Духи, шаманы и амулеты: любопытные факты о мифологии северных народов России
В издательстве МИФ вышла книга о мифологии сорока северных народов России. Антрополог, фольклорист, доктор филологических наук, автор более 200 научных публикаций Ольга Христофорова рассказывает о богах-демиургах и злых духах, деревьях, в ветвях которых жили души людей, и почитаемых животных, о камланиях и других обрядах.
Публикуем несколько любопытных фактов из книги — о злых духах и божествах народов Севера.
Злые духи
Отрицательные персонажи мифологии — вредоносные божества, духи болезней, всевозможные демоны — могут находиться среди людей, причиняя им зло, и даже постоянно жить в Среднем мире, как, например, якутские юёры. Но все же бóльшая их часть населяет Нижний мир, где располагается и мир мертвых. В соответствии с космологией северных народов Нижний мир находился одновременно и под землей, и на севере либо на западе.
Нганасаны и мать Подземного льда
Так, в терминологии нганасан (самодийский народ Сибири) «на низу» означает не только «под землей», но и «на северо-западе». Люди полагали, что умершие уходят одновременно и под землю, и в сторону заката солнца. Землей мертвых Бодырбо-Моу, как и всем Нижним миром, владеет Сырада-нямы, мать Подземного льда.
Среди значений слова «сырада» — белый, снег, холод, тьма, смерть. Погребальная одежда у нганасан всегда была зимней, так как считалось, что в Нижнем мире очень холодно. Сырада-нямы живет в вечной мерзлоте, во льдинах, плывущих по реке и в снегу. Однако основная ее «резиденция» — под землей, ниже Бодырбо-Моу: там, в самом низу, стоит чум Сырада-нямы и ее сыновей — Намийятюма-Сырада-нюо (Девять Льда-матери парней). Эти парни ассоциируются с коча, духами болезней, они «грызут людей» подобно тому, как люди едят оленей. Так, например, эпидемии воспринимались северным народом как загонная охота Сырада-нюо.
Есть в Нижнем мире и другие жители:
- Сюдя-нгуо (Оспа-бог),
- Супруг Сырада-нямы,
- Коду-нгуо (Пурга-бог),
- Бог зла Фаннида, который живет под верхним слоем почвы и с разинутой пастью ожидает умирающих людей,
- Болезни коча,
- Злые духи баруси и нгамтэр’у, происходящие из душ умерших.
Впрочем, нганасаны говорили, что вредоносные баруси возникали не только из душ умерших, но и при жизни человека из брошенного им грязного предмета (например, запачканной кровью повязки), из обрезанных ногтей и волос.
У всех этих персонажей довольно примечательная внешность.
- У Сюдя-нгуо нет глаз и носа — только рот, которым он поедает людей.
- Коду-нгуо — это безглазый старик с дырочками на месте носа и большим ртом, из которого он дует, вызывая пургу.
- Болезни коча (головная боль, боль при травмах, рвота, «внутренняя болезнь», туберкулез и «старший над ними») описаны как шесть безглазых стариков, при которых живут шесть слепых девок.
- Нгамтэр’у и баруси — ущербные существа, у которых есть только половина тела.
Постоянным местом обитания этих враждебных человеку духов был Нижний мир, а на землю они попадали временно, когда охотились на людей. Люди становились добычей Сырада-нямы, ее родни и слуг не по произволу, а по древнему ее договору с Моу-нямы, Землей-матерью, — по очереди владеть людьми и всеми другими живыми существами.
У других самодийских народов бытовали схожие представления: смертоносный владыка подземелья посылал своих слуг-демонов вредить людям, приносить им болезни и страдания по воле верховного божества. Так, энецкий Тодоте обитает под землей и питается людьми, охотясь на них при помощи подвластных ему злых духов амукэ/амули. Людей ему в пищу назначают верховный бог Нга и богиня земли Дя-меню’о. Тодоте вдувает в рот назначенному человеку свое холодное дыхание, от чего он заболевает и умирает.
Ненцы и красные чумы
Ненецкий владыка подземелья Нга посылает забирать человеческие жизни злых духов нгылека, червей смерти халы и духов болезней. Среди этих страшных духов, детей Нга:
- Мерю-нга («оспа»),
- Ходэ-нга («туберкулез»),
- Якдэй-нга («чесотка»),
- Хэду-нга («убивающий все стойбище»),
- Тэм-нга («ломающий кости»),
- Нярм-нга («красные пятна»),
- Си-нга («цинга»).
Живут эти духи на нижнем ярусе подземного мира в семи красных чумах.
С этим мифологическим представлением связан один исторический казус. Когда советская власть в 1930-х годах стала устраивать в ненецких тундрах центры ликвидации неграмотности и идеологической работы под названием «Красный чум», ненцы объезжали такие чумы стороной, опасаясь болезней и несчастий.