Сообщения вместо живого общения
Переписка в мессенджерах часто приводит к недопониманию и портит наши отношения с людьми, а порой и репутацию. Как этого избежать?
Возможность быстро связаться с нужными людьми, всегда быть на связи с близкими, вовремя получить информацию – не единственные плюсы переписки в месседжерах. Но есть в ней и много минусов. Вот пять особенностей виртуального общения, которые нам сильно вредят.
1Недопонимание
Важнейшей частью нашего общения являются жесты, поза, мимика, интонации – все то, что мы не можем передать словами. Благодаря им мы лучше понимаем друг друга. А вот когда мы не видим человека, не слышим тона его высказываний, то не чувствуем «оттенков смысла» – и любую, даже самую безобидную фразу можем воспринять негативно. Смайлики, обилие вопросительных и восклицательных знаков, «ХАХАХА» и «LOL» способны лишь частично компенсировать отсутствие живого общения. Но даже с близкими, которых мы хорошо знаем, это далеко не всегда «помогает», а, наоборот, вводит в заблуждение, приводя к ссорам на пустом месте. Что уж говорить о коллегах и малознакомых людях: тут вообще не угадаешь, насколько правильно тебя поймет собеседник.
2Цели общения
Переписываясь в мессенджерах, бывает сложно определить, хочет ли человек тебе еще что-то сказать, приятно ли ему с тобой общаться или же он отвечает по инерции, из вежливости, а сам мечтает поскорее завершить разговор. И обратная ситуация: тебе самой хочется уже закрыть тему, но поскольку человек продолжает писать, ты вынуждена поддерживать беседу, чтобы не показаться грубой и бестактной. Такое общение напоминает игру в теннис, где каждый следит, чтобы мяч был отбит – то есть каждая реплика получила ответ. И хорошо, когда желание завершить «партию» возникает синхронно. А если нет, то тот, кто не получил ответа, может посчитать, что его игнорируют (не ценят, не любят).
Кстати, сильный и слабый пол по-разному воспринимают переписку в мессенджерах. Как правило, мужчины используют ее для обмена информацией, а женщины – для создания эмоциональной близости. Мы любим вести долгие «разговоры», пересылать фото – в общем, общение ради общения. А вот мужчины не склонны включаться в бесконечный «пинг-понг». Отсюда и недовольство друг другом: он чувствует, что должен что-то ответить, а она злится на «игнорирование» и односложность его ответов.
3Скорость ответов
«Залипла в телефоне» – не просто образное выражение, а «диагноз» некоторых представительниц прекрасного пола. Безостановочная переписка заставляет их забывать про дела, мужей, детей, замирать посреди дороги, не видя ничего вокруг – ни людей, ни машин. (В Китае для «залипальщиков» даже выделили полосы на тротуаре!) И строчат сообщения они с такой скоростью, которая не оставляет им времени ни сформулировать свои мысли, ни вдуматься в ответ собеседника. Продуманные слова, разумные советы, взвешенные решения? В такой спешке не до того! Они выдают первую эмоциональную реакцию (о чем могут потом жалеть) вместо того, чтобы вникнуть в суть. Добавь сюда еще опечатки и автоисправления – и картина маслом: никто ничего толком не понял, все зато в курсе событий.
4Манипуляция
Обмен сообщениями дает нам ощущение контроля над ситуацией и возможность управлять поведением и эмоциями человека. Мы можем долго не «открывать» сообщения (хотя оно всплывает на экране) или, прочитав, не торопиться с ответом. Так мы пытаемся держать человека в напряжении, заставляя переживать, ревновать... Правда, это может подействовать на подругу, на мужчину – не факт.
В такую же ловушку можешь попасть и ты сама. И чем важнее сообщение и чем дольше ожидание ответа, тем сильнее твоя тревога и тем большую власть над тобой приобретает тот, кто (специально или по уважительной причине) молчит. Словом, простор для «дешевых» манипуляций, хотя именно они помогают притормозить чрезмерно активных и любопытных знакомых.
