Нечто среднее
Младшая школа позади, и вот-вот у ребенка и родителей начнется совсем другая жизнь. В чем же ее особенности и как вместе сделать ее спокойной и радостной?
В средней школе меняется буквально все: приоритеты, отношения с одноклассниками и учителями, реакция на оценки, мотивация. Очень важно понимать, почему так происходит, и правильно реагировать на поведение ребенка. Разобраться в вопросе нам помогает психолог Евгения Пайсон.
Особенная история
Когда речь идет о детях, каждый год развития имеет значение. Между «младшими» и «средними» — огромная, хоть и не всегда очевидная пропасть.
Успеваемость снижается
Даже мальчики-зайчики и девочки-отличницы могут серьезно съехать по всем предметам. В первую очередь потому, что уменьшается контроль. Педагог в начальных классах, даже если он и не совсем вторая мама, ведет у детей практически все уроки. Он же общается с ними неформально, наблюдает на переменах, праздниках и школьных экскурсиях. И, конечно, этот учитель вовремя заметит, что у аккуратистки Сонечки появилась грязь в тетрадках, а молчаливый Саша стал болтать на уроках. И скажет родителям. Дети и сами понимают: Лариса Валентиновна знает и видит если не все, то многое. Чувствуют контроль и стараются не расслабляться. В средней школе на сцену выходят учителя-предметники: математику ведет один, литературу другой, историю — третий. На перемене замечания вообще делают дежурные или проходящий мимо завуч. Классный руководитель, конечно, есть, но у него полно дополнительной нагрузки. В общем, дети, как у классика, находятся без призора. Не понял что-то по математике — подойти на перемене абсолютно не к кому. В кабинете уже другой класс, а тебе надо бежать со второго этажа на третий. Привет, тройка.
Общение
В психологии есть важное понятие — ведущая деятельность. То есть та, в процессе которой ребенок наиболее активно формируется и развивается психологически. У дошкольников таковой считается игра — именно поэтому в садике про цифры рассказывает какой-нибудь Буратино.
В начальной школе на первый план выходит учебная деятельность: с понедельника и до субботы будешь знания ты добывать. А вот в средней ведущей становится социальная составляющая. Контакты с ровесниками — вот что главное. Смещаются акценты: если раньше хорошим был тот, кто прилежно учится, то сейчас важно быть веселым, ярким и надежным товарищем. Дневник больше не лицо ученика, и, чтобы занять важное место в иерархии класса, не обязательно получать пятерки.
Падает мотивация
У учеников младшей школы с этим все просто: им важно, чтобы мама порадовалась, а учительница похвалила. Их цель можно сформулировать как «хочу быть хорошим», — а хорошие дети учатся только на четыре и пять, всем известно. Старшеклассники (9–11-й классы) уже прекрасно знают: учиться нужно, чтобы сдать экзамены и поступить в престижный вуз.
А вот в средней школе нет ни того, ни другого. Потому что похвалы уже потеряли свою привлекательность, а ОГЭ и ЕГЭ, так же как и университет, — вообще будут через сто лет. Как они могут всерьез волновать? В этом возрасте и неделя — почти целая жизнь, а уж какое-то «через четыре года» и вовсе нереально осознать. Уйма времени, я все успею — и выучить, и исправить, и догнать. В общем, сомнительная мотивация. Именно поэтому предметники не очень любят брать средние классы. Часто учителя достаются им по «остаточному принципу», а опытные педагоги бросаются на амбразуру предстоящих экзаменов.
По статистике, учителя уделяют мальчикам на 20 % больше времени, чем девочкам. Им же достается и больше похвал, и неформального общения
Комментарий специалиста
Могут ли мероприятия по профориентации замотивировать ребенка к школьной учебе? Смотря какие. В некоторых тестах вопросы закрытого типа лишают детей возможности дать развернутый ответ. В итоге ребенок получает результат вроде «вы сможете работать с людьми, подумайте о профессии учителя или менеджера». Даже если он и узнает о себе что-то новое, то не увидит решительно никакой связи школьного обучения с отложенной целью.