Современные авианосцы – это крупные корабли в составе военно-морского флота

Наука и техникаОбщество

«Большая дубинка» дяди Сэма

Юрий Каторин

Военный корабль США Джеральд Р Форд

Часть 1. Формирование флота атомных авианосцев США

Современные авианосцы – это наиболее крупные корабли в составе военно-морского флота большинства ведущих морских держав. Главное их назначение – обеспечение деятельности так называемой авианосной или палубной авиации. Самолеты авианосной авиации – специальные машины, имеющие минимальный пробег при посадке, способные взлетать с помощью катапульт, оснащенные специальным оборудованием для полетов над морем и вооруженные для действий против морских, наземных и воздушных целей. Ныне авианосный флот мира несет примерно 1250 самолетов, более 1000 из них находятся на американских кораблях.

Вьетнамская война еще раз подтвердила важность авианосцев для американцев в ведении локальных войн. Именно во время нее широко распространилось известное выражение «дипломатия авианосцев», заменившее ранее популярное «политика большой дубинки». Опыт этой войны повлиял на решение о строительстве новой серии авианосцев, принятое в 1968 году. Теперь все они должны были иметь атомную силовую установку. Для новых кораблей специально разрабатывались новые реакторы большой мощности (AYW). Проектом предусматривалась установка всего двух реакторов вместо восьми, как это было ранее на «Энтерпрайзе».

Авианосец СVN-68 «Честер У. Нимитц» – головной корабль серии

Первый атомный многоцелевой авианосец (CVN-68) «Честер У. Нимитц» был заложен 22 июня 1968 года. Его строительство продолжалось четыре года, а передача флоту состоялась 3 мая 1975 года. По оценке американских специалистов, при проектировании авианосца «Нимитц» в качестве боевой комплексной системы «корабль – авиационное крыло» были найдены оптимальные решения интеграции всех компонентов: корпуса корабля, главных и вспомогательных машин и механизмов, обеспечивающих систем и оборудования, авиационной техники и оружия, помещений для размещения и обслуживания экипажа авианосца, а также личного состава авиакрыла.

Все американские атомные авианосцы этого типа конструктивно практически одинаковы, однако, начиная с четвертого, имеют увеличенное полное водоизмещение, осадку и период между перезарядками топлива ядерных реакторов (до 15 лет). Они могут отличаться составом действующих с них авиакрыльев, комплексом радиоэлектронного вооружения, а также наличием дополнительного оборудования (например, на CVN-70 «Карл Винсон» установлен тренажерный комплекс, позволяющий отрабатывать учебно-боевые задачи в масштабе соединения).

Ядерная энергетическая установка (два водо-водяных реактора типа А4W/ а1С), приводящая в действие четыре паровые турбины (общая мощность – 280 тыс. л.с.), которые работают на четырех гребных винтах, позволяет развивать наибольшую скорость хода свыше 30 узлов. В качестве резервных имеются четыре дизеля мощностью 10720 л.с. Дальность плавания между плановыми заменами ядерного топлива реакторов (через 13–15 лет эксплуатации) составляет от 0,8 млн до 1 млн миль. Время эксплуатации реакторов без замены энергоносителей – около 20 лет. К настоящему времени дозаправлены реакторы авианосцев «Нимиц» (1998), «Дуайт Эйзенхауэр» (2005), «Карл Винсон» (2005), «Авраам Линкольн» (2006). Содержание каждого авианосца обходится примерно в 160 млн долл. в год.

Этапы строительства авианосцев типа «Нимитц»

Авианосец CVN-68 «Нимитц» на момент ввода в строй являлся крупнейшим боевым кораблем в мире. За ним флот пополнили однотипные «Д. Эйзенхауэр», «А. Линкольн», «Дж. Вашингтон», «Дж. Стеннис», «Юнайтед Стейтс» (переименован в «Гарри Трумен»). Такой корабль способен обеспечивать действия своего авиакрыла 340 суток в году как в глобальной атомной войне, так и в условиях локальных конфликтов, нанося удары по воздушным, морским, подводным целям и береговым объектам. 40 палубных штурмовиков, каждый из которых поднимает 4 т боевой нагрузки, способны только в одном вылете обрушить на противника 160 т бомб и ракет, в том числе с системами высокоточного наведения. По своей ударной мощи авиакрыло одного «Нимитца» может заменить полтора десятка американских новейших крейсеров типа «Тикондерога».

