Как индустрии выживают в период пандемии: ювелирно-часовой бизнес
Закрытие производств и магазинов, нарушение договоренностей и сроков, срыв контрактов и поставок — лишь небольшая часть проблем, с которой столкнулись представители ювелирно-часового бизнеса. Слово российским предпринимателям.
Часы и украшения не являются предметами первой необходимости, поэтому в период кризиса не оказываются в фокусе покупательской активности. Тем более во время пандемии, когда закрыты все физические точки продаж. Уход в онлайн и максимально оперативная доставка на дом — пока единственный способ коммерческого существования для производителей часов и украшений. «РБК Стиль» выяснил, о чем думают представители ювелирного и часового бизнеса в ожидании «дивного нового мира».
Константин Чайкин, основатель и совладелец мануфактуры Konstantin Chaykin
У нас прекрасные перспективы. За падением всегда следует подъем, это закон.
«Кризис начал чувствоваться приблизительно с начала февраля в виде резкого снижения активности наших китайских клиентов. Затем по нарастающей снижение продаж наблюдалось по всему миру, не только где уже была эпидемия, но и в других странах, так как, вероятно, многие бизнесы были завязаны на Китае. Уже есть несколько случаев, когда клиенты не готовы внести вторую часть оплаты за полностью готовые часы, поскольку испытывают финансовые проблемы, кто-то потерял бизнес, кто-то просит переждать некоторое время. И, конечно, общие пессимистичные настроения не располагают к покупке часов. Но, как ни странно, результаты в марте лучше, чем в феврале, вероятно потому, что часть наших клиентов, находясь на карантине (это Италия, Китай), начинает делать покупки от скуки. Продажа через Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) конечно работает, но что касается доставки по миру, это сейчас большая проблема, мы пробуем ее решить.
Поскольку наше производство почти все делает инхаус, локдаун приводит к его остановке. Мы можем вынести на удаленку работу конструктора, снабжение, логистику, но станок в несколько тонн на балкон не поставишь. Тем не менее несколько работников, которые могут использовать негабаритное оборудование, пробуют сейчас работать из дома.
Потери за первый квартал текущего года составляют примерно 10–15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом я понимаю, что следующий квартал будет иметь гораздо более ощутимые потери, так как никто не отменял оплату аренды и выплату зарплат сотрудникам, которые не на удаленке. Плюс остаются проблемы с отправкой, а следствие этого — задержки с выплатами второй части оплат за часы. Думаю, общие потери только за текущий месяц составят около 2-3 млн. руб.
На первое полугодие этого года было запланировано несколько выставок. И конечно, сильным ударом была отмена Baselworld — на ней мы всегда показывали новинки. Она была сильным драйвером на весь будущий год за счет большого потока потенциальных клиентов и высокой информационной активности, обеспечивала квартальный объем продаж. Кроме того, из-за эпидемии мы вынуждены были пересмотреть планы производства и сдвинуть выпуск и презентацию новых часов. Есть несколько сорванных контрактов, в том числе крупных.
Думаю, что уязвимыми являются сегодня все представители малого и среднего бизнеса, которых эпидемия и "поддержка" власти поставили в суперпозицию (в квантовой механике: одновременное наличие двух альтернативных состояний. — "РБК Стиль"). Я начал свой бизнес ровно 20 лет назад и успел пройти уже несколько кризисов — так что опыт справляться со сложными ситуациями есть и я готов к затяжному кризису. Слабой стороной моего бизнеса является аккумуляция максимального цикла производства на своей площадке, но для этого было много причин.
Мой прогноз: 30% часового ретейла в мире прекратит свое существование. Тем не менее показателен пример Швейцарии. После объявления карантина выступила президент страны Симонетта Соммаруга и пообещала, что ни один бизнес в Швейцарии не обанкротится. Моему приятелю, владеющему аукционным домом в Цюрихе, всего за 30 минут одобрили и перевели на счет беспроцентный кредит на пять лет. Так что в Швейцарии все будет хорошо. Нам же пока выводы делать рано. Пройдет локдаун, посмотрим на brave new world, откроем ящик и пощупаем пульс у кота».