Первый Берлинский кризис
Берлинский кризис 1948–1949 годов стал первым крупным испытанием на прочность послевоенного мира и ознаменовал начало холодной войны. В качестве субъектов кризиса выступили СССР, с одной стороны, а с другой — США, Великобритания и Франция. Объектом кризиса была Германия, которая вследствие этих событий обрела субъектность: в 1949 году возникли два германских государства — ФРГ и ГДР.
На Ялтинской конференции (4–11 февраля 1945 года) лидеры Великобритании, США и СССР Уинстон Черчилль, Франклин Рузвельт и Иосиф Сталин решили придать столице поверженной Германии особый статус, создав там четыре зоны оккупации, — американскую, британскую, советскую и французскую. После Победы Берлин, находящийся в центре советской оккупационной зоны, был соответственно разделён на четыре сектора.
Проходившая с 17 июля по 2 августа 1945 года Потсдамская конференция «большой тройки» (теперь в неё входили Гарри Трумэн, ставший президентом США после смерти Франклина Рузвельта, Иосиф Сталин и Уинстон Черчилль, в ходе конференции заменённый новым британским премьер-министром Клементом Эттли) определила совместные политические и экономические принципы обращения с Германией. Союзники договорились, что в период оккупации страна должна рассматриваться как единое экономическое целое, пока не будет учреждено центральное германское правительство. Великие державы устанавливали в Германии свою верховную власть, которая должна была осуществляться главнокомандующими вооружёнными силами СССР, США, Великобритании и Франции, — каждым в своей зоне оккупации по инструкциям своих правительств, а также совместно по вопросам, затрагивающим Германию в целом. Как орган верховной власти победителей был учреждён Союзнический контрольный совет (СКС). В него входили маршал Георгий Жуков (СССР), генерал Дуайт Эйзенхауэр (США), фельдмаршал Бернард Монтгомери (Великобритания) и генерал Жан де Латр де Тассиньи (Франция).
Кроме того, на Потсдамской конференции было решено учредить Совет министров иностранных дел (СМИД) из представителей СССР, США, Великобритании, Франции и Китая для подготовки мирного урегулирования для Германии. Однако СМИД в силу объективных причин с этой задачей справиться не мог. Как писал в своём дневнике посол США в Москве Джордж Кеннан, «идея вместе с русскими управлять Германией является безумием».
Советские трофейные войска начали демонтировать и вывозить в СССР оборудование немецких фабрик и заводов ещё до принятия союзниками соглашений о репарациях. После Потсдамской конференции напряжение между союзниками стало нарастать, однако некоторые вопросы удавалось решить согласованно. Так, в ноябре 1945 года союзники подписали соглашение о свободном облёте советской оккупационной зоны в рамках установленных воздушных коридоров, что позволяло связывать французскую, английскую и американскую оккупационные зоны с соответствующими им секторами в Берлине.
Курс на раскол Германии наметился с осени 1945 года. После того как Францию не пригласили для участия в Потсдамской конференции, она объявила её решения не обязательными и заблокировала создание общегерманских административных структур. Париж проводил особую линию в оккупационной политике, рассчитывая на постепенную аннексию своей зоны оккупации, отделение от Германии Саарской области и Рурского бассейна. Предложение США объединить три зоны оккупации без участия Франции не нашло поддержки СССР, так как в новой системе управления не было предусмотрено право вето.
Великобритания и США договорились об объединении своих зон с 1 января 1947 года. Новое образование стало называться Бизонией. Лондон и Вашингтон предложили также создать для управления Руром международный контрольный орган с участием Франции, но без Советского Союза.
На Лондонском совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и стран Бенилюкса (февраль — июнь 1948 года), куда не был приглашён советский министр Вячеслав Молотов, было решено: созвать в ближайшее время учредительное собрание, которое разработает конституцию для западногерманского государства; распространить на три западные оккупационные зоны действие американского «плана Маршалла»; создать особый орган по контролю над Руром из представителей участвовавших в конференции государств (без СССР); принять согласие Франции на присоединение своей зоны к Бизонии и объединение трёх западных зон в Тризонию. Кроме того, в Лондоне было принято секретное решение — провести в Тризонии денежную реформу. Западные державы договорились подготовить создание сепаратного западногерманского государства со своей конституцией, парламентом, правительством и валютой. Однако решение общегерманских вопросов, согласно Ялтинско-Потсдамским договорённостям, должно было входить в компетенцию СМИД и СКС.