Летящие над водой: что такое гидрофойл и почему это круто
Идее поставить лодку на подводные крылья – гидрофойлы – больше века. В 1906 году катер на подводных крыльях продемонстрировал впечатляющую скорость – около 68 км/ч. В этом веке фойлы проникли почти во все водные дисциплины: яхтенный спорт, виндсерфинг, вейкбординг, серфинг и, конечно, кайтсерфинг – самый зрелищный вид водного экстремального спорта, объединивший две стихии.
Как появились гидрофойлы?
Первый прототип будущего гидрофойла был построен еще в 1897 году. Судно было оснащено четырьмя поперечными «гидропланами» и называлось «Катамаран графа де Ламбера». Принцип, по которому его конструировали не сработал. Несмотря на то, что катамаран поднялся над морем, случилось это из-за сопротивления поверхности крыльев с поверхностью воды. Однако этот случай положил основу попыток сконструировать фойл.
Первая удачная разработка фойла случилась в 1898 году. Тогда итальянец Форланини сконструировал корабль с подводным крылом, который смог по-настоящему взлететь над водой.
В 1940-х фойлы стали развиваться с невероятной скоростью. Подводные крылья появились на кораблях Америки, Германии и Канады. В то же время разработка добралась и до нашей страны. Флот СССР обзавелся судами с подводными крыльями. Разрабатывали и усовершенствовали технологию ученые со всего мира – им удалось сделать так, чтобы военные корабли научились развивать скорость до 100 км/ч. Для того времени это было фантастически много, а подводные крылья воспринимались как настоящий научный прорыв. В спорт гидрофойлы стали интегрироваться в 1960-х. Тогда их начали прикручивать ко всему, что попадалось под руку. Культовый советский журнал «Катера и яхты» вовсю обсуждал схемы подводных крыльев для парусных яхт, а инженер-аэронавигатор из Массачусетса Уолтер Вудвард запатентовал водные лыжи на подводных крыльях, а затем доску, акваплан и катамаран с гидрофойлами. Фотографии причудливых водных снарядов обошли все научно-популярные журналы мира, сами устройства были показаны на некоторых водных шоу, и на этом интерес к ним тихо сошел на нет: конструкция из нержавеющей стали была тяжелой и плохо управляемой.
Из чего состоит гидрофойл?
Настоящий прорыв в фойлинге произошел благодаря французским кайтерам, которые упорно пристраивали подводные крылья к серфам и кайтбордам. «В отличие от подводных крыльев для больших судов и гоночных яхт, гидрофойлы для серфов имеют довольно простую и надежную конструкцию, – поясняет знаменитый российский разработчик кайтов и гидрофойлов Роман Любимцев. – Практически это маленький планер с передним несущим и задним стабилизирующим крылом на обтекаемой “ноге” или мачте, причем не требующий точности в изготовлении.