Драгунский прожил по нынешним меркам недолго и написал немного

ДилетантКультура

Виктор Драгунский

Портретная галерея Дмитрия Быкова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЁН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЫКОВЫМ ДМИТРИЕМ ЛЬВОВИЧЕМ

1.

Драгунский прожил по нынешним меркам недолго (1913–1972) и написал немного — цикл подростковых рассказов, две взрослые повести и полсотни песенных текстов. Как у всех талантливых детских писателей, у него получились отличные потомки  — лучший, по-моему, современный русский прозаик Денис Драгунский и едва ли не лучший драматург своего поколения Ксения Драгунская плюс замечательная художница и эссеистка, внучка Ирина (Денисовна) Драгунская. Они как бы сочиняют недописанное им. С Драгунским-старшим у меня почему-то две устойчивые ассоциации — Куприн и Конан Дойль.

Разберёмся сначала с Куприным: оба были атлеты, выступали, случалось, в цирке (Драгунский, как говорят цирковые, работал клоунаду, Куприн — французскую борьбу), вообще сменили множество профессий, оба для души сочиняли стихи, а прославились в жанре короткого рассказа, тогда как повести их вечно упрекали за рыхлость и беллетристические штампы. Оба были сентиментальны, как все физически сильные люди. Обоих привлекали авантюристы, силачи, циркачи  — Куприн написал о них едва ли не лучшие свои рассказы: «Allez!», «Ольга Сур», «Легче воздуха», а Драгунский написал повесть «Сегодня и ежедневно», а среди «Денискиных рассказов» сам выделял «Девочку на шаре», рассказ, который решительно все называют в числе лучших. Дело в том, что в цирке всё честно, там халява не работает, ибо всегда присутствует смертельный риск; и там же ребёнок испытывает самое острое счастье, ибо видит чудо. Драгунский и Куприн много рассказывают о спасительности сильных чувств, радикального опыта, чудес, без которых жизнь пресна и трудно выносима. Такой рассказ у Куприна, например, — «Слон», где чудесный слон приходит опять-таки из цирка.

Ну и всякие совпадения по мелочи — то, что у обоих были красавицы-дочери, которых звали Ксениями. Оба любили заложить за воротник, но не с горя или от слабости, а наоборот, от избытка чувств, чтобы хоть как-то притупить невыносимую остроту бытия; и конечно, оба окружены были друзьями, прихлебателями и людьми разных удивительных профессий.

Вторая ассоциация  — с Конан Дойлем  — сложнее, у меня она чисто внешняя — в детстве в моём распоряжении была прекрасная домашняя библиотека, но самых трудно доставаемых книг в ней не было, а в классе выше всего ценились рассказы о Холмсе и, соответственно, о Дениске. Их давали почитать, но ненадолго. Само собой, у Драгунского есть пародия на триллер «Человек с голубым лицом», хотя рассказ этот вполне серьёзен и даже по-своему трагичен. Есть и более глубокое, структурное сходство  — главным героем обоих циклов является трикстер, у которого есть менее харизматичный друг (Ватсон или Мишка Слонов). Но главное  — в основе почти каждого рассказа Драгунского тоже лежит тайна, хотя и не детективная: Дениска постигает мир и обнаруживает массу тайн, внезапностей, чудес  — совершенно элементарных на взрослый взгляд, но завораживающих на детский. Самый наглядный пример того, как Драгунский делает чудо буквально из ничего, — из выставки певчих птиц на ВДНХ, из конкурса поющих канареек, — чудесный лирический рассказ «Белые амадины»: обычно в «Денискиных рассказах» наличествует острый сюжет, трюк, а тут ничего, чистое восхищение. Сейчас таких волшебных детей, способных умиляться белыми амадинами, почти не бывает, или литература о них не рассказывает, потому что не могут же они вовсе перестать воспроизводиться.

Впрочем, иногда в «Денискиных рассказах» наличествует и почти детективный сюжет  — «На  Садовой большое движение», например. Но мы были наивные советские дети, многие искренне полагали, что парень просит велосипед у Дениски действительно ради больной бабуси в беленьком платочке, а не возвращает его потому, что, может быть, его сбили, — ведь на Садовой такое движение! Денис Драгунский мне рассказывал, что среди советских читателей это было заблуждение довольно частое.

2.

У Драгунского была довольно экзотическая биография: он родился в Нью-Йорке, куда его молодые родители уехали из Гомеля. Но в Штатах им не понравилось, и они вернулись. Собственно, вся биография отца и роковая судьба бабушки Риты (по отцовской линии) подробно изложены в книге Дениса Драгунского «Подлинная жизнь Дениса Кораблёва»: это сочинение — из лучших у него. Он и про других пишет неплохо, по мне, так он просто главный новеллист нашего времени, но когда прикасается к темам интимным — прежде всего к родителям и собственному детству, — сила его удваивается. Скажем, рассказ «Бронзовые люди» — об истоках и возможных вариантах развития «Девочки на шаре» — кажется мне просто идеальным, потому что идеальный рассказ и должен быть похож на печальный сон о детстве. Так вот, роковая красавица Рита похоронила первого мужа, вышла замуж за красного командира, похоронила и его, вышла замуж за артиста (и родила от него), но артист уехал, и она вышла замуж, если я ничего не путаю, за нэпмана. Она меняла мужей в полном соответствии с эпохой. Виктор Драгунский сначала стал актёром, потом циркачом, потом ополченцем  — и написал об этом ополчении, о первом полугодии войны, повесть «Он упал на траву».

У него почти всё написано от первого лица — и обе повести, и рассказы. Почему?— Ну, наверное, только при этом условии возможна его интонация, очень непосредственная, но при этом выдающая книжного ребёнка, с вкраплениями литературных красот, над которыми сам автор иронизирует, с обыгрыванием речевых штампов, с повторами и отступлениями. Больше всего повесть «Он упал на траву» похожа на другой дневник необстрелянного юноши, считай, подростка, — «Будь здоров, школяр!» Булата Окуджавы. Пересказывать и описывать эту прозу бессмысленно — её главные события разворачиваются в душе автора, которая мучительно борется с внешним давлением. Собственно, главная тема Драгунского всегда была — именно попытка лирического (в чистом виде лирического) героя сохранить себя в изменившемся, всё более беспощадном мире. В этом смысле Драгунский  — самый актуальный сегодня писатель и самый глубинно антисоветский. Потому что в советской литературе ведь как? Советская литература больше всего поглощена желанием сделать из книжного мальчика, интеллигента, неженки и одиночки какую-то новую сущность, загрубевшего, с механическими предсказуемыми реакциями члена коллектива. А Драгунского интересует, как ему сохранить ребёнка с его чистыми и правильными, неизвращёнными, ненасильственными реакциями. И «Он упал на траву» — как раз попытка увидеть войну так, как видит её одинокий книжный юноша, вдобавок калека (у него нога короче другой, его по инвалидности не призывают).

Драгунский был из тех вызывающе несоветских писателей, что позволяли себе не радоваться собственной гибели, не приветствовать испытания и вообще не думать, что только в невыносимых условиях закаляется сталь. Вот у него уходит ополчение — уходят те, кого не призвали по здоровью или возрасту: «Во дворе стояла та особенная тишина, которая часто бывает в приёмных больниц, когда человек знает, что ложиться на операцию нужно, это неизбежно, тут ничего не поделаешь, и всё это на пользу, во имя здоровья и, может быть, самой жизни. А всё-таки внутри у тебя сиротливо, и боязно тебе, и торжественно

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Зерновая сделка Зерновая сделка

Обитатели Древнего Рима вполне могли бы сделать символом своей жизни колос

Дилетант
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Крутые повороты Крутые повороты

Переворот и революция, которые вывели Португалию на путь демократии

Дилетант
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Дочь Ра Дочь Ра

Клеопатре суждено было стать последней царицей относительно независимого Египта

Дилетант
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Был ли аншлюс ГДР? Был ли аншлюс ГДР?

Читаем новый единый учебник всеобщей истории для 11 класса

Дилетант
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
«Одним меньше стало» «Одним меньше стало»

Какую палитру мнений вызвала кончина главы советского правительства?

Дилетант
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Семинарист, журналист, революционер Семинарист, журналист, революционер

У Булгакова Петлюра предстаёт персонажем мистическим, почти Антихристом

Дилетант
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Рим и германцы Рим и германцы

Встреча с варварами потрясла Рим, заставив изменить организацию римской армии

Дилетант
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Разрушитель порядка Разрушитель порядка

Попробуем нарисовать исторический портрет князя Потёмкина

Дилетант
Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку

Рассрочка для квартир – полезный инструмент продаж, хотя и несет в себе риски

Ведомости
Алексей Ботян: легенды и быль майора Вихря Алексей Ботян: легенды и быль майора Вихря

Когда заходит речь о Алексее Ботяне, его называют «спасителем Кракова»

Дилетант
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Вот такой гуманизм по-большевистски Вот такой гуманизм по-большевистски

Вопросы для Василия Христофорова, одного из авторов «Высылки вместо расстрела»

Дилетант
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Весна императора Весна императора

Цезарь — политик-хищник, с чьим именем неотрывно связана Римская империя

Знание – сила
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
Тюрьма народов Тюрьма народов

Как побег из Алькатраса лишь укрепил имидж легендарной тюрьмы

Дилетант
Соло-мама Соло-мама

Каких ошибок стоит избегать женщинам, которые растят детей в одиночку

Лиза
Дача под боком Дача под боком

Идеи оформления балкона, которые перенесут тебя за город

Лиза
Медвежий угол Медвежий угол

Как оргкомитет московской Олимпиады-80 зарабатывал – рубли и валюту

Ведомости
Кадровый агропотенциал Кадровый агропотенциал

Роль государства и бизнеса в решении проблемы дефицита персонала

Агроинвестор
Дорогой инноваций Дорогой инноваций

Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

Эксперт
Кто открыл лазейки в вузы Кто открыл лазейки в вузы

Школьные олимпиады становятся местом отработки способов незаконного поступления

Монокль
Между фугой и фуззом Между фугой и фуззом

Современные композиторы, ломающие жанровые барьеры

Weekend
Открыть в приложении