5Сокращение дистанции
Мессенджеры позволяют нам обмениваться мнениями и информацией на любых расстояниях и в любое время суток, создавая видимость тесного общения. Если еще приложить аудио- и видеосообщения – кажется, вы стали еще ближе... Но всегда ли уместна такая близость? Одно дело – переписываться с мужем, уехавшим в командировку. Совсем другое – с коллегой или боссом, когда они или ты в отпуске: сначала вы говорите о работе, потом об отдыхе, слово за слово... И невинные игриво-шутливые сообщения одного собеседника, подогретые солнцем и вином, могут вылиться в неоправданные надежды и страдания второго. Отбросим романтику. Подумай двести раз, прежде чем писать коллеге во внеурочное время (кого-то это может раздражать) и пускаться в откровения, да еще в общем чате. Не переходи грань между деловым и личным общением – в мессенджерах она очень хрупкая.
Кому что подходит
Понаблюдай за своим собеседником и попробуй определить его психотип.
Он всегда просит пересылать ему документы по почте и обязательно просматривает их, не воспринимая данные на слух, произносит фразы «Давайте посмотрим...», «Как мы видим...», «Представим…»? Значит, перед тобой визуал. Ему проще воспринимать информацию зрительно, поэтому продуктивнее писать ему сообщения.
А вот аудиал все решения принимает только после живого обсуждения, любит фразы «Послушай меня...», «Давайте поговорим о...», «Выскажи свои аргументы». Такому человеку легче воспринимать информацию на слух – и лучше сделать ему пару звонков вместо того, чтобы пытаться донести до него что-то в переписке.
Пишем, когда нужно…
■ написать план действий или короткий список задач по пунктам: так он окажется у собеседника перед глазами, и у него будет меньше вероятности упустить что-то из виду;
■ довести до сведения человека некий свершившийся факт, который не требует обсуждения;
■ дать собеседнику время подумать;
■ срочно донести до человека информацию, но позвонить в силу обстоятельств неудобно (позднее/раннее время или, предположим, собеседник находится за границей).
Звоним, если надо…
■ решить какой-либо срочный вопрос;
■ обсудить проблему и различные варианты ее решения;
■ поделиться с кем-то своими эмоциями и впечатлениями (главное, не отвлекать человека от важных дел).
Лучше записать?
Надиктовывать сообщения – быстрее и удобнее. Правда, такой формат больше подходит для общения с близкими. Но даже в этом случае нельзя полагаться на то, что человеку будет удобно прослушать запись: скажем, он на совещании или в транспорте. Поэтому, если ответ нужен срочно, лучше написать.
Правила переписки
Соблюдай тайминг. Сообщения малознакомым людям и коллегам стоит писать только в рабочее время (в будни, с 9 до 19). Слишком ранние или поздние послания, по выходным и праздникам, а также во время отпуска коллеги позволительны лишь при условии, что собеседник одобряет это. Исключение – архиважные дела.
Поаккуратнее с эмодзи. В деловой переписке лучше сократить их до минимума. Если без смайлика не обойтись, следи, чтобы он не был с двойным смыслом. Также сообщение не должно состоять только из эмодзи. И лучше не вставлять «рожицы» при обсуждении серьезных тем.
Сокращай в меру. «Спс», «Пжл», «Хор» оставь для неформального общения со друзьями, хотя им тоже это может быть неприятно. А уж коллегам и партнерам пиши развернутые, «приличные» сообщения. Так ты покажешь свое уважение им, а не желание сэкономить время и силы при взаимодействии с ними.
Четко формулируй мысли. Никому не нравится получать десяток сообщений, разбитых на 1–2 слова, ожидая пока собеседник доберется до сути: «Привет», «Вопрос», «Это важно!» И вот ты несколько минут дергаешься от треньканий, потом раздраженно вырубаешь звук, а продолжение можешь увидеть, только если напишешь: «Что случилось?» или просто «?».
Спрашивай. Знак вопроса в конце сообщения увеличивает шансы на ответ. Если ленишься его поставить, тогда не жди, что, описав человеку ситуацию, он поймет, чего ты от него ждешь. Он может просто принять информацию к сведению.
Фото: Drobot Dean, bloomicon/Fotolia.com. Текст: Галина Смыслова.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl