Отчитались своей совестью
Уже 29 июня 1941 года Ленгорисполком принял решение о вывозе детей в Ленинградскую и Ярославскую области. Был создан новый тип детских учреждений — интернаты, сохранившие номера школ, детских садов, детских домов или названия крупных городских организаций.
Руководство интернатом Государственного Эрмитажа было поручено заведующей школьным лекторием Любови Владимировне Антоновой, на плечи которой легла ответственность за жизни и здоровье 146 детей. «Мама Люба», как впоследствии долгие годы называли её эрмитажники, вспоминала, как директор музея Иосиф Абгарович Орбели вызвал её перед отъездом: «От здоровья детей в тылу будет зависеть настроение отцов и матерей на фронте. Вот вам пять тысяч рублей на “чёрный день”. Отчитаетесь своей совестью. (Лишь после войны я узнала, что это были его собственные деньги)».
В полдень 6 июля к Малому подъезду на набережной Девятого Января за детьми пришли голубые автобусы, отправлявшиеся на Московский вокзал. Оставив на перроне десятки матерей с глазами, полными слёз, поезд устремился в Ярославскую область и через три дня прибыл на станцию Красный Профинтерн в 40 километрах к востоку от Ярославля.
В день приезда привокзальная площадь была заполнена крестьянскими подводами — колхозники приехали встречать маленьких ленинградцев. В деревне Искробол их прямо на улице, перед зданием правления, ожидали накрытые столы и угощение от местных жителей. Интернат получил верхние этажи в нескольких домах, хозяева которых оставались жить внизу.
Городским детям было тяжело приспособиться к сельской жизни, дежурствам на кухне и мытью некрашеных полов — оказалось, что многие не умеют даже мыть посуду. Кроме бытовых трудностей, старших, в отличие от быстро привыкших к новому окружению малышей, угнетала тоска по дому и родителям. Но ни дети, ни воспитатели не могли даже предполагать, какие испытания ждут их впереди.