Стоит ли возвращать душу философии
Философ и предприниматель Дмитрий Волков — о том, как наука ищет в человеке что-то бессмертное
«Когда я начинал заниматься философией, не больше одного процента коллег разделяли убеждение о существовании души. Все остальные были материалистами. Cпустя 50 лет работы нас стало целых два процента», — с иронией замечает Ричард Суинберн, оксфордский профессор философии. Мы удобно расположились на скамейке в летнем саду дворца Сан-Антуан, резиденции президента Мальты. Только что закончился прием у президента и церемония открытия летней философской школы, на которую собрались два десятка философов из России, Великобритании, США. Суинберн возглавляет эту школу. «А почему, вы думаете, сторонников существования души так мало? Почему преобладает материалистическая точка зрения?» Суинберн улыбается: «Душа вышла из моды. Наука без нее прекрасно обходится». Киваю. Я знал ответ заранее.
Мир подчиняется физическим законам, он на удивление регулярен. Поэтому многие явления уже можно объяснить. А остальные, вероятно, станут объяснимы в процессе развития науки. Даже поведение и мышление человека не являются исключением. Прошла эра чудес. Теперь «чудеса» делаем сами. Конечно, периодически всплывают сенсационные заявления: сбываются древние предсказания, экстрасенсы демонстрируют исцеленных пациентов, кто-то рассказывает о путешествиях вне тела, случаях телекинеза или телепатии. Но эти «сенсации» раскапываются в основном желтой прессой, не заботящейся о репутации и достоверности. У таких заявлений доказательств нет. Поэтому гранты, обещанные людям, показавшим в лаборатории сверхъестественные способности, остаются невостребованными. В этих условиях трудно обосновывать существование души. «Ричард, а на чем основаны ваши убеждения?»