Почитать. Топ-10
1Шпионы Красного моря. Невероятная история бутафорского курорта «Моссада»
Раффи Берг
М.: Книжники, 2024. — 304 с.
«Из поколения в поколение эфиопские евреи называли себя иудеями, изгнанными из Эрец-Исраэль — Земли Израиля — ещё в библейские времена. Их происхождение — загадка; до совсем недавнего времени, до середины XIX века, они были полностью отрезаны от мирового еврейства и даже предположить не могли, что бывают белокожие евреи… В 1979 году усилиями двух людей, хитроумного еврейского беженца из Эфиопии Фереде Аклума и непревзойдённого израильского тайного агента Дани, был проложен тайный путь, тропа в Эрец-Исраэль». Эфиопские евреи бежали из Судана. Пересечение границы Эфиопии без разрешения на выезд считалось преступлением, а выезд в Израиль — изменой. В операции по вызволению эфиопских евреев под кодовым названием «Моисей» были задействованы подразделение «Моссада» и агенты ЦРУ по инициативе премьер-министра Менахема Бегина. Захватывающие перипетии этой истории рассказывает Раффи Берг, опираясь на ставшие доступными документы.
2Золотой век династии Гонзага Франческо и Изабелла. Ренессанс в Италии
Лука Сарци Амаде
М.: Слово, 2024. — 304 с.
«Карнавал 1480 года подарил Мантуе драму “Сказание об Орфее”, весна того же года — перспективу новой свадьбы: в день Пятидесятницы 13-летний Франческо II обручился в Ферраре с милой 6-летней девочкой Изабеллой, старшей дочерью сурового герцога Эрколе I д’Эсте. За четыре года до этого герцог приказал обезглавить своего молодого племянника Николо, который осмелился претендовать на узурпированный им трон, — однако юношу укрыл у себя в Мантуе маркиз Лудовико. Это породило заметное напряжение в отношениях между двумя государствами. Так что заявка на брак стала для всех способом положить конец обидам». Род Гонзага сыграл выдающуюся роль в европейской культуре и культуре итальянского Возрождения. Без упоминания этой фамилии вряд ли можно обойтись при разговоре о Ренессансе. В своей книге Лука Сарци Амаде рассказывает историю взаимоотношений Франческо II Гонзаго и Изабеллы д’Эсте. Разумеется, не просто так, но в контексте ренессансного искусства и итальянской истории XV-XVI веков.