СVN-77 «Джордж Буш» – десятый и последний корабль типа «Нимиц»

Десятый и последний корабль типа «Нимиц» заложили в 2003 году, а вступил в строй он только в 2009-м . Хотя этот авианосец и считается десятым в серии, он занимает промежуточное положение между кораблями типа «Нимиц» и перспективными авианосцами CVX, которые, как планируется, будут составлять основу морской мощи США в XXI веке. На корабле CVN-77 полностью обновлено бортовое электронное оборудование. Новая аппаратура позволит построить интегрированную боевую информационную систему управления, слежения, разведки и связи, которая сможет осуществлять обмен информацией в реальном масштабе времени между перспективными боевыми кораблями различных классов. 10 января 2009 года состоялась церемония ввода в состав ВМС США авианосца CVN-77 «Джордж Буш». Возможно, после его вступления в строй остальные авианосцы типа «Нимиц» будут по очереди проходить модернизацию по стандарту десятого корабля этого типа.

Однако пока рассмотрим характеристики головного авианосца серии CVN68 «Честер У. Нимиц».

Вооружение корабля: три зенитных ракетных комплекса «Си Спарроу» (на CVN-70 – четыре) и четыре 20-мм зенитных артиллерийских комплекса «Вулкан–Фаланкс». Планируется установить на авианосцы два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата, предназначенных для борьбы с торпедами, наводящимися по кильватерному следу.

Авиационное вооружение включает обычно до 86 боевых самолетов и вертолетов палубной авиации восьми–девяти типов. На авианосце CVN-71 «Теодор Рузвельт», участвовавшем в боевых действиях против Ирака в январе 1991 года, в составе авиакрыла насчитывалось 78 самолетов (20 F-14 «Томкэт», 19 F/A-18 «Хорнет», 18 А-6Е «Интруцер», 5 ЕА-6В «Проулер», 4 Е-2С «Хокай», 8 S-3B «Викинг» и 4 KA-6D), а также 6 вертолетов SH-3Н.

Штатный экипаж корабля – 3184 человека (из них 203 офицера), численный состав авиакрыла – 2800 человек (366 офицеров). Кроме того, в море на авианосце как на флагманском корабле авианосной ударной группы обычно находится походный штаб АУГ, насчитывающий 70 человек, из них 25 офицеров. Также на авианосце может находиться на боевом дежурстве от одной до нескольких команд флотского спецназа США «Морские котики» (US Navy SEALs), для которых авианосец работает в качестве базы снабжения при проведении спецопераций. Всего на корабле можно разместить 6286 человек.

Авианосец «Нимитц» и все последующие корабли этого типа были построены и продолжают строиться на верфи компании «Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг энд драй док» (Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния), одном из крупнейших судостроительных предприятий США и единственном, строящем атомные авианосцы.

Схема общего расположения авианосца типа «Нимиц»

Корпус авианосца – сварной, из стальных листов, несущие конструкции и полетная палуба выполнены из броневой стали (всего 60 тыс. т стали и 1360 т присадочных материалов). Вспомогательные конструкции, в том числе самолетоподъемники, изготовлены из алюминиевых сплавов (450 т). На корабле имеется свыше 4 тыс. помещений различного назначения.

Полетная палуба (общая площадь – 18200 м2), состоящая из взлетного, посадочного и паркового участков, предназначена для подготовки и проведения полетов авиации в любое время суток. Большая ее часть выполнена из съемных стальных листов (предел текучести – 7000 кгс/см2, предел прочности – 8000 кгс/см2, толщина – 45 мм), что позволяет достаточно быстро осуществлять замену поврежденных участков. Специальное покрытие обеспечивает надежное сцепление с ним колес шасси самолетов.

Взлетный участок, оснащенный четырьмя паровыми катапультами типа С-13-1 длиной 92,1 м или 94,5 м (на авианосцах CVN-68–CVN-71) и массой 180 т обеспечивает последовательный (минимальный интервал – 20 с) взлет самолетов массой до 43 т со скоростью при отрыве от палубы около 300 км/ч. Посадочный участок (угловая палуба), включающий кормовую (до первого троса аэрофинишера) и тормозную (до аварийного барьера) части, оборудован специальными техническими средствами обеспечения привода и посадки самолетов на скорости до 300 км/ч. На парковом участке располагаются самолеты и вертолеты до и после полетов, а также самолетоподъемники, элеваторы для подачи на палубу боеприпасов, поворотные отражатели газовых струй катапультируемых самолетов, посты обеспечения и обслуживания авиационной техники и оружия. Галерейная палуба, размещенная на сильно развитых спонсонах, поддерживающих полетную палубу, образует беспиллерсное пространство, где находится боевой информационный центр, помещения для экипажей самолетов, готовящихся к вылету, посты управления авиационно-техническими средствами, внутренние агрегаты катапульт и аэрофинишера, посты боевой части связи, каюта командира корабля, кубрики личного состава, механизмы обеспечения и обслуживания полетов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Настя Ивлеева Настя Ивлеева

Настя Ивлеева: «Цифровая реальность – это в высшей степени сексуально!»

