Половцы и печенеги в искусстве
В древности обитатели Дикого поля становились персонажами сказок, а позднее — героями опер, художественных полотен и судебных речей.

«Половецкие пляски», Александр Герасимов
1955
Картины советского художника Александра Герасимова считались образцовыми работами в жанре социалистического реализма, а портреты Иосифа Сталина — каноническими. Автор неоднократно становился лауреатом Сталинской премии и возглавил Академию художеств СССР. Тем неожиданнее оказалось написанное художником масштабное полотно «Половецкие пляски». Безумство языческого танца резко контрастировало с такими его работами, как «Гимн Октябрю» и «Вести с целины».

Речь в суде, Федор Плевако
1870-е

Писатель Викентий Вересаев оставил воспоминания о яркой речи известного адвоката Федора Плевако в защиту старушки, обвиняемой в мелкой краже: «Много бед, много испытаний пришлось перенести России за её больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали её, половцы, татары и поляки. Двунадесять языков обрушились на неё, взяли Москву. Всё вытерпела, всё преодолела Россия, только крепла и