Бестужевы (Бестужевы-Рюмины)

Эту фамилию больше всего прославила плеяда декабристов, которых, пожалуй, хватило бы на небольшой отдельный отряд. Но и без них род вряд ли затерялся бы среди многочисленных дворянских семейств: в нём были крупные чиновники, дипломаты и даже канцлер Российской империи. При этом Бестужевы до сих пор остаются родом с довольно таинственным происхождением и запутанной генеалогией.
В самом конце XVII века, когда Бестужевы начали превращаться в по-настоящему заметный и влиятельный род, им понадобилась достойная нового статуса родословная. Предки голубых кровей нашлись быстро — и не где-нибудь, а в далёкой Англии. «Род происходит от древней благородной фамилии Великобританского Королевства, именуемой Бест, из знатного Кентской провинции дому Бестюров», — гласит Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. Там же утверждается, что в 1403 году из Англии на службу к великому князю Василию Дмитриевичу выехал некий Гавриил Бест, от которого и пошли Бестужевы.
Если эта история покажется кому-то слишком уж сказочной, он будет абсолютно прав. Современные историки не сомневаются, что речь идёт об изобретательной мистификации. Раскручивать предание о знатных предках с Альбиона — случайно или нет — стали как раз в тот период, когда Пётр I только начал прорубать «окно в Европу». Легенда о Гаврииле Бесте появилась с подачи воеводы Петра Михайловича Бестужева, который даже предоставил в Разрядный приказ необходимые бумаги — конечно, поддельные. В этот же период он вместе с ближайшей роднёй получил от царя разрешение принять фамилию Бестужев-Рюмин. Мотивация для добавления второй части фамилии была довольно-таки высокомерной: мол, в Новгороде и Костроме живут Бестужевы-однофамильцы, у которых английских предков не было. Чтобы отделиться от «простолюдинов», фамилию удлинили, добавив к ней прозвище Якова Рюмы Бестужева — сына легендарного британца Беста.