Всему своя месть
Как художники, писатели и поэты увековечивали своих обидчиков
Исследователи из Кембриджа установили, что Альбрехт Дюрер изобразил себя на росписи алтаря в церкви доминиканского монастыря во Франкфурте-на-Майне из-за мести. Он работал над центральной частью триптиха в 1509 году и вел активную переписку с заказчиком, патрицием Якобом Геллером, требуя более щедрую оплату, однако соглашение так и не было достигнуто, и в отместку Дюрер решил сделать себя центром композиции — фигура художника находится сразу под возносящейся Марией. Ульяна Волохова выяснила, что еще месть принесла искусству.
Микеланджело: месть за оскорбление работы
В 1536 году Микеланджело Буонарроти по заказу папы Павла III начал работать над росписью алтарной стены Сикстинской капеллы. Масштабная фреска была посвящена Страшному суду и отделению праведников от грешников — в композиции было почти 400 человеческих фигур, практически все они, в традиции ренессансного восхищения человеческим телом, были обнаженными. Как утверждает летописец эпохи Возрождения и биограф Микеланджело Джорджо Вазари, в 1541 году, за несколько месяцев до окончания работ над фреской, Павел III пришел взглянуть на нее вместе со своим церемониймейстером Бьяджо да Чезена. Последнему фреска категорически не понравилась: «Позор, что в столь священном месте изображены нагие тела в столь непристойном виде»,— заявил он, добавив, что такие рисунки больше подходят «для общественных бань и таверн». Микеланджело был оскорблен и, дойдя до сцены ада, изобразил церемониймейстера в виде мифического царя Миноса с ослиными ушами, чей пенис заглатывала огромная змея. Чезена попытался уговорить Павла III заставить Микеланджело убрать его с фрески, но папа заявил, что над чертом он не властен и Чезена сам должен договариваться с Микеланджело. Судя по тому, что фреска сохранилась до наших дней, договориться им не удалось.
Михаил Лермонтов: месть за неразделенную любовь
В 1830 году 15-летний Михаил Лермонтов познакомился с 18-летней Екатериной Сушковой и влюбился в нее. Он пытался ухаживать, написал цикл любовных стихов, но был отвергнут и три года не встречался с Сушковой. В 1833 году у нее начался роман с кузеном Лермонтова Александром Лопухиным, они хотели пожениться, но родные противились этому браку, и влюбленные думали, как их переубедить. В разгар этой сложной ситуации Лермонтов решил отомстить Сушковой: он отбил ее у Лопухина, а затем бросил ее сам. Этого, однако, ему показалось мало, и в 1836 году он решил написать на основе этой истории роман — «Княгиня Лиговская». События в нем точно передают перипетии отношений Лермонтова и Сушковой, выставляя последнюю не в лучшем свете: главная героиня, девушка в летах Елизавета Негурова, отчаянно боится остаться одна и поэтому отвечает на любые ухаживания в надежде выйти замуж.
Эдгар Аллан По: месть за карикатуру
В 1846 году между Эдгаром Алланом По и Томасом Данном Инглишем началась вражда. Из-за чего именно она началось, сказать сложно: известно, что По написал про Инглиша несколько резких критических эссе в прессе, затем писатели подрались, потом снова обменялись колкостями в прессе и, наконец, Инглиш выпустил роман «1844, или Могущество С.Ф.». Роман повествовал о тайных обществах и был довольно запутанным, но одно в нем было понятно сразу: главный герой, Мармадьюк Хаммерхед, пьяница, домашний тиран и автор поэмы «Черная ворона», вечно бормочущий себе под нос «Nevermore»,— это карикатура на Эдгара Аллана По. Тот в долгу не остался и в отместку написал рассказ «Бочонок амонтильядо», наполненный цитатами из