Еда будущего: как и что мы будем есть завтра
Вместе с нашим экспертом Ольгой Осокиной, основателем health-tech-компании AIBY, разбираемся, как изменится наше питание.
Причина активного развития сферы foodtech в том, что она занимается обслуживанием одной из главных человеческих потребностей – потребностью в еде. Несмотря на солидную клиентскую базу (все человечество), это направление, как и любой другой бизнес, сталкивается с проблемами в области производства, потребительского спроса и регулирования.
Во многом это связано с изменением человеческих запросов, которые касаются еды: сегодня люди стали требовательнее к экологичности и свежести тех продуктов, которые появляются у них на столе. Для обеспечения этого запроса многие сервисы делают ставку на мобильность, скорость и персонификацию доставки еды. Вместе с тем глобальные перемены в культуре потребления пищи влияют и на то, как фудтех будет выглядеть завтра.
Актуальные тренды мирового фудтеха
В последние годы активно развиваются сервисы доставки и dark kitchens. Согласно данным международной компании Statista, объем мирового рынка онлайн-заказов еды на дом вырос с 107 млрд долларов в 2019-м до 151 млрд в 2021-м. Расширился также и российский рынок food-delivery – два года назад он оценивался в 175 млрд рублей, тогда как сейчас он составляет уже 260 млрд рублей.
Наметившиеся тенденции подтверждают и коммерческие отчеты специализированных сервисов по доставке готовой еды. Американская онлайн-платформа Uber Eats отчиталась о росте выручки за 2020 год на 103 %.
Подрастает и глобальный рынок dark kitchens («темные кухни» – рестораны, которые готовят только на доставку): согласно данным международной консалтинговой компании Euromonitor, к 2030 году этот сегмент может достигнуть размера в 1 трлн долларов. Лидирующие позиции сегодня занимает Китай (где работает свыше 7500 dark kitchens), Индия (3500) и США (1500).
Нельзя не отметить среди актуальных трендов появление так называемых роботизированных ресторанов: точек общепита, основанных на идее бесконтактного машинного обслуживания клиентов. В конце 2018 года Alibaba Group запустила в Шанхае ресторан Robot.He, работа которого напоминает своего рода фабрику еды: блюда к столикам доставляются маленькими киборгами по конвейерной ленте, а заказ посетители оформляют через приложение. В США роботизированная бургерная Сreator работает в Сан-Франциско, а полноценный ресторан подобного типа есть в Бостоне. Не отстает от Запада и Россия: в июне этого года KFC открыла первую закусочную, где вас обслуживают роботы.
Постепенно в мире набирает обороты и так называемое направление meal kits (их еще называют конструкторами еды). Суть эволюции этого ответвления food-delivery – в сборке доставленных домой продуктов по специальному рецепту. Особую популярность meal kits приобретает у определенных групп населения: любителей веганской, безглютеновой, строго органической пищи.
К примеру, крупный немецкий сервис доставки в конце 2020 года приобрел конструктор похожей еды Grean Chef. Российские стартапы тоже не уступают западным коллегам из сферы meal kits, хотя их торговые обороты куда скромнее.