DisplayPort или HDMI? Рассмотрим пропускную способность, разрешение, частоту обновления и многое другое, чтобы сделать выбор между DisplayPort и HDMI
Лучшие игровые мониторы и видеокарты оснащены множеством функций, но один из аспектов, который часто упускается из виду, – это подключение DisplayPort и HDMI. В чем разница между ними и что лучше использовать для игр?
Если вы находитесь в процессе выбора нового монитора или видеокарты для ПК, то перед покупкой вам следует рассмотреть возможности обеих сторон соединения – видеовыхода вашей видеокарты и видеовхода вашего дисплея. Проще всего подключить кабель, прилагаемый к монитору, к компьютеру и на этом закончить, но существуют различия, которые часто могут означать потерю частоты обновления, качества цвета или того и другого, если вы не будете внимательны. Итак – DisplayPort или HDMI?
Основные типы подключения дисплея
Новейшими стандартами подключения дисплеев являются DisplayPort и HDMI (High-Definition Multimedia Interface). DisplayPort впервые появился в 2006 году, а HDMI – в 2002 году. Оба стандарта являются цифровыми, что означает, что все данные о пикселях на экране представлены в виде 0 и 1, поскольку они передаются по кабелю, а преобразование этой цифровой информации в изображение на экране зависит от монитора.
В более ранних цифровых мониторах использовались разъемы DVI (Digital Visual Interface), а в совсем старых – аналоговые VGA (Video Graphics Array), наряду с компонентными RGB, S-Video, композитным видео, EGA и CGA. Не стоит использовать VGA или любой из этих разъемов сейчас. Они устарели, а это значит, что любой новый графический процессор, скорее всего, не будет поддерживать этот порт, а даже если и будет, вы будете использовать аналоговый сигнал, который подвержен помехам.
DVI – это минимум, который необходимо использовать в наши дни, но даже он имеет свои ограничения. Он имеет много общего с ранним HDMI, только без поддержки аудио. Он отлично подходит для игр в разрешении 1080p или 1440p, если у вас есть двухканальное соединение. Dual-link DVI-D – это, по сути, удвоение пропускной способности одноканального DVI-D за счет дополнительных контактов и проводов, и большинство современных графических процессоров с портом DVI поддерживают dual-link. Но действительно современные видеокарты, такие как серия Ada Lovelace RTX 40 от Nvidia и серия RDNA 3 RX 7000 от AMD, в настоящее время практически никогда не имеют разъемов DVI.
Есть еще Thunderbolt 2/3, но это, по сути, просто DisplayPort через порт Thunderbolt. Thunderbolt 2 поддерживает DisplayPort 1.2, а Thunderbolt 3 – видео DisplayPort 1.4. Также возможно передавать HDMI 2.0 через Thunderbolt 3 при наличии соответствующего оборудования.
Для более новых дисплеев лучше использовать DisplayPort или HDMI. Но есть ли явный победитель между этими двумя вариантами? Давайте разберемся.
DisplayPort против HDMI: технические характеристики и разрешения
Не все соединения DisplayPort и HDMI одинаково полезны. Стандарты DisplayPort и HDMI имеют обратную совместимость, то есть вы можете подключить HDTV середины прошлого века, и он будет работать с новой видеокартой серии RTX 20 или RX 5000. Тем не менее, соединение между вашим дисплеем и видеокартой будет использовать наилучший вариант, поддерживаемый как передающей, так и принимающей сторонами соединения. Это может означать, что лучший игровой монитор 4K с частотой 144 Гц и HDR может работать в режиме 2K и 60 Гц на старой видеокарте!
Все цифровые соединения – DisplayPort, HDMI и даже DVI-D – в конечном итоге сводятся к требуемой пропускной способности. Каждый пиксель на вашем дисплее имеет три компонента: красный, зеленый и синий (RGB) – в качестве альтернативы можно использовать luma, разность цветности синего и разность цветности красного (YCbCr/YPbPr). Что бы ни отображал ваш GPU (обычно 16-битный RGBA с плавающей точкой, где A – информация об альфа/прозрачности), эти данные преобразуются в сигнал для вашего дисплея.
Исторически стандартом было 24 бита цвета, или по 8 бит для красного, зеленого и синего цветов. HDR и дисплеи с высокой глубиной цвета позволили снизить этот показатель до 10 бит, а также до 12 и 16 бит, хотя последние два варианта используются в основном в профессиональной сфере. В целом, сигналы дисплея используют либо 24 бита на пиксель (bpp), либо 30 bpp, причем лучшие HDR-мониторы предпочитают 30 bpp. Умножив глубину цвета на количество пикселей и частоту обновления дисплея, вы получите минимально необходимую пропускную способность. Мы говорим «минимальная», потому что существует ряд других факторов.
Тайминги дисплея – это относительно сложные расчеты. Руководящий орган VESA устанавливает стандарты, и есть даже удобная таблица, которая выдает фактические тайминги для заданного разрешения. Например, монитор с разрешением 1920x1080 и частотой обновления 60 Гц использует 2000 пикселей на горизонтальную линию и 1111 линий после добавления всех временных параметров. Это связано с тем, что необходимо учитывать интервалы бланкирования дисплея. (Эти интервалы гашения частично остались со времен аналоговых ЭЛТ-экранов, но стандарты все еще включают их для цифровых дисплеев).
Однако все вышесказанное относится к несжатым сигналам. В DisplayPort 1.4 добавлена опция Display Stream Compression 1.2a (DSC), которая также является частью HDMI 2.1. В двух словах, DSC помогает преодолеть ограничения пропускной способности, которые становятся все более проблематичными по мере увеличения разрешения и частоты обновления. Например, базовое разрешение 24