Катерина Мурашова: Почему дети болеют
Детский психолог Катерина Мурашова объясняет, почему некоторые дети постоянно болеют, и рассказывает, как этого избежать
Их довольно много. Максимум, по моим наблюдениям, приходится на самый деятельный, интересующийся, познающий возраст — 11–15 лет. Девочки чаще мальчиков. Но у мальчиков более тяжелые, в том числе и в прогностическом смысле, случаи. И практически никогда формирование этого явления не обходится без деятельного участия родителей. Вы можете не допустить. Предупрежден — значит вооружен.
Как это обычно выглядит?
Например, так:
— Вы знаете, вот что поразительно: сын родился здоровым. Понятно, когда ребенок с самого начала слабенький, много болеет. А у нас не так. У него даже сопли редко бывали, в четыре года один раз болело ухо, и все. В детский сад ходил постоянно с трех лет, многие дети там плакали, за мам цеплялись, а он сразу пошел с удовольствием. Одна наша родственница — учительница начальных классов, она с ним занималась, к школе он уже умел читать, писать, считать, даже таблицу умножения почти наизусть знал. Понятно, что в первом, да и во втором классе ему было скучновато. Учительница предлагала перевести его в третий, но решили оставить: уже и к учительнице привык, и друзья у него там появились. Опять же — таскал в школу всякие машинки, какие-то гонки они там на переменах и после уроков устраивали. В гости ходил, какие-то его приятели к нам после школы приходили, бабушка их всех бутербродами кормила, потому что суп они есть не хотели.
Учительница сказала: наша школа так себе уровнем, ваш мальчик идет по учебе хорошо, смышленый, общительный, попробуйте после начальных классов в гимназию. Чем выше уровень образования, тем лучше перспективы. Логично? Мы решили, что логично. Попробовали, он поступил легко.
И вот в гимназии-то, к концу пятого класса, началось. Он на самом деле сразу жаловался, причем не на программу вначале, а на детей. Мама, мне дружить не с кем. Я спрашиваю: тебя обижает кто-то? Он говорит: нет, что ты! Просто они все вообще не играют, только учатся, в телефонах сидят и на кружки ходят. Я не знаю, как мне с ними. Мы видим — ему и вправду скучновато после уроков. Тогда мы его тоже в кружки записали и в бассейн. Тут он и начал болеть. Мы сначала решили, что это из-за бассейна: простужается. Перестали туда ходить. Потом — что из-за дороги в общественном транспорте: в гимназию надо было три остановки на маршрутке ехать. Стали его на машине возить.
А он все болеет и болеет. Сначала простудные были, потом бронхиты пошли. В седьмом классе — воспаление легких. Сидел дома почти два месяца, никто из одноклассников даже не позвонил. Ходил к нему мальчик со двора из старой школы, они вместе в компьютер играли. По учебе отстал, конечно. Мы наняли репетитора, тот говорит: я могу помочь только тому, кто сам хочет, а ваш моих заданий не делает и вообще думать не желает. В гимназии сказали: «Вы уверены, что вам нужна наша программа? Болезнь болезнью, но мы не видим не только никакого рвения, но даже и простой лояльности. Ваш сын договаривается с педагогом о дополнительном занятии и сам же на него не приходит». Мы с ним, естественно, как следует поговорили. Через два дня он ночью стал задыхаться. Приехала скорая, врач сказал: ну что ж вы хотели — пять бронхитов почти подряд, пожалуйте в астму. Он еще месяц дома просидел, потом вернулся в гимназию и говорит: мам, я там уже совсем ничего не понимаю, и мне все учителя в открытую говорят, что лучше перейти в другую школу.
Ушли мы из гимназии, в старую школу он не захотел, нашли еще одну, обычную, рядом. Там сначала все вроде было хорошо, и ребята его хорошо приняли, и программа полегче, он даже несколько пятерок принес. А потом: мама, что-то мне дышать трудно. Можно я сегодня в школу не пойду? Мы с отцом на работу, а он — к компьютеру, какая-то у него там сетевая игра, в которую, как он говорит, 14 миллионов человек играют. 14 миллионов разом. Это ж даже подумать страшно.
Через некоторое время мы сообразили, что что-то не то происходит, стали его заставлять в школу ходить — тогда он и вправду стал болеть: кашель, температура, дышит со свистом, один раз даже в больницу его увезли, гормоны кололи, чтобы приступ снять. Или уходит как бы в школу и идет все к тому же старому дружку — у него дома днем никого нет, они вместе школу прогуливают и все в ту же игру играют. Нам говорят: нужен спорт, лечебная физкультура — да какое там! Он с дивана только в туалет и встает. А поесть ему бабушка на диван приносит — как же, мальчик болеет! И вот уже девятый класс начался, и мы не понимаем, что нам дальше-то делать?