Капиталисты бьются за рабочих: почему растут инвестиции в HR-технологии
Сегодня идет битва за таланты, но в скором будущем компании начнут сражаться за рабочие руки. Мировой потенциал сегмента массовых профессий в HR-Tech огромен, но сможет ли Россия получить свой кусок пирога?
Спрос на трудовые ресурсы растет, а население стареет. Количество экономически активных россиян сократится через три года на два миллиона человек, и эта тенденция продолжится и дальше. Очевидно, чтобы закрывать потребности в линейном персонале, корпорации и торговые сети будут готовы использовать любые возможности. И те IT-решения, которые позволят быстро набирать релевантный персонал, станут крайне востребованными. Однако сейчас таких решений практически нет. Российский рынок HR-стартапов скуден на интересные разработки и сильные команды. Как нагнать всемирный тренд?
Ситуация с HRTech в мире
Мировой рынок HRTech растет: только за первый квартал 2018 года общая сумма сделок составила $642 млн. HRTech вызывает сильный интерес у инвесторов: за 2017 год было заключено 523 сделки — рекордное число за всю историю. Основные инвестиции получают стартапы, которые работают в сегменте «синих воротничков». Так, европейский сервис JobToday с русскими корнями привлек $181 млн, его прямой конкурент CornerJob — $57 млн, американские сервисы Merlin и Shiftgig — $24 млн и $56 млн, соответственно, а индийская платформа BetterPlace Safety Solutions — $3 млн.
HRTech есть куда расти. Американское агентство Grand View Research оценило мировой объем рынка HRTech в $14 млрд (за 2017 год). Компания считает, что к 2025 году он достигнет $30 млрд. Пока еще львиную долю выручки забирают джобборды, но их модель работы устаревает. Классические сайты по подбору специалистов теряют аудиторию. Выигрывают те, кто может предложить что-то большее, чем простой поиск вакансий — социализацию, обучение или human capital management — систему по оптимизации HR-процессов. Но и у продвинутых джоббордов есть сильные конкуренты — HR-стартапы, которые автоматизирует поиск и отбор с помощью искусственного интеллекта и машинного обучения.
Наиболее привлекательная бизнес-модель у быстрорастущих сервисов JobToday и CornerJob. По функционалу они работают как мессенджеры, что позволяет моментально связываться с кандидатом, а по взаимодействию пользователей похожи на Tinder, поэтому в шорт-лист попадают только кандидаты, подходящие по требованиям и геолокации. Это помогает закрывать вакансии буквально в течение часа. Сервисы бесплатны для обеих сторон и зарабатывают на подписке с продвинутыми опциями. В России тоже есть аналогичный продукт — сервис Smena.Work, который реализован по тем же принципам. Он мобилен и учитывает геолокацию, а собеседование проходит в мессенджере.