Playboy
Страстно интересно Страстно интересно

В каких фильмах искать чужие и свои страсти, рассказывают кинокритики

СНОБ
10 курьезных кинобаек 10 курьезных кинобаек

Вообще никто в реальности точно не знает, что делает кино интересным

Maxim
Проверка для интеллигентов! В чем разница между мемуарами и автобиографией? Проверка для интеллигентов! В чем разница между мемуарами и автобиографией?

Что такое мемуары и чем они отличаются от автобиографии?

ТехИнсайдер
Ангелина во плоти Ангелина во плоти

Бесстрашная актриса Ангелина Поплавская – без маски и химзащиты

Maxim
10 неожиданных вопросов к Адель Вейгель 10 неожиданных вопросов к Адель Вейгель

Модель и блогер Адель Вейгель рассказала, как люди причиняли ей боль

VOICE
Информационная война Информационная война

В Древнем Риме борьба пропагандистов была не менее напряженной, чем сейчас

Дилетант
7 способов поднять себе настроение утром, которые используют психологи 7 способов поднять себе настроение утром, которые используют психологи

Как задать позитивный настрой с самого утра и не впасть в депрессию

Psychologies
Отчаянный газовый покер Отчаянный газовый покер

На рынке СПГ есть только два игрока, которые имеют достаточные амбиции

Монокль
Хореограф Кацура Кан: Не ведитесь на европейское чувство красоты Хореограф Кацура Кан: Не ведитесь на европейское чувство красоты

Интервью с японским хореографом и мастером буто Кацурой Кан

СНОБ
Функциональная красота Функциональная красота

Квартира, в которой внутренний интерьер и вид из окон дополняют друг друга

Идеи Вашего Дома
16 фактов о дворовых бандах Казани: что послужило основой для создания сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» 16 фактов о дворовых бандах Казани: что послужило основой для создания сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Почему подростковые банды возникли именно в Казани и кто такой Роберт Гараев?

Maxim
Удивительные шишки Удивительные шишки

У каких деревьев бывают шишки? И какие они?

Наука и жизнь
«Математическое невежество снижает качество жизни россиян» «Математическое невежество снижает качество жизни россиян»

Какая наука сегодня в моде и почему в России так плохо знают математику

Наука
Любви конец: как понять, что отношения подошли к логическому завершению Любви конец: как понять, что отношения подошли к логическому завершению

Как понять, что союз на грани разрыва? И можно ли избежать такого конца?

Psychologies
«Я работаю волшебником». Один день из жизни Деда Мороза «Я работаю волшебником». Один день из жизни Деда Мороза

Заглянем в гости к главному Деду Морозу столицы

Лиза
Можно ли купить рождения и как вернуть многодетность Можно ли купить рождения и как вернуть многодетность

Способны ли ограничение или запрет абортов повысить рождаемость

Монокль
Кодекс постороннего Кодекс постороннего

Как Альбер Камю обнаружил, что жизнь не имеет смысла — и нашел, зачем стоит жить

Weekend
Атмосферная старина Атмосферная старина

Аутентичный, атмосферный интерьер, где много воздуха и архитектурных конструкций

Идеи Вашего Дома
Финская карта генерала Юденича Финская карта генерала Юденича

Почему не сработал расчёт генерала Юденича на помощь Финляндии

Дилетант
Миссис Харрис едет в Нью-Йорк Миссис Харрис едет в Нью-Йорк

«Миссис Харрис едет в Нью-Йорк»: винтажная комедия, греющая душу

Правила жизни
Правила безопасности для сердца Правила безопасности для сердца

Что повышает риск развития хронической сердечной недостаточности

Здоровье
Почему мы любим читать, сидя на унитазе? Почему мы любим читать, сидя на унитазе?

Туалетная комната — пристанище одиноких душ и замена молитвенному месту

Psychologies
История ритуального убийства История ритуального убийства

Книга, в которой подробно описана история краха Советского Союза

Монокль
Новые штаммы ускорят экономику Новые штаммы ускорят экономику

Как генно-модифицированные микроорганизмы повысят эффективность производств

Монокль
Универмаг как кузница новых брендов Универмаг как кузница новых брендов

Николай Константинов о том, как и зачем создавать универмаги русской моды

Монокль
7 отличных современных детективов, которые нужно прочитать 7 отличных современных детективов, которые нужно прочитать

Сегодня мы обращаемся к детективам не за новым, а за уютным старым

Правила жизни
Революция Ноама Хомского Революция Ноама Хомского

7 декабря 2023 года исполняется 95 лет Ноаму Хомскому

Наука
Есть ли у них шанс выжить? Есть ли у них шанс выжить?

Как живут и выживают народы-изоляты

Зеркало Мира
Исследование: у владельцев собак риск развития деменции на 40% ниже Исследование: у владельцев собак риск развития деменции на 40% ниже

Люди старше 65 лет, у которых есть собаки, намного реже страдают деменцией

ТехИнсайдер
Открыть в приложении