почему так поздно? Заподозрить их в маркетинговой и стратегической близорукости невозможно. Но можно предположить, что им не хватает мастерства для выжимания прибыли из дешевых товаров. Может быть, есть шансы, наоборот, у небольших компаний, для которых бизнес дискаунтера, как и для Fix Price, является основным. Об этом мы узнаем, если через несколько лет увидим новых эмитентов на Лондонской бирже.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl