Тулумбасы запорожских казаков
«С Богом!» Вдохновлённые гетманом сечевики выходят в просвет между возами, навстречу грозному врагу. В то же мгновение воздух сотрясает чудовищный гул: восемь огромных, голых по пояс чубатых запорожцев ударяют колотушками по коже, натянутой поверх гигантского котла. Казацкий тулумбас зовёт к бою.
Думаю, всякий, кто видел прекрасный фильм Ежи Гофмана «Огнём и мечом», никогда не забудет сцену битвы при Жёлтых Водах. Взволнованный опасностью Хмельницкий, полковник Кривонос с саблей, закинутой за спину, с люлькой в зубах — впереди куреня, идущего в ложную атаку, грозные крылатые гусары, безнадёжно вязнущие в разбухшей от дождя степи, редеющие под огнём самопалов и пушек. Юный Потоцкий, ведущий поляков на неравный бой. И конечно, рёв тулумбаса. Этот древний, а может быть, и древнейший музыкальный инструмент мы привыкли называть литаврами. Простая идея — натянуть кожу поверх котла и бить по ней кулаком или палкой — родилась так давно, что мы не можем отследить такой барабан ни по каким достоверным источникам. В Ассирии он уже был, в Греции — конечно, в Риме — естественно.
Родился он наверняка не столько для того, чтобы задавать ритм пляскам и пению, но чтобы подавать сигнал бедствия или собирать вои нов. И так же, как и большие трубы, навести ужас на врагов. В Европе XV века мы уже видим литавры в вой сках, чаще всего у конницы. Ведь кавалерии не подходит обыкновенный барабан, бить в который надо двумя руками. На востоке Старого Света котлы с натянутой кожей достоверно отмечены в веке семнадцатом, том самом, когда на Украине пылает огонь